СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:"Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России"

Тема:"Род имён существительных"

Просмотр содержимого документа
«Тема:"Род имён существительных"»

Открытый урок русского языка в 3-м классе.

Тема: "Род имен существительных"

Ход урока

  1. Организационный момент

Эмоциональный вход в урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. ( примерно 3 мин.)

  1. Актуализация знаний.

Откройте тетради и запишите число.

-Ребята, прочитайте текст записанный на доске.

У моих родственников есть традиция - встречать вместе Новый год. На улице метель. Папа одевает тулуп и едет за ёлкой. Бабушка печёт пирог, а мама готовит праздничное угощенье. Сестра примеряет костюм. Вечером все родные соберутся на веселье. Весь наш род ждёт радость и волшебство.

-Ребята о чём этот текст?

-А у вас в семье есть традиции? _Замечательная традиция!

-У этой семьи есть традиция, встречать новый год вместе. А новый год-это подарки!Cегодня на уроке за правильный ответ, вы тое будете получать подарки.

-Запишите выделенные слова, поставьте в них ударение и подчеркните трудные для запоминания места.

Традиция-словарное слово, метель (безударная гласная в корне мет слова-мёл),тулуп (глухая п на конце слова –тулупа),пирог-словарное слово, угощение (безударная гласная в корне слова угощ- Для этого нужно подобрать такую словоформу или однокоренное слово, чтобы буква “о” стаяла в ударной позиции. Давайте попробуем найти проверочное слово вместе. Подобрать такое слово нелегко, так как слово “угощение” пришло к нам из древнеславянского языка. Угощать – это потчивать, принимать и кормить гостей, поэтому в данном случае слово “гость” будет являться проверочным словом для слова “угощение”, костюм- словарное слово, веселье- безударная гласная- весело, радость-(безуд. суффикс ость),Волшебство словарноеслово.

- Какое слово для вас оказалось малознакомым? (тулуп).

-Ребята, на вашем столе у каждого лежит толковый словарь, давайте откроем его и посмотрим значение слова тулуп.

Это устаревшее слово, (зимняя длинная верхняя мужская и женская одежда, сшитая из овчины). Носят их только в очень сильные морозы.

-Найдите в тексте однокоренные слова. (родственников, родные, род).

- Слово РОД- это наша тайна, которую нам придётся разгадать во время урока. Для того чтобы раскрыть тайну, я вам предлагаю выписанные слова разделить на две группы( 1-словарные слова,2-слова с орфограммами).

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

А давайте вспомним, что вы знаете о имени существительном?

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение

- Так что ж е такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

Проблема.

- Давайте обратимся к знакомым уже словам.

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

-В начале урока,я вам говорила про тайну.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

Слово «Род» поможет определить тему нашего урока. Ребята, у вас есть предположения ,какую тему урока, мы будем проходить сегодня?

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

Тема нашего урока РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

-Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр 25

(на доске развешиваю карточки).Ж.Р,М.Р.,Ср.Р.

(- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? местоимением )

*Чтобы определить род имени существительного ,надо подставить к слову слова-помощники он(мой),она (моя),оно (моё)



Ж.Р-она ,М.Р-он, Ср.р-оно.

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

ж.р. (традиция, метель, радость)

м.р. (тулуп, пирог, костюм)

с.р. (угощенье, веселье, волшебство)

(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение. У вас на столах лежат конверты, возьмите серую карточку. Сначала прочтём стих-е хором.

Потом Кискину спросить.

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

  1. Работа по теме урока.

  1. Работа в тетрадях.

Тетрадку кладём под угол 45*,спина ровная.


ЗАДАНИЕ: Первый ряд придумывают три слова мужского рода , второй ряд три слова женского рода ,третий ряд –среднего рода и пишут в тетрадь.

Проверка.

(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

V. Физминутка.

Ребята, мы с сами так хорошо работаем- активно и я вам предлагаю немножечко отдохнуть. Встаньте все. Слушаем задание.

Я вам читаю слова ,а вы, если это женский род должны похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)


VI. Продолжение по теме урока.

- Ребята, а сейчас мы поработаем в группах, вы должны проявить свои знания и умения. Каждый ряд получает карточку со словами -она лежит на второй парте каждого ряда ), вам необходимо определить и указать у существительных род )

Подойдите к второй парте каждого ряда.




Зима -

Сибиряк-

Вьюга-

Эскимо-

Холод-

Пурга-


Стужа-

Лыжник-

Шуба-

Пальтишко-

Снег-

Мороз-


Сосулька-

Иней-

Шапка –

Поздравление-

Лёд-

Подарок-

ПРОВЕРКА

Карточку с первого ряда приносит Кристина,со второго Милена, с третьего Антон.

РЕЗЕРВ.

  1. Работа в парах. Творческая работа.

«Собери пазлы»

.

- Ребята, на партах у вас лежат пазлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Один пазл пустой, на нем вы напишите слово-помощник, для определения рода выделенного имени существительного.

(Участники пары на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)

Мороз(он мой) разрисовал стёкла красивым узором.

Солнце прячется за серые тучи.

 Как же хороша новогодняя ёлка!

Снег искрится под лучами солнца.

Сегодня стоит чудесный зимний день.

Зима дарит нам много красоты и веселья.

По ёлкам скачет рыжая белочка.

Я люблю ходить в зимний лес.

Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.)


VIII. Обобщение.

-Давайте запишем в тетраде Предложение. Вам необходимо в нём найти сущест.и определить у них род.

Дедушка и внук пошли в зимний лес.

Вся семья села за новогодний стол.

На столе(н.ф-стол) стоит ваза

- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

- Какого рода бывают имена сущ – е?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?


Резерв (работа по учебнику) стр 25 упр 41


IX. Подведение итогов урока

_Ребята дед мороз отправил нам подарок-это плакаты, по которым мы можем

Запомнить правило о родах имён сущ.

Плакаты. Обобщение.

- Как определить род имени существительного?

Моно при помощи слов помощников и личных местоимений.

X. Домашнее задание. У вас записаны на карточках со стиотворением

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

3. с. 26 упр 42.В этом задании вам необходимо поработать со словарём.


XI. Рефлексия.

«лестница»

- Ребята, нам необходимо подвести итоги урока в зависимости от полученного результата на уроке и наклейте на лесенку фигурки. На протяжении урока вы получали подарки. Кто получил большой подарок, тот получает оценку 5,маленькие 4,3.Кто не получил ,то вам на следующем уроке нужно обязательно поработать.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!