СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Русские путешественники»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с важными географическими открытиями русских путешественников, определить  роль русских путешественников  в развитии географической науки.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Русские путешественники»»


Тема: «Русские путешественники»

Авторская разработка урока географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС.

Любовь Николаевна Кузьменко, учитель географии. МОУ «Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда».

Цели урока:

Образовательные:

 Познакомить учащихся с важными географическими открытиями русских путешественников.

Развивающие:

Выявить роль русских путешественников в развитии географической науки. Продолжить формирование умения работать с текстом и картосхемами учебника, картами атласа.

Развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас; расширять кругозор. Совершенствовать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру, формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 

Форма обучения: групповая.

Учебно-наглядный комплекс:

Учебник Е.М. Домогацких «Введение в географию». Карты атласа и картосхемы учебника.

Мультимедиа презентация «Русские путешественники».

Дидактический материал (карточки с заданиями)

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: Урок- игра.

Ход урока:

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности, создание положительного эмоционального фона на уроке.

Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирается капитан. Его задача - распределение ролей между членами команды при изучении нового материала и оценивание вклада каждого участника в работу группы.

II.Повторение изученного материала.

Задание №1. Используя ключевые слова, составить рассказ:

1 группа.

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия.

2 группа

Джеймс Кук, 1768, Великобритания, кенгуру.

3 группа

Джеймс Кук, 1772, Антарктида, Камчатка, Берингов пролив, Северный Ледовитый океан, 1779, Гавайские острова.

Задание №2.

1 группа.

Подобрать соответствие:

Луис Торрес а) 1768

Абель Тасман б) 1606

Джеймс Кук в) 1642

2 группа.

Подобрать соответствие:

Луис Торрес а) Гавайи

Абель Тасман б) Новая Гвинея

Джеймс Кук в) Новая Зеландия

3 группа.

Подобрать соответствие:

Луис Торрес а) отобрал у голландцев их открытие

Абель Тасман б) установлено, что все многочисленные земли

Джеймс Кук часть одного материка

в) прошел рядом, но в тумане материка не заметил


III. Определение темы урока.

Слайды № 2,3

На карте портреты русских путешественников.

Как вы думаете какую тему мы начинаем изучать сегодня на уроке?

IV. Изучение нового материала

Роли в игре.

Капитан распределяет роли, выясняет цель путешествия, устанавливает очередность выступления участников группы, оказывает помощь в поиске материала при выполнении заданий.

Журналисты (2) осуществляют запись путешествия.

Картографы (2) прокладывают маршрут туда и обратно. Гид ведет рассказ по карте.

Историки (2) излагают даты, события, значение путешествия.

Задание группам.

1 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.

Задание журналистам.

Используя текст учебника (стр.85), рисунок 47 на стр.85 подготовьте рассказ о путешествии Семена Ивановича Дежнева, вставив в текст пропущенные слова.

«Летом 1648 года казак____________________ отправился на поиски морского пути к устью реки______________. Плавание в водах____________ моря, как тогда называли Северный Ледовитый, было трудным.

Два судна разбилось, многие погибли от холода и голода. Только через 3 месяца корабли достигли мыса, который путешественник назвал _______________________, позднее он стал называться мысом____________».

Задание картографам и гиду.

Используя рисунок 47 на стр.85 и карту атласа нанести маршрут путешествия Семена Ивановича Дежнева. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия от Якутска до Нижне-Колымского острога. Подпишите объекты на карте (картографы).

Покажите по карте маршрут путешествия (гид).

Задание историкам.

Используя текст учебника (стр.85), выясните:

  1. В каком веке Семен Иванович Дежнев совершил свое путешествие?

  2. Что удалось открыть? В чем заслуга Дежнева?


2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.

Задание журналистам.

Используя предложенный текст (Приложение № 1) подготовьте рассказ о путешествии Витуса Беринга и Алексея Чирикова, вставив в текст пропущенные слова.

«В _______________остроге, под руководством _______________4 апреля _____ г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван__________________________.

На этом судне _____________и его спутники в __________г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции».

Задание картографам и гиду.

Используя карту атласа, нанести маршрут путешествия Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия в ходе I Камчатской экспедиции. Подпишите объекты на карте (картографы).

Покажите по карте маршрут путешествия (гид).

Задание историкам.

Используя предложенный текст (Приложение № 1) выясните:

  1. В каком веке была организована I Камчатская экспедиция? Кем?

  2. Что удалось открыть?





3 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.

Задание журналистам.

Используя ключевые слова, составить рассказ:

1741 года, на Камчатке, Петропавловск, «Святой Петр», Витуса Беринга, «Святой Павел», Алексей Чириков. 1741, Аляска, северо-западная часть Северной Америки, Алеутские, Командорские.

(стр.86-87)

Задание картографам и гиду.

Используя карту атласа, нанести маршрут путешествия Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Определить по каким географическим объектам проходил маршрут путешествия в ходе II Камчатской экспедиции. Подпишите объекты на карте (картографы).

Покажите по карте маршрут путешествия (гид).

Задание историкам.

Используя текст на стр.86-87, выясните:

  1. В каком веке была организована II Камчатская экспедиция?

  2. Что удалось открыть?

  3. Как сложилась судьба экспедиции В. Беринга?

V. Отчет групп о проделанной работе. Слайды № 4-20

Каждая группа рассказывает о путешествии, над которым работали, представляет картосхемы с маршрутом (Приложение №2). Рассказ сопровождается дополнениями учителя и презентацией.

VI. Рефлексия

Группам предлагается набор карточек. Необходимо выбрать карточки определенного путешествия. Командиру разместить карточки на доске. (Приложение №3)

1 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.

2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.

3 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.

VI. Домашнее задание. Слайд №21


Параграф 17, вопросы на стр.88

Задание «от теории к практике» (стр.88): найти названия географических объектов, названных в честь русских путешественников.

“Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте России”.

Море

Остров

Пролив

Мыс

 

 

 

 






















Приложение №1

Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга.

В Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».

На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.

Результаты I Камчатской экспедиции

Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I, 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.





























Приложение №2







Приложение №3


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!