XIII-XIV веках.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Посмотрите на карту Русь XI – XII в. и на карту Русь XIII – XIV в. сравните и сделайте все возможные выводы. | Возможные ответы: На карте Русь XIII – XIV в. – по сравнению с Русью XI – XIIвв. государство раздроблено на отдельные княжества. Значит, как и Западная Европа, Русь переживала в это время раздробленность. |
Сформулируйте тему урока. | Раздробленность русских земель. |
Не случайно выбран эпиграф урока. Постарайтесь определить основную задачу, которую предстоит решить на уроке. | Раскрыть причины раздробленности Руси. И выяснить, была ли раздробленность случайной или же это закономерное явление? Увидеть к каким последствиям привела раздробленность? |
Работаем по группам: первая группа раскрывает экономические причины, вторая группа - политические причины ( работа с 1-м разделом текста в параграфе №13) | Отвечают на вопросы. |
По всему высказанному сделайте вывод. | Вывод: раздробленность не была случайной, она была подготовлена всеми предшествующими событиями. |
В результате раздробленности Русь в середине XII века раскололась на самостоятельные княжества. Назовите и покажите на карте (стр. 85) основные княжества- государства, появившиеся на Руси в этот период. | Работают с картой, называя и показывая крупные княжества. |
В сущности это были самостоятельные государства. Докажите это. | Работая с текстом в учебнике (стр.83-84) приводят доказательства, подтверждающие, что княжества по существу были самостоятельными государствами (князья издавали законодательные акты, имели права суверенных государей, были вольны в объявлении войны и заключении мира и т.д.) |
Но понятия «русская земля как единое целое» не исчезло. Используя карту, докажите это. | На карте показывают единую общую границу государства. |
Раздробленность имела ряд последствий, работая по группам, раскройте последствия: первая группа - положительные, вторая группа - отрицательные. | Работают с текстом в учебнике. Отвечают. |
Одним из названных вами последствий стало ослабление обороноспособности русского государства, которое не смогло дать отпор внешним врагам. Об этом предупреждал автор «Слова о полку Игореве», написанного в 12 веке. Подтвердите словами текста: к чему призывал автор «Слова», в чём он видел опасность раздробленности? ( стр.87) | Отвечают: одумайтесь, вспомните о разорённых городах, о страданиях матерей, поднимайте меч не брат на брата, а против общего врага и т.д. |
Сделайте вывод. | Сила Руси в единстве, которого на тот момент не было. |
А может ли это быть уроком нам, живущим сегодня? | Да, и сегодня сила государства в единстве. В том числе именно поэтому Читинская область и Агинский Бурятский округ объединились. |
Как вы поняли, почему 1147 год считается годом основания Москвы? Прошу записать дату 1147 год. | Потому что в 1147 году в летописи впервые упоминалась Москва. |
Как, по-вашему, при каком условии русские земли могли бы дать отпор? | Примерный ответ: если бы не было усобиц, и Русь была бы единой. |
Делается вывод по уроку и выставляются оценки. Даётся домашнее задание: читать параграф №13 – всем, работа с документом (стр.91) по группам: 1 вопрос – I, второй- II группа. Уметь раскрывать понятие – удельная раздробленность, знать даты. На следующем уроке разговор продолжим. | |