Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
Индивидуальный план повышения уровня
самообразования
учителя начальных классов
Фадиной Светланы Николаевны
Тема самообразования:
«Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченым»
К. Симонов
2023/2024 учебный год
Работа над темой начата в 2023 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2027 году.
Цели:
Показать органическую связь теоретических обобщений и их практического применения.
Знакомство с методами научного познания и важнейшими категориями научной информации.
Усиление наглядности обучения при помощи ТСО (компьютеров).
Развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Выявление и развитие способностей каждого обучающегося.
Формирование положительной мотивации учения у обучающихся.
Повышение своего методического уровня;
Получение прочных и глубоких знаний обучающимися.
Подготовка к экзаменам.
Задачи:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практических ситуациях.
Овладение школьными знаниями, понятиями, теоремами и формулами и широкими возможностями их применения при решении задач и доказательств математических законов.
Усвоение школьниками основных идей практического применения усвоенных знаний и умений на практике.
Формирование познавательного интереса к предмету.
Развитие творческих и индивидуальных способностей, осознанных мотивов учения.
Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Актуальность
В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения, то есть процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
ФГОС нового поколения отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук. Поэтому при изучении математики актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Практико-ориентированные задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования (внешнематематического, не внутриматематического).
Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность обучающихся в обучении, деятельностный подход.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности обучающихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Таким образом, если при обучении математики обучающихся средних образовательных учреждений систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задачи, то повысится:
качество математической подготовки обучающихся;
интерес к предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и качества знаний на уроках математики.
Выявление органической связи теоретических обобщений и их практического применения.
Получение прочных и глубоких знаний по математике учащимися
Успешная сдача экзамена по предмету.
Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые ФГОС и ФОП, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей математики | 2023/2027 регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по математике 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения математике 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно-математического цикла 4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 5. Выступать с докладами по теме самообразования. 6. Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации. | регулярно регулярно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии 3. Общение с педагогами на различных сайтах | регулярно 2023/2027 2023/2027 |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по теме имеющегося опыта. Обзор в интернете информации. | январь 2024 / январь 2027 | Школьные и районные МО Изучение литературы |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | январь 2024/ январь 2027 | |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Работа над темой самообразования Корректировка работы. | | Открытые уроки на различных уровнях. Участие в олимпиадах, конкурсах. Выступление на ШМО |
Обобщающий | | 2027 | Выступление на заседании районного МО учителей Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | | 2023/2027 | |
Таким образом, если при обучении математике систематически целенаправленно использовать практико-ориентированные задания с учетом их направленности, то повысится не только качество математической подготовки обучающихся, но и интерес к предмету, а также будут сформированы ключевые компетенции, которые будут использованы ими в их профессиональной деятельности. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий также приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.