СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: раздробленность русской земли

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: раздробленность русской земли»

Тема: раздробленность русской земли

Цель: раскрыть причины и последствия раздробленности Руси в

XIII-XIV веках.

Для этого решить следующие задачи:

учебная:

  1. раскрыть причины раздробленности Руси в XIII-XIVв в.;

  2. раскрыть и понять причины и последствия вторжения монголо-татар на Русь.

развивающая:

  1. отработать понятия;

  2. продолжить формирование умений, навыков и их применение.

воспитательная:

  1. воспитывать уважение к истории своего государства.


Методические приёмы:

  1. постановка проблемных вопросов для обсуждения;

  2. работа с документами, с учебником;

  3. индивидуальная работа;

  4. дискуссия по решению проблемных вопросов;

  5. самостоятельная работа с учётом возможностей каждого ученика


Эпиграф: «Раздрася вся русская земля»

(летопись)


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Посмотрите на карту Русь XI – XII в. и на карту Русь XIII – XIV в. сравните и сделайте все возможные выводы.

Возможные ответы:

На карте Русь XIII – XIV в. – по сравнению с Русью XI – XIIвв. государство раздроблено на отдельные княжества. Значит, как и Западная Европа, Русь переживала в это время раздробленность.

Сформулируйте тему урока.

Раздробленность русских земель.

Не случайно выбран эпиграф урока. Постарайтесь определить основную задачу, которую предстоит решить на уроке.

Раскрыть причины раздробленности Руси. И выяснить, была ли раздробленность случайной или же это закономерное явление? Увидеть к каким последствиям привела раздробленность?

Работаем по группам: первая группа раскрывает экономические причины, вторая группа - политические причины ( работа с 1-м разделом текста в параграфе №13)

Отвечают на вопросы.

По всему высказанному сделайте вывод.

Вывод: раздробленность не была случайной, она была подготовлена всеми предшествующими событиями.

В результате раздробленности Русь в середине XII века раскололась на самостоятельные княжества. Назовите и покажите на карте (стр. 85) основные княжества- государства, появившиеся на Руси в этот период.

Работают с картой, называя и показывая крупные княжества.

В сущности это были самостоятельные государства. Докажите это.

Работая с текстом в учебнике (стр.83-84) приводят доказательства, подтверждающие, что княжества по существу были самостоятельными государствами (князья издавали законодательные акты, имели права суверенных государей, были вольны в объявлении войны и заключении мира и т.д.)

Но понятия «русская земля как единое целое» не исчезло. Используя карту, докажите это.

На карте показывают единую общую границу государства.

Раздробленность имела ряд последствий, работая по группам, раскройте последствия: первая группа - положительные, вторая группа - отрицательные.

Работают с текстом в учебнике. Отвечают.

Одним из названных вами последствий стало ослабление обороноспособности русского государства, которое не смогло дать отпор внешним врагам. Об этом предупреждал автор «Слова о полку Игореве», написанного в 12 веке. Подтвердите словами текста: к чему призывал автор «Слова», в чём он видел опасность раздробленности? ( стр.87)

Отвечают: одумайтесь, вспомните о разорённых городах, о страданиях матерей, поднимайте меч не брат на брата, а против общего врага и т.д.

Сделайте вывод.

Сила Руси в единстве, которого на тот момент не было.

А может ли это быть уроком нам, живущим сегодня?

Да, и сегодня сила государства в единстве. В том числе именно поэтому Читинская область и Агинский Бурятский округ объединились.

Как вы поняли, почему 1147 год считается годом основания Москвы? Прошу записать дату 1147 год.

Потому что в 1147 году в летописи впервые упоминалась Москва.

Как, по-вашему, при каком условии русские земли могли бы дать отпор?

Примерный ответ: если бы не было усобиц, и Русь была бы единой.

Делается вывод по уроку и выставляются оценки. Даётся домашнее задание: читать параграф №13 – всем, работа с документом (стр.91) по группам: 1 вопрос – I, второй- II группа. Уметь раскрывать понятие – удельная раздробленность, знать даты. На следующем уроке разговор продолжим.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!