СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема проекта «Семейное дерево – память о предках»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема проекта «Семейное дерево – память о предках»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесолёновская средняя общеобразовательная школа

им. Кожемякина М.С.





Тема проекта

«Семейное дерево – память о предках»





Работа ученика 9 класса
Улиханян Давид Андреевич


Руководитель проекта:
Волкова Оксана Викторовна,

учитель английского языка





Подпись руководителя проекта: ( )




Х. Нижнесоленый

2021г.





Оглавление

1.Введение…………...…………………………………………………………...…2

Методика исследования и сбора информации ……………...…..……...............3

2. Основная часть……………………......................................................................4

2.1. Что такое родословие, генеалогия в историографии…………………...…….4

2.2. Виды родословия……………………………..…………....................................4

3. Практическая часть…………………………………………………………......6

3.1. Откуда мы родом и где наши корни..……………………………………….....6

3.2. Моя семья – папа, мама, брат и я…………………………………………...….7

3.3. История семьи в истории нашей страны………………………………...….....7

3.4.Генеалогическое древо моего рода……………………………………………..8

3.5.Результаты анкетирования……………………………………………………....8

4. Заключение……………………………………..……………………...................9

5. Список источников и использованной литературы……….………………10

Приложение 1…………………………………………………………………..…...11

Приложение 2…………………………………………………………………..…...16

Приложение 3……………………………………………………………………….18

Приложение 4…………………………………………………………………….....19

Приложение 5………………………………………………………………………..20

Приложение 6…………………………………………………………………..…....21


















1. Введение

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена основывалось на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом. Отмечая важность родовой памяти для воспитания человека, ученый, философ, математик и священник Павел Флоренский указывал на «единство рода и личности», полагая, что история рода должна давать нравственные уроки для каждого гражданина. Знание истории семьи, рода заставляет вспоминать о традициях, фамильной чести, трудолюбии, с детства учит с любовью и почтением относиться к старшим в семье, помогать им.

В своих трудах П. Флоренский определил целостную программу на поддержание «человеческого фактора» ныне живущим: «Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, Родину. У кого нет рода, у того нет и Родины, и народа. Без генеалогии нет патриотизма…».

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка: « Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками». Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Еще А. С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Актуальность моего исследования заключается в том, что время быстротечно и тех, кто может рассказать об истории рода все меньше. С кем-то, к сожалению, не общаемся, документы не всегда сохраняются, у бабушек и дедушек память со временем стирает воспоминания. Поэтому очень важно собрать по крупинкам воспоминания о своих предках. Я хочу, чтобы мои дети в будущем знали свою родословную. Мне необходимо восстановить родословную семьи Улиханян, потому что всегда хотелось узнать о происхождении своего рода.

Новизна работы: историей моей семьи до меня никто не интересовался. Это первая работа о жизни моих прабабушек и прадедушек.

Гипотеза исследования: если я исследую жизненные факты моих прабабушек и прадедушек, то я смогу глубже изучить свою родословную. И сумею построить генеалогическое древо своей семьи, для передачи его будущим поколениям.

Цель исследования: Составить генеалогическое древо своего рода и изучить жизненные факты предков в 5 поколении.

Задачи исследования:

1)Изучить теоретические вопросы по генеалогии: понятие, виды родословной;

2) Составить генеалогическое древо своего рода;

3) Изучение литературы по теме;

4) Изучить семейные архивы и документы;

5) Определить методы сбора информации о моих родственниках;

6) Как можно подробнее изучить то, чем занимались мои предки в 5 поколении, какой вклад они внесли в историю страны, родного края.

Место исследования: хутор Верхнесоленый, Веселовского района, Ростовской области.

Сроки проведения: сентябрь 2020г. – январь 2021 г.

Моя исследовательская работа состоит из следующих этапов:

1 этап: сентябрь 2020 г. - Подготовительный (На этом этапе я определил тематику, поставил цели, задачи работы, определил методы своего исследования);

2 этап: октябрь-ноябрь 2020 г. – Практический (заключался в сборе информации о своих родственниках, составление родословного древа, создание семейного герба, выпуск брошюры «Обычаи и традиции армян (на примере семьи Улиханян)», текстовый сборник популярных армянских песен о Родине «Дудук поет, печаль плывет», музыкальный видеоклип «Моя Армения»);

3 этап: январь 2021 г. - Вывод и анализ. (На этом этапе я сделал анализ полученной информации в результате опроса, изучения документов, дал обоснование полученным результатам и сформулировал выводы).

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.

Практическая значимость данного исследования: во-первых, она послужит мотивирующим фактором для других учеников, как моей школы, так и других школ, для создания своей родословной, а, как следствие, недостающий кусочек истории еще одного рода будет восстановлен. Во-вторых, результаты моей исследовательской работы могут служить источником для проведения классных часов в нашем классе, могут быть использованы на уроках истории.

Методика исследования и сбора информации.

I. Работа с литературными источниками (печатной и с использованием ресурсов Internet) о вопросах связанных с генеалогией.

II. Метод измерения: составление диаграмм.

III. Изучение и анализ семейных архивов, документов. Фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

IV. Метод опроса (анкетирование, опрос родственников).


2. Основная часть

2.1. Что такое родословие, генеалогия в историографии.

Для того чтобы начать изучать тему данной работы и составлять свою родословную, нужно определить основные понятия.

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка. [2]

Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода. Существует даже особая наука, генеалогия, которая изучает происхождения, историю родственные связи семьи.

Генеалогия – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословной. [1]

В России первые указания по генеалогии относятся к XV в. (сведения по родословиям в актах), а в XVI веке появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший «Государев родословец» относится к 1555 году. Впоследствии он дополняется новыми материалами.

С уничтожением в 1682 г. местничества, была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700 г.). В Палате в конце XVII века была составлена «Бархатная книга»- роспись наиболее знатных родов России. В 1787 г. вышла «Родословная книга князей и дворян российских и Выезжих». [4]

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А массе простого народа «предков не полагалось».

2.2. Виды родословия.

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

1. В «восходящем» – объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам – к его отцу, деду, прадеду и т. д.

2. В «нисходящем» – объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам.

Восходящие и нисходящие родословия изображаются:

1) Родословным древом;

2) Родословными таблицами;

3) Родословной росписью;


1) Родословное древо.

Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом будет обозначено лицо, чью родословную составляют разветвлением – родители этого лица, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т. д. Такое дерево будет восходящим. В нисходящем древе в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне - его потомки.


2) Родословная таблица.

По родословной таблице можно подробно узнать о каждом лице, упоминаемом в ней. Если таблица выполнена графически правильно, каждое поколение расположено строго на одной горизонтали, то хорошо просматриваются родственные связи внутри рода. По виду таблицы могут быть: горизонтальными, вертикальными, круговыми.


3) Родословные росписи.

Наиболее часто используемый вид родословия. Роспись ведется построчно. Колена росписи обозначаются римскими цифрами. Арабскими цифрами обозначаются все лица, присутствующие в росписи. Общему предку присваивается номер 1. Детям присваиваются номера 3/1. Знаменатель дроби обозначает отцовский номер. Матери, бабушки нумеруются арабскими цифрами без дробей. Римские цифры отделяют представителей одного колена от другого. Они проставляются в одной строке. Сведения родословной росписи могут быть перенесены в карточки, работа с ними намного удобнее, так как в карточку можно внести любые сведения. [1]















3. Практическая часть.

3.1. Откуда мы родом и где наши корни

Моя фамилия – Улиханян. Она происходит от греч. «ули»-маленький, «хан»- хан, хозяин, «ян»-характерное окончание для армян. Своё исследование нашей родословной я начал с пятого колена по папиной линии. К моему большому сожалению, о них известно очень мало, практически ничего не сохранилось. Дедушек и бабушек, которые могли бы поведать о прошлых корнях, уже давно умерли. Предположительно моего прапрадедушку звали Армен Улиханян, а прапрабабушку - Ануш Улиханян.

А вот про род Шахдинарян (по маминой линии) я могу больше и подробно рассказать. Мой прапрадедушка – Арушан Арутюнович Шахдинарян родился в посёлке Гарни  (арм. Գառնի),  в 28 км от  Еревана, в марзе Котайк. (Армения). Арушан Арутюнович имел небольшое, но крепкое хозяйство: мельницу, виноградник и немного пахотной земли. Всё это было нажито собственным трудом. Росла и крепла семья: красавица жена (Екатерина Григорьевна Габриелян) и пятеро детей. Во время Советской власти, когда началось раскулачивание, у деда забрали почти всё. Пришлось начинать всё заново. Это была одна из причин переезда многих семей в село Дагет Хачин, Тетрицкаройского района Грузии. Здесь они хотели найти спокойную и стабильную жизнь. В 20-е годы прапрадедушка скоропостижно умер (Приложение 1, фото 2).

Про других: прапрадедушку и прапрабабушку выяснилось только, что их звали Георгий Минасович Петросян и Шушан Акоповна, больше сведений нет.

Мой дедушка – Шабо Абрамович Улиханян, 1936 г. рождения и моя бабушка – Ануш Аршаковна Улиханян (в девичестве Меликян), 1939 г.р. (по папиной линии) родились и жили в с. Дагет Хачин, там и поженились. Дедушка, работая строителем, объездил почти весь СССР, а бабушка вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Шли годы, дети выросли, образовали свои семьи, папа уехал жить в Россию. А в 2009 г. ушёл из жизни дедушка Шабо, а бабушка Ануш - 3 года назад. Там, в Грузии, остались жить ещё 3 папиных брата (Приложение 1, фото 3-8)

Теперь о бабушке и дедушке (по маминой линии). Мой дедушка, Шахдинарян Шаер Леванович, родился 23 ноября  1948 года в с.Дагет Хачин. Имея от природы музыкальный слух, легко освоил несколько музыкальных инструментов, создал музыкальную группу, выступал на свадьбах, местных праздниках, часто устраивал концерты прямо на улице. Параллельно дедушка Шаер стал самостоятельно осваивать профессию зубного техника.

Бабушка, Нина Алексеевна (в девичестве Амирханян) родилась 20 апреля 1954 г. в с. Дагет Хачин. Основная бабушкина роль - хранительница домашнего очага, благодаря ей, стол всегда ломится от национальных блюд и кавказских сладостей. Она - настоящая хозяйка, рукодельница. Бабушку все уважают и любят (Приложение 1, фото 11,18)

3.2.Моя семья – папа, мама, брат и я

Мой папа, Улиханян Андрей Шабоевич, родился 24 декабря  1973 года в город Болниси, в крае Квемо-Картли, в Грузии. Живя в России, папа освоил много профессий: работал сапожником, помогал зубному технику, занимался скотоводством. Сейчас папа - предприниматель, имеет собственный магазин. Любит свою работу и, как говорят - «в руках всё горит». Мой папа - трудолюбивый человек (Приложение 1, фото16).

Моя мама, Улиханян Оксана Шаеровна (в девичестве Щахдинарян), родилась 19 октября 1978 года в с. Дагет Хачин. Моя мама добрая и отзывчивая, но в то же время строгая и требовательная. Вот уже 8 лет мама работает парикмахером. Её уважают клиенты и любят дети, всегда тепло о ней отзываются (Приложение 1, фото 15).

Ещё у меня есть любимый старший брат Карен. Он родился здесь, в п.Весёлый, 19 августа 2000 г., на данный момент - студент Ростовского государственного медицинского университета. Главными чертами Карена я считаю смелость, независимость и гордость (Приложение 1, фото 17).

Меня зовут Улиханян Давид Андреевич. Я родился 9 июня  2005 года в п.Веселый. Учусь я охотно и на отлично, люблю математику, литературу, химию и биологию. Увлекаюсь спортом и играю на аккордеоне. Активно участвую во всех внеклассных, школьных и районных мероприятиях, являюсь призёром и победителем многих конкурсов и олимпиад. Я - президент школьной детской организации «СМБ» (Солёновская молодёжь будущего). Моя главная мечта и цель – успешно окончить школу, институт и стать доктором (Приложение 1, фото 20).

3.3. История семьи в истории нашей страны

В процессе составления родословной моей семьи я стал глубже задумываться над тем, кто были мои предки, чем они занимались, где жили, какой вклад внесли в историю моей страны. В данной главе эти вопросы являются главными.

Война оставила неизгладимый след в сердцах и душах всех россиян. Ведь не было ни одной семьи, которой бы не коснулась та война. И среди моих предков тоже были те, кто жил в то нелегкое время. Это мой прадед - Леван Арушанович Шахдинарян, который участвовал в боях и был ранен. Мой прадедушка – Мерсисян Аршак, который погиб на фронте.

В то время, когда воевали мои прадеды, прабабушки трудились в тылу в санчасти. Своим трудом старались приблизить победу и очень верили в то, что их мужья обязательно вернуться домой. Они внесли свой след в историю России. Все они сражались за то, чтобы мы сейчас жили в мире без войны, чтобы мы жили лучше, чем они. И за это вечно будем им благодарны!

Многие из моих родственников посвятили свою жизнь не менее легкому труду – работе в сельском хозяйстве. Все они трудились на полях, фермах, в колхозах и совхозах. Выращивали рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, занимались виноделием и разведением животных. В те времена не было ни одного клочка земли, который не обрабатывался. Поля были засеяны, а трава скошена. И не всегда это делалось при помощи техники. Приходилось очень много трудиться своими руками.

Вряд ли я и мои сверстники сейчас могли бы так же отдавать себя труду. Это было другое поколение. Таким образом, мои предки оставили свой след в истории страны, и мне есть на кого быть похожим, к чему стремиться, с кого брать пример. Я верю, что когда-нибудь мы с братом обязательно оставим свой след, если не в истории страны, то хотя бы в истории родного края.


3.4. Генеалогическое древо моего рода

Генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева». И в Древней Руси, и в дореволюционной России XX века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Конечно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. [1]

После изучения литературы по генеалогии и родословию [3] , я построил генеалогическое древо своего рода Улиханян. И вот что у меня получилось (Приложение 3). А также попробовал сделать герб семьи Улиханян (Приложение 4).

3.5. Результаты анкетирования

Мною было проведено анкетирование учащихся МБОУ Верхнесоленовская СОШ с 8 по 11 классы по теме «Знаешь ли ты своих предков?». В анкетировании приняли участие 89 учеников в возрасте от 13 до 17 лет. (Приложение 2)

Проанализировав результаты анкетирования, я пришел к выводу, что в большинстве случаев учащиеся знакомы с родословной своей семьи, в первую очередь, от своих родителей, но у них нет «генеалогического древа» своей семьи. Некоторые учащихся, исходя из анкетирования, плохо знают своих прабабушек и прадедов. Мы плохо знаем свои корни, и это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева.

4. Заключение

Исследуя свою родословную, я выполнил все поставленные мною задачи и цели: я изучил литературу, связанную с генеалогией и родословной, составил генеалогическое древо и герб своей семьи. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же, миллионы из них не составляют своих родословных, а в нашей семье теперь она есть. Результатом моей работы стало восстановление родословной по отцовской и материнской линий до 5 колена. Конечно, о завершении работы говорить еще рано. Оказалось, что многие сведения о моих предках не сохранились. Например, никто не смог мне точно рассказать, где и кем служил мой прапрадед в 1 мировую войну. Нет документов об участии второго прадеда в Великой Отечественной войне. Нужно встретиться и пообщаться с родственниками, которые живут в Грузии, Армении, на Украине.

Приобщение школьников и молодежи к воссозданию преемственности поколений через изучение истории семьи является составной частью духовно-нравственного и без сомнения, патриотического воспитания. В силу воспитания, основанного на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом, каждый в своей жизни обязан стремиться стать достойным предков и не уронить чести рода. Девиз такого воспитания может быть сформулирован так: каждый потомок должен гордиться своими истоками, но одновременно и помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины. Человек сам определяет свое место в генеалогической структуре рода, отношение к своим предкам через изучение родословия на основе генеалогических знаний и постепенно начинает осознавать собственные задачи как потомка рода во взаимосвязи со своими предками для накопления и передачи родовой информации потомкам.

Память дана человеку как самый драгоценный дар, способный удержать в душе навечно самое дорогое, без чего невозможно прожить. Память, на мой взгляд, и есть те корни, которые придают человеческому существованию прочность, несгибаемую силу, нравственный стержень.

Пролистав все семейные альбомы, я составил «Родословное древо и герб семьи Улиханян», выпустил брошюру «Обычаи и традиции армян на примере семьи Улиханян», текстовый сборник популярных армянских песен о Родине «Дудук поет, печаль плывет», музыкальный видеоклип «Моя Армения» (Приложение 5,6,7)

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и соберу более подробную информацию о своём роде. Я понял, что своей жизнью, обязан многим поколениям своей семьи. В этом мире я не одинок и должен дорожить своими родственниками. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать и спешить делать добро!


7. Список источников и использованной литературы

1. Аксенов А.И. Генеалогия. Вопросы истории. – М., N10, 1972, -с.206-212

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., Русский язык,1985, -с.305

3. Петров В. П., Петрова Е. В. Как составить свою родословную. - М., Улан-Удэ, Феникс,2007, - с.26

4. Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии. – М., Археографический центр, 1994, -с.34

5.Такмазян Хачатур. Имена понтийских армян. - Ростов-на-Дону, Нор Дар, 2006, - с 200.

6.Фото и документы из семейного архива Шахдинарян, Улиханян

7. Хигир Б. Ю. Тайна имени. – М., Астрель, 2008, -с 576 .


Интернет ресурсы:

  1. «Армянский туристический информационный портал» http://www.armeniatravel.ru/, 26.09.2020

  2. «Влияние традиций на культуру и быт армянской семьи» ,Армен Давтян http://svlourie.narod.ru/civilization/history.htm , 02.10.2020 г.









Приложение 1

Фотоархив

Ф. 1-интервью у бабушки Нины Ф. 2- с. Дагет Хачин,Грузия

Ф. 3- прадед. Леван, прабаб.Мария Ф. 4-дедушка Шабо с сыном Абрамом

Ф.5- Прадедушка Леван Ф.6- Паспорт прадедушки Левана

Ф.7-дедушка Шаер в гостях у родителей Ф.8- дед Шабо и бабушка Ануш



Ф.9- Свадьба папы и мамы Ф.10- Мои родители

Ф.11-Бабушка Нина и дедушка Шаер Ф.12- Моя мама с братом и сестрой

Ф.13- семейный ансамбль Ф.14- Любимый наш праздник-Новый Год

Ф.15- Моя мама Ф. 16-Мой папа Ф.17-Мой брат

Ф.18- дедушка и бабушка Ф.19- Фестиваль народностей в школе


Ф.20 –Конкурс «Виртуозы Маныча» Ф.21- Я на концерте ко дню Победы

Ф.22-Семейный праздник «Вардавар» Ф.25- Семейный праздник «Матах»



Ф.26- гости тоже любят музыку Ф.27- праздник «День рождения»

Ф.28- Семейный праздник «Рождество»














Приложение 2

Анкетирования среди учащихся «Знаешь ли ты своих предков?»

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да – 90%

Б) нет – 5%

В) не знаю – 5%



2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

А) всех – 5%

Б) мало – 80%

В) ни одного – 15%

3. Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да – 60%

Б) нет – 40%

4. Что такое семейное древо?

А) не знаю – 5%

Б) знаю, но я не составила его – 45%

В) знаю и я составил(а) его – 50%

5. Хотел (а) ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?

А) да – 80%

Б) нет – 10%

В) не знаю – 10%

Приложение 3

Родословное древо семьи Улиханян







Приложение 4

Мой проект семейного герба



Приложение 5

Брошюра «Обычаи и традиции армян на примере семьи Улиханян»




Приложение 6

Сборник армянских народных песен «Дудук поет, печаль плывет»




















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!