СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:Простые, сложные и составные числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема:Простые, сложные и составные числительные»

6 класс

Тема:Простые, сложные и составные числительные

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о простых, сложных и составных числительных, научить и различать числительные простые, сложные и составные числительные, определять группу числительного по составу.

Развивающие: развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи развивать творческую, речевую и мыслительную активность уч-ся, обогащать словарный запас, развивать положительную мотивацию учебной деятельности;

Воспитательные: прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки с текстом, учебник русского языка. 6 класс/ Под ред. Рыбченковой.



Ход  урока.

1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний и умений.  

1.Вопрос-ответ

  1. Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

  2. На какие 2 группы делятся числительные ?( Количес., порядковые).

  1. Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают?(Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

  2. Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают?(Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

  3. Какие способы образования имен числительных вы знаете?


3.Объяснение нового материала.


Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с простыми, сложными и составными числительными, количественных числительных, научимся определять группу числительного по составу, а также будем развивать умения и навыки в написании числительных.

--- Какова же тема нашего урока? Запишем тему нашего сегодняшнего урока «Простые, сложные и составные числительные».

Какие цели поставим перед собой?


4. Работа с  материалом урока.

 - Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.


Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель  А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году.  Мне двадцать лет. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут  и т.д.

Числами  измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.   


Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» (в каком (котором?) томе?).


Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.  

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

1) Количественные числительныные                                                          

(пять, двадцать три)    

                                         

2) Порядковые числительные (пятый, сотый)                                                                                                                                                                  

Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам(устно попробовать просклонять число). Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

                Н.ф кол.числ-х  -  форма Им.п.:  два, пять, сто.

                Н.ф. поряд.чис-х – форм аИм.п., М.р., ед.ч.:   первый, пятый, сотый.

Синтаксические признаки числительных. На прошлом уроке мы записывали предложения и убедились ,что…

Кол.числ-е   могут быть любым члном предложения. Сочетание колич.числ-х (в Им.п.  и Вин.п.) с существительными (в Род.п.) являются одним членом предложения:

       Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.

Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями:  Второй дом от угла – музыкальная школа,  реже  - сказуемыми:  Я первый, ты второй.

Физминутка. 5.Работа с учебником .

- Рассмотрим материал учебника. (стр. )


По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными.

 Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй и д.р.

Сложные числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьсот, двухсоттысячный.

Составное   числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре.


Запомните!Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.

Запомните, что -дцать и – надцать в современном языке это суффиксы


6.Сообщение из истории числительных;

- Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

- Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

У славянского народа было число «тьма», равное 10 000, а запределом - «тьма тьмущая» , равное 100 миллионам.

7.Закрепление темы урока. Выполнение заданий.

1)Тренировочное упражнение.(Можно как работа в паре)

Запишите словами количественные числительные в таком порядке

а) простые; б) составные:

8, 10, 68, 406, 240, 92, 13, 30.

Дополнительное задание: образуйте от составных количественных числительных порядковые.

2) Буквенный диктант

А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.

Укажи вид числительных по строению (п, сл, с)

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч.

Проверим ключ.

П п с п п сл сл с п с (Взаимопроверка)

3)Тест

1.Найдите числительное.

А) двойной  Б) утроить  В) семёрка  Г) пятый

2) Найдите составное числительное.

А) пятнадцатого Б) двухмиллионный В) пятисотый   Г) двести сорок пять

3) Какое утверждение является неверным?

1)Числительные делятся на количественные и порядковые.

2) Имена числительные изменяются по падежам.

3) Имена числительные могут быть различными членами предложения.

4) числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.

Ответы:  1) – Г;   2) – Г;   3) – 4.

4)Выпишите из текста все числительные, распределив их по разрядам в зависимости от их состава.

Юпитер расположен в пять раз дальше от Солнца, чем Земля, и, чтобы совершить полный оборот по своей орбите, ему требуется около двенадцати земных лет. Масса Юпитера более чем в два раза превышает массу остальных планет Солнечной системы, вместе взятых. Несмотря на то что Юпитер по объёму в одну тысячу триста раз больше Земли, он совершает один оборот вокруг своей оси менее чем за десять часов, отчего становится слегка сплюснутым у полюсов. У Юпитера более шестидесяти естественных спутников.

Простые

Сложные

Составные

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________


____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

8. Рефлексия «Продолжи мысль»

Я понял….

Мне понравилось…

Что для меня самым полезным было на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Что на уроке для меня было трудным?

9.  Домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!