СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Распространение плодов и семян.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии 7 класс 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Распространение плодов и семян.»

Конспект урока биологии 7 класс Учитель биологии: Рахматулина А.И.

Тема: Распространение плодов и семян.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: сформировать элементарные представления о распространении плодов и

            семян.

Задачи:

образовательные:  познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

коррекционно – развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления, посредством установления причинно – следственных связей; активизация словаря и развитие устной речи.

воспитательные: формировать мотивацию к изучению предмета

Оборудование:  таблица «Распространение плодов и семян»; гербарии растений; натуральные плоды; презентация «Распространение плодов и семян»

Ход урока:

1.Организационный момент

Доброе утро, ребята! В это морозное осеннее утро я шла на работу и наблюдала за облаками, солнцем, осенним нарядом деревьев в парке. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

2.Повторение

Мобилизационное начало (Чтобы вспомнить тему предыдущего урока поработаем с ребусами и загадками)

1).Ребята у вас на столах лежат ребусы и загадки с названиями растений имеющие плоды.

Предлагаю отгадать ребусы. Ответы ребусов: малина, слива, яблоня, каштан

У меня на столе картинки плодов , выберите ответ загадки и прикрепите на доску.

Загадки

  1. На колючей тонкой ветке в полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник. Как зовется он?

  2. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это?

  3. Голова - на ножке, в голове – черные мелкие горошки.

4. В огороде у дорожки  стоит солнышко на ножке,

Только жаркие лучи   у него не горячи

5. Была зеленой маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце потемнела я, И вот теперь я спелая. (В

6.  В золотой клубочек спрятался дубочек.

7. Я красная и кислая, на болоте я росла.  Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком?

8.  В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду,

В нем тогда - таких как я, будет целая семья.

8.  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох – боб)

2).Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

(На столах лежат фотографии плодов, стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды.

Задание №1: соберите в корзину сочные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик, ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; малина,……).

Задание №2: соберите в корзину сухие плоды. (орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник), (боб: фасоль, горох; коробочка: мак, стручок: капуста, редис)

3.Введение в тему (Целеполагание и мотивация.)

-Послушайте внимательно сказку. (Попробуйте определить тему урока).

         «На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

           А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.

          Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

            Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

-Почему дуб не дождался смены?  (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)

-Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов.

 - Как вы думаете, какую тему будем изучать? Сегодня на уроке вы узнаете, как  семена разных растений расселяются на новые места.

Сообщение темы и цели урока

Тема урока. Распространение плодов и семян.

Цель:  выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.

3..Формирование новых знаний.

Рассказ с элементами беседы

Вы уже знаете, что из семян вырастают новые растения. Поскольку на растении почти всегда образуется не одно семя, а много семян, то из семян одного растения может вырасти много новых растений. Так при помощи семян растения размножаются. Но в природе одинаковые растения мы встречаем в разных местах. Оказывается семена в природе распространяются.

 Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян. Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель).

Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки!

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных – распространителей семян, часто ярко окрашены, - вспомните ту же рябину, клюкву, чернику. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

   Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений.

 Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи.

     Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.

    Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ - проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.

В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
   В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями - бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабы нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена. Огурец может «плюнуть» в лицо или на одежду. Сам плод при этом, подобно ракете, движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 метров!

Физминутка

Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

4. Закрепление новых знаний

1). Практическая работа с целью закрепления способов распространения плодов и семян

Каждый ученик получает коробочку с плодами, семенами.

Задание: определить растение, назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления для распространения.

какого растения плоды (семена) и способ распространения семян.

(колючки репейника, желуди, ягоды рябины, горох, «сережки» березы,

2).Работа с загадками целью закрепления способов распространения семян

Задание: - отгадать растение, назвать способ распространения его плодов и семян, назвать какие есть у растения приспособления к распространению

1).Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Кто не прикасается,

 За того цепляется

 Привязчивый и колкий,

 Кругом торчат иголки.  (репейник, животными  и человеком, острые зубчики цепляются за шерсть  животных или одежду человека).

2).  Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,  семена не перевариваются)

3).Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

  А приедут гости –

   Им дадим по горсти.   (подсолнух, животными, человеком)

4).  На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

 И развеял этот шар.   (одуванчик, ветром, парашютики).

4)..Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

  В доме рядышком сидят

 Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

  Круглые ребятки.  (горох, створки высыхают и открываются, самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно).

6).Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится. (Кокос). Водой – лёгкие, маленькая плотность.

7).Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь! (Лопух, человеком , животными– крючки, липучки.)

Итак, о каких способах распространения плодов и семян вы узнали?

Способы распространения семян:

- Животными

- Ветром

- Самораспространение

- Водой

- Человеком

3). Дидактическое упражнение «Третий лишний»

В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее».

1. Рябина, кокос, лопух,. ( кокос, распространяется водой, остальные – животными)

2. Подорожник, ольха, кокос. (подорожник распространяется человеком, а все остальные – водой)

3. Одуванчик, клён, рябина. (Рябина, остальные распространяются ветром.)

5.Итог урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

-  Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

6.Домашнее задание

7.Оценки

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!