Открытый урок русского языка в 3-м классе.
Тема: "Род имен существительных"
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный вход в урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. ( примерно 3 мин.)
Актуализация знаний.
Откройте тетради и запишите число.
-Ребята, прочитайте текст записанный на доске.
У моих родственников есть традиция - встречать вместе Новый год. На улице метель. Папа одевает тулуп и едет за ёлкой. Бабушка печёт пирог, а мама готовит праздничное угощенье. Сестра примеряет костюм. Вечером все родные соберутся на веселье. Весь наш род ждёт радость и волшебство.
-Ребята о чём этот текст?
-А у вас в семье есть традиции? _Замечательная традиция!
-У этой семьи есть традиция, встречать новый год вместе. А новый год-это подарки!Cегодня на уроке за правильный ответ, вы тое будете получать подарки.
-Запишите выделенные слова, поставьте в них ударение и подчеркните трудные для запоминания места.
Традиция-словарное слово, метель (безударная гласная в корне мет слова-мёл),тулуп (глухая п на конце слова –тулупа),пирог-словарное слово, угощение (безударная гласная в корне слова угощ- Для этого нужно подобрать такую словоформу или однокоренное слово, чтобы буква “о” стаяла в ударной позиции. Давайте попробуем найти проверочное слово вместе. Подобрать такое слово нелегко, так как слово “угощение” пришло к нам из древнеславянского языка. Угощать – это потчивать, принимать и кормить гостей, поэтому в данном случае слово “гость” будет являться проверочным словом для слова “угощение”, костюм- словарное слово, веселье- безударная гласная- весело, радость-(безуд. суффикс ость),Волшебство словарноеслово.
- Какое слово для вас оказалось малознакомым? (тулуп).
-Ребята, на вашем столе у каждого лежит толковый словарь, давайте откроем его и посмотрим значение слова тулуп.
Это устаревшее слово, (зимняя длинная верхняя мужская и женская одежда, сшитая из овчины). Носят их только в очень сильные морозы.
-Найдите в тексте однокоренные слова. (родственников, родные, род).
- Слово РОД- это наша тайна, которую нам придётся разгадать во время урока. Для того чтобы раскрыть тайну, я вам предлагаю выписанные слова разделить на две группы( 1-словарные слова,2-слова с орфограммами).
- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)
А давайте вспомним, что вы знаете о имени существительном?
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Обобщение
- Так что ж е такое имя существительное?( Ответы детей.)
- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)
- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?
Проблема.
- Давайте обратимся к знакомым уже словам.
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
-В начале урока,я вам говорила про тайну.
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
Слово «Род» поможет определить тему нашего урока. Ребята, у вас есть предположения ,какую тему урока, мы будем проходить сегодня?
- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)
Тема нашего урока РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
-Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр 25
(на доске развешиваю карточки).Ж.Р,М.Р.,Ср.Р.
(- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? местоимением )
*Чтобы определить род имени существительного ,надо подставить к слову слова-помощники он(мой),она (моя),оно (моё)
Ж.Р-она ,М.Р-он, Ср.р-оно.
- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
ж.р. (традиция, метель, радость)
м.р. (тулуп, пирог, костюм)
с.р. (угощенье, веселье, волшебство)
(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)
- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)
- По какому признаку их разделили? (по родам)
- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение. У вас на столах лежат конверты, возьмите серую карточку. Сначала прочтём стих-е хором.
Потом Кискину спросить.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
Работа по теме урока.
Работа в тетрадях.
Тетрадку кладём под угол 45*,спина ровная.
ЗАДАНИЕ: Первый ряд придумывают три слова мужского рода , второй ряд три слова женского рода ,третий ряд –среднего рода и пишут в тетрадь.
Проверка.
(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)
V. Физминутка.
Ребята, мы с сами так хорошо работаем- активно и я вам предлагаю немножечко отдохнуть. Встаньте все. Слушаем задание.
Я вам читаю слова ,а вы, если это женский род должны похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
VI. Продолжение по теме урока.
- Ребята, а сейчас мы поработаем в группах, вы должны проявить свои знания и умения. Каждый ряд получает карточку со словами -она лежит на второй парте каждого ряда ), вам необходимо определить и указать у существительных род )
Подойдите к второй парте каждого ряда.
Зима - Сибиряк- Вьюга- Эскимо- Холод- Пурга- | Стужа- Лыжник- Шуба- Пальтишко- Снег- Мороз- | Сосулька- Иней- Шапка – Поздравление- Лёд- Подарок- |
ПРОВЕРКА
Карточку с первого ряда приносит Кристина,со второго Милена, с третьего Антон.
РЕЗЕРВ.
Работа в парах. Творческая работа.
«Собери пазлы»
.
- Ребята, на партах у вас лежат пазлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Один пазл пустой, на нем вы напишите слово-помощник, для определения рода выделенного имени существительного.
(Участники пары на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)
Мороз(он мой) разрисовал стёкла красивым узором.
Солнце прячется за серые тучи.
Как же хороша новогодняя ёлка!
Снег искрится под лучами солнца.
Сегодня стоит чудесный зимний день.
Зима дарит нам много красоты и веселья.
По ёлкам скачет рыжая белочка.
Я люблю ходить в зимний лес.
Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.)
VIII. Обобщение.
-Давайте запишем в тетраде Предложение. Вам необходимо в нём найти сущест.и определить у них род.
Дедушка и внук пошли в зимний лес.
Вся семья села за новогодний стол.
На столе(н.ф-стол) стоит ваза
- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.
- Какого рода бывают имена сущ – е?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
Резерв (работа по учебнику) стр 25 упр 41
IX. Подведение итогов урока
_Ребята дед мороз отправил нам подарок-это плакаты, по которым мы можем
Запомнить правило о родах имён сущ.
Плакаты. Обобщение.
- Как определить род имени существительного?
Моно при помощи слов помощников и личных местоимений.
X. Домашнее задание. У вас записаны на карточках со стиотворением
1. выучите стихотворение
2. выучите правило
3. с. 26 упр 42.В этом задании вам необходимо поработать со словарём.
XI. Рефлексия.
«лестница»
- Ребята, нам необходимо подвести итоги урока в зависимости от полученного результата на уроке и наклейте на лесенку фигурки. На протяжении урока вы получали подарки. Кто получил большой подарок, тот получает оценку 5,маленькие 4,3.Кто не получил ,то вам на следующем уроке нужно обязательно поработать.