СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических заданий обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности; находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука; различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, в которых нет непроизносимого согласного звука; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; оценивать результаты своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.»


Урок № 62 Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

Цель:  осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических заданий обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности; находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука; различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, в которых нет непроизносимого согласного звука; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Предметные:

Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

Учить применять полученные знания грамотного письма.

Личностные:

Воспитывать интерес к  предмету.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня урок русского языка я хочу начать с пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Благодаря солнцу существует и развивается наша земля, а человек может развиваться только благодаря знаниям.)

II. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число.

стн здн рдц лнц вств

- Какой орфограмме свойственны эти буквосочетания? (Непроизносимым согласным)

Повторение пройденного.

- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите слова под диктовку:

Зима, солнце, сосулька, снежок

- Что вы заметили и какие это слова?(все сущ с безуд. гласными в корне и 1 слово с непроизносимой согласной) Этот слово – солнце. Как его проверить? (подобрать проверочное слово - солнечный)

- С какой темой мы сегодня будем работать на уроке? (Правописание слов с непроизносимыми согласными).

III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. 

- Прочитайте слова.

Река, трава, зуб, дуб, солнце, сердце.

- На какие три группы можно разделить эти слова? (На три группы. В первой группе слова с безударными гласными в корне слова, во второй – с парными согласными, в третьей – с непроизносимыми согласными.)

- Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ([В], [д], [л], [т])

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?

(Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится.)

- Назовите такие сочетания. ([Стн], [здн] [рдц], [лнц], [вств])

Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся, 
Но пишутся в тетрадке.
Что же делать? Как нам быть?
Как проблему-то решить? (В. Волина)

- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Алгоритм проверки слов с непроизносимым согласным звуком:

Чтобы знать, как написать,
Слово надо изменять.
И со звуком непонятным
Быстро гласную искать!

- Сформулируйте тему урока.

(Сегодня на уроке будем учиться писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне).

IV. Работа по теме урока.

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком.

Словарная работа. Чувство с.117

1) Орфографическая пятиминутка. 

Упр. 228-3 отрывки из сказки А.С. Пушкина. Запишите предложение.

Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком.

- Найдите слово с непроизносимым согласным. Как проверить? (ПозДний - опозДать) Подчеркните грамматическую основу предложения.

Обратите внимание!!!с.119

2) Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными звуками в корне.

- Спишите стихотворение. Упр.228-1.(« Зимнее утро»)

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись… (А.С.Пушкин)

- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, запишите проверочные слова.

(СоЛнце-соЛнышко, ПрелесТный – прелесТь)

***ЗПР Карточка

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Д.. св..данья, красно лето,

Здра..ствуй, зиму..ка-зима!


Карточка (4 учащихся)

Запишите в тетрадь только те слова в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом запишите проверочные слова.

Вку(сн)ый         Чуде(сн)ый

Опа(сн)ый         ужа(сн)ый

Че(сн)ый           гру(сн)ый

Нена(сн)ый       капу(сн)ый

Зве(зн)ый          опа(сн)ость

Запа(сн)ой         рукопи(сн)ый


Вкусный-Вкусненький,

Опасный-Опасаться

ЧесТный-Честь,

КапусТный-Капуста,

ЗвезДный-Звезда,

Опасность-Опасаться

Чудесный-Чудесненький,

Ужасный-Ужасаться

ГрусТный-Грусть,

НенасТной- ненастье,

Запасной-Запасаться

Рукописный-Писать


3) Дополните и запишите предложения, используя слова с непроизносимыми согласными.

Подчеркните непроизносимые согласные. 

Как радостно бьется…!  (серДце) 

Какой веселый был…!   (празДник) 

Как ярко светит…!   (соЛнце) 

4) Замените предложение одним прилагательным. Назовите проверочные слова. Подчеркните непроизносимые согласные. Выполните разбор этих слов по составу.

Небо со звездами -ЗвезДное

Человек, получивший известность- ИзвесТный

Пирог с капустой -КапусТный

Завод-гигант -ГиганТский

День радости -РадосТный

- Чему учились, выполняя упражнения?

VI. Физкультминутка.

Игра “Два прихлопа, два притопа”.

Если в слове, которое я произношу, есть изучаемая орфограмма – вы два раза хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы два раза топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику. Стр.121, упр. 232.

- Какое правило надо знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимыми согласными звуками?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Зимние орфографические снежки»( нужно сделать снежный ком из 7-8слов с непроизносимыми согласными, и кидая его, дети по-одному открывают лист и подбирают проверочное слово к данному слову: звездный, сердце, счастливый, местность, известный, грустный, радостный, чувство.

- Играя в эту игру, мы опять повторили, какие способы проверки орфограмм вы знаете. Спасибо. Садитесь на свои места.


- Какую орфограмму сегодня повторяли?

- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными звуками?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками, написание которых надо запомнить.

IX. Выставление оценок.

- Я благодарю всех за работу на уроке.

X. Домашнее задание.

Домашнее задание (Дифференцированное).

С.117-118 выучить правило, упр.229 , упр.231, ***.упр.230


**Словарная работа.

ЛесТница, здраВствуй, празДник, чуВство, интересный.

- В какую группу можно объединить эти слова? (Слова с непроизносимыми согласными).

- Написание, какого словарного слова мы можем проверить? (ЗдраВствуй - здраВие)

- Назовите лишнее слово. (Интересный)

- Почему? (В этом слове нет непроизносимого согласного.)

- Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!