СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема рока, предопределения, воли в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по повести «Фаталист»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Тема рока, предопределения, воли в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по повести «Фаталист»).

Цель и задачи урока: познакомить учащихся с повестью «Фаталист», помочь понять, как раскрываются темы судьбы, воли в повести; развивать умения отстаивать свою точку зрения; развивать способности к критическому мышлению; развивать творческую активность в процессе коллективной и индивидуальной работы; использовать материал урока для нравственного воспитания учащихся, ответственности за свою судьбу и судьбу родины.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: толковый словарь, индивидуальный раздаточный материал, текст повести М.Ю.Лермонтова «Фаталист», портрет М.Ю.Лермонтова, эпиграф: Фатализм, вера в предопределение – одно из самых мрачных заблуждений человеческого рассудка, которое лишает человека нравственной свободы…  М.Ю.Лермонтов.

Опережающие задания: сообщение о Печорине, сообщение о Вуличе.

Просмотр содержимого документа
«Тема рока, предопределения, воли в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по повести «Фаталист»).»

Тема: Тема рока, предопределения, воли в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по повести «Фаталист»).

Цель и задачи урока: познакомить учащихся с повестью «Фаталист», помочь понять, как раскрываются темы судьбы, воли в повести; развивать умения отстаивать свою точку зрения; развивать способности к критическому мышлению; развивать творческую активность в процессе коллективной и индивидуальной работы; использовать материал урока для нравственного воспитания учащихся, ответственности за свою судьбу и судьбу родины.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: толковый словарь, индивидуальный раздаточный материал, текст повести М.Ю.Лермонтова «Фаталист», портрет М.Ю.Лермонтова, эпиграф: Фатализм, вера в предопределение – одно из самых мрачных заблуждений человеческого рассудка, которое лишает человека нравственной свободы… М.Ю.Лермонтов.

Опережающие задания: сообщение о Печорине, сообщение о Вуличе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока, постановка цели, задач.

(На доске записаны слова: рок, судьба, предопределение, воля).

-Можно ли по этим словам догадаться, о чём будет идти разговор на уроке? Определите тему урока.

3. Стадия вызова.

1) Инсценировка эпизода.

2) Слово учителя.

-Тема свободы, воли, проходя через весь роман, становится центральной в повести «Фаталист». Вы увидели эпизод начала повести, в котором высказаны позиции участников беседы в отношении судьбы, рока, предопределения.

3) На доске записаны вопросы:

-Есть ли судьба? Управляет ли человеком случай, предопределение?

-Зачем, если есть неизбежная судьба, человеку даны воля, рассудок?

-Чтобы ответить на эти вопросы, мы воспользуемся приёмом «фишбоун».

Причина Причина Причина

возникновения возникновения возникновения

Проблема Вывод

Факты Факты Факты


На уроке будут составлены фишбоуны:

1. Есть ли Предопределение Власть случая Власть исторических Если

судьба? обстоятельств верить в

Управляет ли судьбу,то

человеком случай? чел. ожидает

трагедия

Эксперимент Гибель Вулича Эпоха безвременья,

Вулича, ставка на жизнь от удара шашки поколение 30-х годов


2. Зачем человеку Разум Сострадание, Решительность Служить

Даны воля, рассудок? желание помочь характера высоким целям,

людям обществу

Остановил себя Женщины воют Смелее иду вперёд

вовремя на этом приговаривая,

опасном пути причитывая

4. Стадия размышления.

1) Зачитывание цитаты из текста (читает учитель).

«Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу всё, что случилось со мною и чему я был свидетелем, и пожелал узнать его мнение насчёт предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:

-Да-с, конечно-с. Это штука довольно мудрёная».

-Вот и мы вместе с героем постараемся понять значение слов рок, предопределение, фатализм, фаталист (Работа с толковым словарём).

2)Беседа.

-К кому из героев повести относится её название? К Вуличу или Печорину?

-Заслушаем сообщения учащихся об этих героях (1-я группа). (Слушая сообщения о героях, учащиеся составляют концептуальную таблицу, помогающую ответить на поставленный вопрос).

Вулич Печорин

Чёрные, проницательные, глаза Проницательные, холодные.

выразительные

Холодная улыбка «Карие глаза не смеялись, когда он

смеялся».

Страсть к игре страсть «Первое моё удовольствие – подчинять

моей воле всё, что меня окружает».

Пари на жизнь мотивы Внимательно и быстро оценивает обста-

Равнодушие к жизни поступков новку; действует, увлекая других.

Наудачу взял пистолет «Офицеры меня поздравили – и точно,

было с чем».

-Какие события в повести наталкивают нас на дальнейшие размышления над проблемами урока? (Пари Вулича, гибель Вулича от руки пьяного казака, борьба Печорина с вооружённым пьяным казаком.)

2-я группа.

-Прочитать по ролям диалог Вулича и Печорина, завершающий эпизод пари.

-Что странно Печорину в поведении Вулича? Ради кого рисковал Вулич?

-Убедил ли этот случай Печорина в том, что человек подчинён предопределению?

(Чтение эпизода «Происшествие этого вечера произвело на меня впечатление

довольно глубокое и раздражило мои нервы… Попал невольно в колею, но я остановил себя вовремя на этом опасном пути».)

-Случайно ли гибель Вулича от руки пьяного казака. (Используя фишбоун, отмечаем факт: гибель Вулича; причина – власть случая.)

-Так ли это?

(Работа с текстом)

-Случайна ли смерть Вулича? (Нет. Вулич сам заговорил с пьяным казаком, который мог бы пройти мимо, не заметив его.)

-Обратимся к размышлениям Печорина на природе.

(Чтение наизусть.)

-Какое новое напоминание судьбы формулирует Печорин? С каким произведением Лермонтова схоже его размышление?

(Чтение стихотворения «Дума».)

Вывод. Печорин формулирует понимание судьбы как власти исторических событий, предопределяющих жизненный путь и психологию человека его времени.

(Составление фишбоуна).

Вывод. Итак, если считать, что судьба есть, если человек только полагается на судьбу, то человека ждёт трагедия.

Как и в стихотворении «Дума», автор выносит приговор молодому поколению 30-х годов. Умный человек растрачивает жизнь на пустяки и погибает.

-Почему «Фаталистом» заканчивается роман?

-Обратимся к эпизоду: борьба Печорина с пьяным казаком.

-Как действует Печорин?

-Ради кого?

-Почему Лермонтов так ясно нарисовал образ матери убийцы? (Сострадает ей – это новое качество Печорина.)

-Испытывает ли он удовлетворение своим поступком и почему?

-К какому убеждению приводит нас автор? (Человек должен действовать смело, не склонять головы даже перед мрачной действительностью.)

«Я всегда сам иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».

Вывод. Насколько грустнее и безнадёжнее были бы наши мысли после прочтения «Героя нашего времени», если бы мы расстались с Печориным на дороге, что вела его в Персию! Он смело пошёл навстречу судьбе.

5. Стадия рефлексии.

Составить синквейн по теме урока, о Печорине, о М.Ю.Лермонтове.

Судьба.

Активная, творческая.

Думать, размышлять, бороться.

Смело идти ей навстречу.

Свобода.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Почему роман заканчивается «Фаталистом»?»; эссе «Печорин – герой нашего времени»; сочинение-рассуждение «В чём я не согласен с автором романа?».

7. Комментированное выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!