Занятие 23 ЛОГИКА 5 класс 27.02.2023
Тема: Принцип Дирихле и его применение к решению задач
Цель: Развитие логического мышления, формирование познавательного интереса, навыков анализа, умений аргументировать своё высказывание, культуры устной речи.
Просмотр содержимого документа
«ДО по предмету Логика для обучающихся 5 класса Занятие 23 по Теме: Принцип Дирихле и его применение к решению задач»
Занятие 23 ЛОГИКА 5 класс 27.02.2023
Тема: Принцип Дирихле и его применение к решению задач
Цель: Развитие логического мышления, формирование познавательного интереса, навыков анализа, умений аргументировать своё высказывание, культуры устной речи.
Упражнения
1. В мешке лежат шарики двух разных цветов: черного и белого. Какое наименьшее число шариков нужно вынуть из мешка так, чтобы среди них заведомо оказались два шарика одного цвета?
Решение: Будем рассматривать в качестве клеток два цвета – черный и белый. Зайцами будем считать вынимаемые шарики. Тогда достаточно взять три шарика, чтобы выполнить требование задачи. Ясно, что двух шариков для этого будет не хватать.
2. В лесу растет миллион елок. Известно, что на каждой из них не более 600000 иголок. Доказать, что в лесу найдутся две елки с одинаковым количеством иголок.
Решение: В данном случае удобно считать зайцами елки, а клетками - возможные количества иголок. Клеток всего 600001 (от 0 до 600000), а зайцев миллион, то есть гораздо больше. Если бы в каждой клетке сидело не более одного зайца, то всего зайцев было бы не более 600001, что противоречит условию. Значит, найдутся две елки с одинаковым количеством иголок.
Принцип Дирихле в обобщенной формулировке : «Если в п клетках размещены пк+т зайцев (0), то хотя бы в одной клетке их не менее к+1».
3. В классе 30 человек. В диктанте один ученик сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Доказать, что по крайней мере три ученика сделали ошибок поровну (может быть и по 0 ошибок).
Решение: рассмотрим в качестве клеток количество сделанных ошибок. Зайцами будут ученики. В клетку 0 поместим всех, кто не сделал ни одной ошибки, в клетку 1 – тех, у кого 1 ошибка и так далее до клетки 13, в которую попал единственный неудачник. Теперь применим принцип Дирихле: предположим, что никакие 3 ученика не сделали по одинаковому числу ошибок, то есть в каждую из клеток 0,1,2, …,12 попало меньше трех школьников. Тогда в каждой из них – два человека и меньше, а всего в этих 13 клетках не больше 26 человек. Если прибавить к ним неудачника с 13 ошибками, все равно не наберем 30 учеников. Противоречие.
2