СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола".. Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- игра: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

Просмотр содержимого документа
«Тема: Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола".. Обобщение изученного по теме «Деепричастие»»

Конспект обучающего модуля

Урок 63

Тема: Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола".. Обобщение изученного по теме «Деепричастие»



Тип урока: урок- игра

Цель – закрепление знаний по теме «Деепричастие». Ц е л и: обобщить и систематизировать сведения о дее- причастии; учить видеть и исправлять ошибки в тексте; совершенствовать орфографические и пунктуационные на- выки.

Личностные УУД. Осознание мотива и результата учебной деятельности. Познавательные УУД. Способность формулировать познавательную цель. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. Постановка вопросов.



Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.


План обучающего модуля:

  1. Деепричастие, деепричастный оборот. Определение

  2. Игра «Четвертый лишний» Определение частей речи. Определение вида деепричастия.

  3. Образование деепричастий

  4. (Повторение правила, что такое деепричастие, морфологические признаки, синтаксическая роль

  5. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

  6. Определение вида деепричастий


  1. Правописание деепричастий. Деепричастия с частицей НЕ

  2. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении

  3. Конструкция предложений с деепричастными оборотами


  1. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте синтаксический разбор предложения

  2. Выполнение заданий из ОГЭ


Содержание урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть! Присаживайтесь!

II. Постановка цели, эмоциональный настрой.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

1. Деепричастие, деепричастный оборот. Определение Актуализация знаний

2.Подготовка учащихся к работе по теме урока.

Определяем тему урока:

Игра «Четвертый лишний»

Зависевший, умывшись, подействовав, играя.

(Зависевший — причастие, остальные слова — деепричастия.)

Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.

(Углубляясь — деепричастие несовершенного вида, остальные совершенного вида.)

2.Практическое задание

Билеты: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.



1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов.в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов.в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов.в.)

4. Купить (деепричастие сов.в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов.в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)


1

о

г

л

я

д

ы

в

а

я

с

ь



2

с

в

е

р

к

а

я



3

с

п

е

ш

а


4

к

у

п

и

в


5

п

р

ы

г

а

я


6

у

в

и

д

е

в

7

р

а

с

п

е

ч

а

т

а

в

8

о

т

о

р

в

а

в

ш

и

с

ь



9

о

с

т

а

н

в

и

в

10

с

т

у

ч

а


11

и

г

р

а

я



12

ш

е

с

т

в

у

я



Путешествие началось. Музыка

Названия станций.

станция 1 – «Биографическая». «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое деепричастие, морфологические признаки, синтаксическая роль.) Графический диктант)

  1. «Друзья – враги» (совершенный-несовершенный вид)

  2. Станция “Здоровье”.Физкультминутка

  3. «Орфографическая»

  4. «Пунктуационная».

  5. «Речевая»

  6. Станция «И это всё о нём»

  7. Станция «ОГЭ».

1. Станция 1 – «Биографическая».

Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус.

Графический диктант

1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (-)

2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (+)

3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-)

4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. (+)

5. Деепричастие не изменяется. (+)

6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-)

7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. (+)

8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+)

9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (+)

10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. (-)


2. Станция 2. «Друзья враги» (совершенный-несовершенный вид)

а). Определение вида деепричастий


- Скажите, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?


Деепричастия совершенного и несовершенного вида перемешались. Разделите их на деепричастие совершенного и несовершенного вида. Докажите правильность своего выбора.


Накормив, расположившись, держа, относя, прикасаясь, нарастая, сказав, покраснев, вливаясь, расспросив,

собираясь, получив.

Работа в парах



3. Станция 3 “Здоровье”.Физкультминутка

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Тихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А деепричастия считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

4. Станция «Орфографическая»

- Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. От какой части речи «унаследовало» деепричастие орфографическое правило?

1 ВАРИАНТ: Раскрыть скобки.

(Не) видя,

(не)годуя,

(не)зная,

(не)вынимая

(не)навидя,

(не)общаясь,

(не)досыпая,

(не)выходя,

(не)досыпая,

(не)прочитав



2 ВАРИАНТ: Выписать только те словосочетания, в которых есть деепричастие. Раскройте скобки.

(Не)прочитанное письмо,

(не)расколов ореха,

(не)видевши медведя,

задача (не)решена,

(не)отведавший мёда,

(не)сомкнув глаз,

(не) думая о погоде,

(не)взлюбив человека,

(не)взирая на усталость,

(не)доумевающий собеседник.





5. Станция 5 «Пунктуационная»


Задание №1:Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте деепричастные обороты.

  1. Ночью в полях под напевы метели
    Дремл..т качаясь берёзы и ели. (И.Бунин)

  2. Первые лучи солнца пробив скво(с,з)ную тучу блеснули в небе и пробежали по земле.

3.Мы замечтались покачиваясь в лодк(е, и) на волнах и задумчиво поглядывая на далёкий берег.


  • Что называется деепричастным оборотом?

  • Как выделяются деепричастные обороты и деепричастия на письме?


6. Станция 6 «Речевая» Устно

Задание №1 Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием.

    1. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

    2. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

    3. Фонарь мигал и тускло освещал


7. Станция 7 «И это всё о нём»

Выполните разборы.

1 вариант: синтаксический разбор предложения Жёлтый клён глядится в озеро просыпаясь на заре4.

  1. вариант: морфологический разбор деепричастия из этого же предложения.

8.Станция «ОГЭ». Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.



А)Дельфины (1) опускаясь (2) на большую глубину (3) и (4) быстро возвращаясь на поверхность (5) не страдают кессонной болезнью


Б). Найдите правильный ответ:

Глядя вдаль,

1) у нее возникают грустные мысли

2) она грустит

3) у нее из глаз капают слезы

Думая о прошлом,

1) в ее воспоминаниях оживают счастливые дни

2) темная вода успокаивает девушку

3) она вспоминает счастливые дни

Рассматривая картину,

1) мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке

2) чувствуется отношение художника к Аленушке

3) на душе становится грустно



8. ИТОГ УРОКА:

Интерес Что интересно было на уроке ?

Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что сегодняшний урок принес мне?

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!