УМК Литературное чтение. Учебник «Литературное чтение 2 класс» Ф.Климанова и др. (Школа России)
Тема: «Рассказ В.А. Осеевой «Хорошее».
Раздел: «Я и мои друзья».
- учить правильно формулировать ответы на вопросы к тексту, развивать внимание к слову;
- развивать умение определять жанр произведения.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
| 1.Организационный момент | Настроить детей на работу | Фронтальная | Настрой детей на урок. Работаем - старательно, Слушаем - внимательно. Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. | Наблюдения учителя. |
| Речевая разминка (скороговорка) | Выполнение упражнений для отработки дикции. | Фронтальная | - Чтобы наша речь была выразительной и эмоциональной, проговорим скороговорку с разной интонацией, с опорой на картинки. (Слайд2) Прил.1 Послушайте внимательно! (читаю сама). Наши руки были в мыле, - с удивлением Мы посуду сами мыли, - с грустью Мы посуду мыли сами, - со злостью Помогали нашей маме. - с радостью -Прочитаем скороговорку шепотом вместе, четко проговаривая слова. | Выполняют упражнения для отработки дикции. Читают строки выразительно, с удивлением, с вопросом. Повторяют за педагогом. | Готовность и способность к саморазвитию | Наблюдения учителя. Чётко выговаривают скороговорку с разной интонацией: с удивлением, с вопросом, с радостью. |
II. | Актуализация опорных знаний | Подвести детей к изучению нового материала, создав проблемную ситуацию; помочь учащимся сформулировать тему урока самостоятельно | фронтальная | 1. Волшебные слова - А какое слово вам говорит мама за помощь? (Спасибо) -Что это за слово? (волшебное, вежливое слово) -А какие еще вежливые слова вы знаете? - Для чего людям нужно говорить вежливые слова? (Когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе, хорошее отношение к людям) -К сожалению, в наши дни люди часто забывают говорить друг другу эти добрые слова. (презентация) - Я сегодня хочу побыть немного волшебницей и предлагаю всем вместе отправиться в необычную страну, её нет на карте, однако она существует! Это - страна доброты. Давайте хором скажем заклинание – 1,2,3 – летим в страну доброты! (слайд 3) -Итак, мы с вами попали в страну Доброты. 2. Проверка домашнего задания - Первая наша остановка – «Волшебное слово». (Слайд 4) Как вы думаете, почему эта остановка так называется? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? - Какое волшебное слово помогло мальчику? - Как нужно было произносить это слово? - Почему рассказ В.Осеевой так назван, разве слово может быть волшебным? - А сейчас проверим, какие волшебные слова вы еще знаете. Ребята прочитают вам стихи, а вы должны досказать последнее слово в стихотворении. Растает ледяная глыба Зазеленеет старый пень, От слова теплого …. (спасибо) Когда услышит ….(добрый день) Когда нас бранят за шалости, И во Франции, и в Дании Говорим… (простите, пожалуйста) На прощание говорят … (до свидания) Эти слова всем известны давно, Видишь, они и просты, и не новы. Но я еще раз повторю все равно: - Добрые люди, будьте здоровы! | Коммуникативные: -отвечают на вопросы учителя: -отвечают на вопросы учителя Познавательные: - обобщают и классифицируют Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме; | Умение строить речевые высказывания. . Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение оценивать результат собственной деятельности. Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Показывают знание содержания домашнего рассказа «Волшебное слово» -знание вежливых слов |
III. | Работа над новым материалом 1.Подготовка к восприятию, постановка цели урока. | Мотивация к прочтению | Фронтальная | - А вот остановка «Письмо» (слайд5) Что же это за остановка? Ребята, это письмо из прошлого! Слайд 6 «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». - Как вы думаете, от кого это письмо? Слайд 7 – Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. Слайд 6. -Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве В. Осеевой? -Давайте послушаем, что о ней нам расскажет Полина. - В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры. Осеева много писала для детей- стихи, сказки, короткие рассказы. - Слушая Полину, мы с вами добрались до новой остановки. Но она без названия. В стране Доброты Валентина Осеева нас хочет познакомить с новым рассказом. А как его название, вы мне скажете сами, выполнив задание. -Посмотрите на слайд. -Расположите цифры в порядке возрастания, и вы узнаете название рассказа.( Слайд 8-9) -Какое слово у нас получилось? -Кто мне скажет, как называется наша остановка? (рассказ Осеевой «Хорошее») - Какая тема нашего урока? В.Осеева «Хорошее» - Давайте вместе поставим задачи к уроку. Посмотрите на экран. | Коммуникативные: -просматривают слайды, задают вопросы. Регулятивные: - формулируют цель работы «Сегодня будем знакомиться с рассказом В.Осеевой «Хорошее»». Познавательные: Извлекают необходимую информацию из рассказа девочки Регулятивные: - умение выполнять инструкцию; Расставляют цифры в нужном порядке; Формулируют тему урока. | Умение строить речевые высказывания. Умение определять цель деятельности на уроке. Умение извлекать нужную информацию Умение действовать по инструкции, формулировать тему урока | Сформулированы и зафиксированы тема и цели урока. |
| | Прогнозирова-ние по заголовку | | Слайд 9 - Сегодня на уроке мы познакомимся … (с новым произведением В.А.Осеевой). - Будем учиться правильно … (и выразительно читать её произведение «Хорошее»). - Проанализируем … (поступки героя). - А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своем произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях. - Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? | Коммуникативные: -просматривают слайды, Регулятивные: - формулируют цель работы «Сегодня будем знакомиться с рассказом В.Осеевой «Хорошее»». | Умение строить речевые высказывания. Умение определять цель деятельности на уроке. | Сформулированы и зафиксированы цели урока |
| | Планирование работы; знакомство с рассказом В.Осеевой «Хорошее» | фронтальная | Как будете знакомиться с рассказом? | Регулятивные: -планируют свои действия Ответы детей: прочитать, ответить на вопросы, пересказать, нарисовать картинки и т.д. | Умение планировать действия, направленные на достижение результата. | Составлен план знакомство с новым произведением и зафиксирован в листах планирования. |
| 2. Первичное слушание и восприятие сказки Физминутка (Барбарики) | Знакомство с рассказом «Хорошее» | Фронтальная | - Сейчас мы прослушаем рассказ Слайд 10.( Приложение.1) - Понравился рассказ? - Скажите о чем это произведение, используя запись на слайде: - Это произведение о том, как Юра… мечтал совершить хорошие поступки. - Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? | Прослушивают и смотрят Коммуникативные: -отвечают на вопросы учителя Познавательные: -делают выводы по результатам прослушивания | Умение строить речевые высказывания. Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Высказывания о прослушанном тексте. |
| 3. Чтение рассказа учениками. | Чтение сложных слов. Орфоэпическая подготовка. | Фронтальная | Самостоятельное чтение -Прежде чем читать рассказ, давайте прочитаем вместе сложные для чтения слова Слайд 11 За-хо-те-лось – захотелось О-би-де-лась - обиделась За-стре-лил – застрелил Тре-зор-ка - Трезорка Слайд 12 - В тексте много слов, которые мы будем читать с орфоэпическим произношением: Пишется - солнце – а прочитаем [сонце] что-нибудь [што нибуть] что[што], его[ево], у него [у нево] -Читаем по цепочке по 1 предложению. - Как мы с вами сейчас читали? (по цепочке) | Коммуникативные: -отрабатывают чтение сложных слов; -учатся орфоэпически грамотно произносить слова - отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Познавательные: -анализируют содержание и делают выводы | Умение на основе выполнения речевых упражнений, правильно читать и произносить слова | Орфоэпически грамотно произносят слова при чтении |
| 4 Закрепление. | Выборочное чтение и анализ произведения. Определение главной мысли произведения; -подбор пословицы к рассказу. | фронтальная | Выборочное чтение и анализ произведения. - Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас). - Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая) - О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил) - Что можете сказать об этой мечте? - Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил) - Что можете сказать об этой мечте? - Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие) - Хотел ли он что-то сделать для себя? - Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? - А кто скажет, кто такой герой? (Слайд 14) Слайд 14 -А теперь посмотрим на его реальные поступки. - Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней) - А как он поступил? (Он обидел сестру) - Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду) - А как он поступил? (Обидел няню) - Как он с ней разговаривал? (Грубо) - Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить). - Как он поступил с Трезором? (Прогнал его) - А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях) - Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить) - Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их) - Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре) | Коммуникативные: -отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Познавательные: -анализируют содержание и делают выводы Коммуникативные: -отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Познавательные: -анализируют содержание и делают выводы | Умение давать нравственно- этическую оценку. Умение строить речевые высказывания. Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение на основе анализа объектов делать выводы | Наблюдения учителя: отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания |
| | Выполнение творческого задания. | Парная | - По какой стране мы с вами путешествуем? -Продолжим наше путешествие. -Наша следующая остановка – «Дружба». На этой остановке мы будем работать дружно в парах. -Ребята! Как называется страна, по которой мы с вами путешествуем? (Страна Доброты) - Мы сейчас с вами подберем синонимы к этому слову. -Давайте вспомним, что такое синоним? (Слова, которые звучат и пишутся по разному, но близкие по значению). - Достаньте из конвертов листочки. Посмотрите, на них записаны слова. - Подчеркните слова-синонимы к слову «Доброта». - Обменяйтесь листочками, сделайте взаимопроверку. - Вам надо выбрать из предложения по 1 глаголу и подобрать к нему слова-синонимы. - Как мы сейчас работали? | Коммуникативные: -отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Познавательные: -анализируют содержание и делают выводы Регулятивные -- умение выполнять инструкцию; -умение работать в паре, планировать действия, направленные на достижение результата. | Умение строить речевые высказывания. | Творческая работа выполнена. Наблюдения учителя, просмотр карточек. |
| | Организация чтения по ролям по ролям. | Фронтальная | 3. Чтение по ролям. - Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор) - Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру) - Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать) - Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно) - А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко) - За автора читает - за Юру – за сестру – за маму – за няню – за Трезора – | Коммуникативные: -отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Регулятивные: -умение планировать действия, направленные на достижение результата. | | Правильно Распределены роли; чтение по ролям. |
| | Нахождение в тексте строк, соответствующих иллюстрации Деление текста на части. | парная | 4.Работа с иллюстрацией. – Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке. 5. Вторичное закрепление. 1.- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему? - У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер. Слайд 16 1 «Вот если бы на няню…» 2 «Вот если бы Трезорка…» 3 «Что, если б моя сестренка…» 4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Проверка по образцу. (слайд 17) Самооценка | Коммуникативные: -умение осуществлять поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей Регулятивные: - умение осуществлять действие контроля | Умение на основе анализа объектов делать выводы Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Умеют в тексте находить информацию, соответствующую иллюстрации. Делят текст на логически законченные части. Находят ошибки в последователь- ности цитатного плана. Осуществляют самоконтроль и самопроверку по образцу |
IV. | Первичная рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Групповая | С каким произведением познакомились? Кто главный герои рассказа? Какой он? Положительный или отрицательный герой? Предлагает детям ответить на вопросы. На основе прочитанного рассказа в паре создать «портрет» нравственного человека. Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет. | Заполняют листы для работы в группе «Портрет человека». Представляют свою работу, находят общее. «Портреты» вывешиваются на доске. | Умение давать нравственно- этическую оценку Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Определения нравственных поступков современного человека. |
V. | Итоговая рефлексия. | Провести итоговую рефлексию; дать оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). | Фронтальная Индивидуальная | Рефлексия содержания: - О чём же вы задумались, прочитав этот рассказ? - А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие) - А хотелось ли вам, чтобы Этот рассказ закончился по- другому? - Что же долен сделать наш герой, чтобы конец у рассказа был хорошим? Я буду говорит вам некоторые утверждения, а вы поднимайте определённого цвета кружки (зелёный – положительный ответ, белый – сомнение, красный – отрицательный) - Я знаю, что такое рассказ. -Я хорошо знаю рассказ Осеевой «Хорошее» - Я сегодня был активен. -У меня получилось хорошо поработать в паре. - Я доволен своей работой на уроке. - Я доволен работой своих одноклассников. (по мере показа кружков, учитель обращается к детям с вопросами, что не получилось, почему, что для этого надо сделать) | Познавательные: -анализируют, делают выводы Коммуникативные: -отвечают на вопрос , выражают своё мнение Регулятивные: -самооценка (показ кружков определённого цвета) | Умение давать нравственно- этическую оценку Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение осуществлять действие контроля и оценки. | Определения нравственных поступков современного человека Самооценка при помощи знаков. |
VI. | Домашнее задание. | | | Дома (дифференцированно) 1). Прочитайте рассказ вместе с родителями, узнай их мнение о поступках героя. 2). Придумайте своё продолжение рассказа. 3). Сделайте иллюстрацию к рассказу. 4).Объединитесь в группы, попробуйте инсценировать рассказ. | Регулятивные: -работают по инструкции учителя (записывают домашнее задание) | Умение выполнять инструкцию. | Записи в дневнике. |