СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Полезные ископаемые и их  охрана »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Полезные ископаемые и их  охрана »»

Тема: «Полезные ископаемые и их охрана »

Цель урока: Тема: «Полезные ископаемые и их охрана »

Цель урока-продолжить формирование представления о разнообразии полезных ископаемых, ;содействовать осознанию необходимости рационального использования полезных ископаемых , пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны; продолжить развивать элементарные умения читать карту, составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования полезных ископаемых.; - поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;- способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, карточки для игры «Найди пару», «Любознательная яблонька» и вопросы, лэпбук « Богатства гнома Эконома»

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, карточки для игры «Найди пару»,«Любознательная яблонька» и вопросы, лэпбук « Богатства гнома Эконома»

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться«Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

-Работу нашу продолжаем,

Правила урока вспоминаем!

Александра:На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Клементий:Говори все четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

Даниил:Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Милана:А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

2.Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы отправимся в гости к известному любителя драгоценных камней- ГНОМУ Эконому!

- Ребята , какие богатства охраняет гном?

(Полезные ископаемые)

-Гном предлагает придерживаться путеводителя , который размещен в лэпбуке.

- Какие задачи мы поставим в начале путешествия?

ПРОДОЛЖИТЬ

УЗНАТЬ

НАУЧИТЬСЯ

2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.

-Впуть!

-Ой, ребята, всё не так просто. Чтобы увидеть путеводитель мы должны подружиться с Любопытной яблонькой. Она подготовила для вас задания. Хочет убедиться, можно ли вам доверять тайны гнома.

(На яблоньке размещены яблочки с понятиями ( глобус, материк, горизонт, горы, равнины, вершина холма, подошва.).У детей карточки и определениями этих понятий.)


1.Работа в группах.



Найди пару



1.Глобус-

-это место , где начинается холм или гора.

2.Материк –

- это самое высокое место холма.

3.Горизонт-

это ровная или почти ровная земная поверхность.

4.Горы-

- это участок земной поверхности , который возвышается над окружающей местностью.

8.Равнина-

-это огромный участок суши , окружённый водой.

6.Вершина холма-

- это уменьшенная модель земного шара.

7.Подошва -

-это часть земной поверхности , которую человек видит вокруг себя .


2.Индивидуальные карточки (5 учеников)

Запиши ответы

1.Полезные ископаемые – это….______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Сравни свойства песка и глины:

Песок глина

* *

* *

* *

3.Люди используют песок для________________________________________________________________________.

4.Почему изделия из глины обжигают?

________________________________________________________________________________________________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА» Яблоко»

3. Изучение нового материала

-Молодцы , вы хорошо справились с заданиями. А что это появилось возле доски? ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА.(Загадки)

(надпись .УЗНАЕШЬ что в шкатулке, если отгадаешь загадки)

-И снова, хитрый гном проверяет нас. Предлагаю поиграть и узнать, что в шкатулке.

1. Никита З. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2.Настя Т. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Катя Т.С буквой Т пирог он с кремом,

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

4.Самуил.Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже...(Соль)  

5.Дима: Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

– Как, одним словом назвать эти вещества? (Полезные ископаемые)

– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.

Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.

– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение

в хозяйственной деятельности человека».

– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек их применяет и охраняет.

– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.

– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.

– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,

их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи.

В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

-Ребята, вы слышите шум?????????

Инсценировка;. Выбегают: Уголек, Глина, Известь и песок, хвастаются, спорят.

Уголек:Яничек А. - Я самый чёрный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

От меня кругом светло,

Помогаю плавить стали,

Делать краски и эмали.

Известь:Варвара: Покрываю Я дороги,

Улицы в селениях.

А еще Я есть в цементе,

Сама Я удобрение.

Песок:Перов И. - Я, очень нужен детворе

Я на дорожках во дворе,

Я и на стройке, и на пляже

Я и в стекле расплавлен даже.

Глина:Штукина Н.: - Если встретишь меня на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А чтоб сделать миску или вазу -

Я понадоблюсь вам сразу.

Уголек: - Я, самый полезный людям!

Глина: - А, я самая пластичная.

Песок: - Я, очень нужен детям, и всем, всем.

Известняк: - И без меня людям не обойтись.

Учитель: - Почему вы спорите?

Полезные ископаемые: Все вместе. – Я самое полезное и нужное людям полезное ископаемое!

Учитель: - Подождите, не шумите. Что у вас случилось, расскажите.

Песок: - Мы, все время спорим, кто из нас полезней людям.

Учитель: - Мы можем вам помочь. Мы геологи. Геологи находят полезные ископаемые, и знают о них все. Но чтобы рассказ о полезном ископаемом был полным, нужно исследовать каждое полезное ископаемое. А кто проводит исследования полезных ископаемых и определяетполезны ли они людям?

Учитель.Перед нами путеводитель

(Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.)

Работа по Лэпбуку.

1.Вот они секреты гнома.

-Посмотрите, у гнома два новых понятия, попробуйте найти их определение в учебнике на с.35.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ

ГЕОЛОГИ

(Дети зачитывают определения)

2.Уже хочется скорее послушать наших учёных, с которыми Гном поделился секретами и узнать о полезных ископаемых нашей страны.Но , что случилось?

Игра «Заколдованные слова»

-Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.

R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь- нефть

ПVNЕJLGС WQО К - песок

RГYЛ IИJН А - глина

SGLТFОWРQФ- торф

(вывешиваются на доску)

– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.

Работа в тетради с помощью учебника заполняем немую карту.

– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных на карте.

Выступление ПОЧЕМУЧКИНЫХ. Это интересно .

Песок 18

Нефть 5 – Клементий

Торф 22- Настя к.

Глина 23- Александра Х.

СОЛЬ- Михалюк Илья

– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные

.Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

Отчет групп

Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)


4. Закрепление изученного материала.

– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция гнома.. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности.– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».


Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Гном просит нас охранять и беречь их.. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома вы продолжите работу по этой теме.

5. Домашнее задание.

• Прочитать статью в учебнике на страницах 35-38, ответить на вопросы.

Дополнительно (по желанию учащихся)

• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Витебской области.

• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

6. Подведение итогов.

– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельностина уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5.. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

7.. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Дерево успеха». Выберите и повесьте на дерево яблоко своего цвета в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый,

свое мнение (желтый)

на уроке было трудно (красный).

.







































Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

Какое слово получилось? УСПЕХ

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?









ИГРА «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо».

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.

4. Образуется при разрушении гранита.

5.. Без него не может обойтись учитель на уроке.

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.





























Тема: «Полезные ископаемые и их охрана »

Цель урока-продолжить формирование представления о разнообразии полезных ископаемых, ;содействовать осознанию необходимости рационального использования полезных ископаемых , пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны; продолжить развивать элементарные умения читать карту, составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования полезных ископаемых.; - поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;- способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, карточки для игры «Найди пару», «Любознательная яблонька» и вопросы, лепбук « Богатства гнома Эконома»




Тема: «Полезные ископаемые и их охрана »

Цель урока-продолжить формирование представления о разнообразии полезных ископаемых, ;содействовать осознанию необходимости рационального использования полезных ископаемых , пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны; продолжить развивать элементарные умения читать карту, составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования полезных ископаемых.; - поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;- способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, карточки для игры «Найди пару», «Любознательная яблонька» и вопросы, лепбук « Богатства гнома Эконома»






Тема: «Полезные ископаемые и их охрана »

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:-названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, роль в деятельности человека;

уметь: составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного

использования полезных ископаемых.

Задачи урока:

-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

- поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

- способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, карточки для игры «Найди пару», «Любознательная яблонька» и вопросы, лепбук « Богатства гнома Эконома»























Как называется полезное ископаемое из чего Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5.. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)









1 2 3 4 5

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебнымбыл сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)

6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

6. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите

и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже...(Соль)  

7. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)













R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь

ПVNЕJLGС WQО К

RГYЛ IИJН А

SGLТFОWРQФ































Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Спор полезных ископаемых»

Татьяна Худякова
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Спор полезных ископаемых»

Цель: - Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле, песке, глине, извести.

Задачи:

1. Образовательные:

- Содействовать формированию интереса к живой и неживой природе;

- Вызвать желание находить правильное решение в проблемной ситуации;

- Познакомить со свойствами полезных ископаемых: уголь, песок, глина, известь.

- Обеспечить применение на практике навыков исследовательской деятельности.

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;

2. Воспитательные.

- Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи;

-, Воспитывать навык взаимопомощи сотрудничества;

- Воспитывать коммуникативные качества детей.

3. Развивающие:

- Развивать умение анализировать, делать выводы;

- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- Развивать умение работать в малых группах.

Методы и приемы.

Игровой: (появление персонажей: уголек, песок, глина, известь, подвижная игра «Геологи»)

Наглядный(Показ презентации)

Практический(Проведение опытов)

Словесный(художественное слово, рассказ, вопросы)

Педагогические технологии: социо - игровая, личностно-ориентированная, театральная технология.

Здоровье сберегающая технология: физ. минутка, двигательная активность по мизо сценам.

Форма организации детей: социо - игры в кругу, работа фронтальная и в компаниях.

Предварительная работа

1. Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание мини музея природных ископаемых в группе.

сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория», подвижная игра «Геологи».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение ОД – по экспериментированию с песком, глиной, известняком, углем; игры словесные и дидактические«Что из чего сделано»«Разрезные картинки»«Что было бы, если бы не было…»«Живая – Неживая природа»; использование приемов социо – игровой технологии.

3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях и мини музее в группе. Просмотр презентаций о полезных ископаемых нашего края.

Материалы для ОД:

- презентации о земле, угле, песке, извести, глине;

- шапочки «полезных ископаемых: уголь, глина, песок, известь, мячик (модель земли);

- материал для экспериментовполезные ископаемые: уголь, песок, глина, мел;

- оборудование для экспериментов: одноразовые тарелочки 8 штук, 4 лупы, 4 одноразовых стакана с водой, 4 ложечки, 4 тканевых салфетки, 4 молотка, влажные салфетки, глина для лепки, набор мелков, простые карандаши, песочные часы.

- Мнемосхемы для рассказа о полезных ископаемых.

«Спор полезных ископаемых»

Ход Образовательной Деятельности:

Ритуал начала:

Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться«Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете.

И так красива, на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. (Земля)

Дети: Земля!

Воспитатель: Показ планеты земля на экране

Правильно, земля. Полюбуйтесь на нее и скажите. Почему наша планета земля не одного цвета?

Дети: Потому что на ней много воды, гор, ледников, есть пустыни.

Воспитатель: - Природа бывает живая и неживая. Я передаю вам маленькую модель нашей планеты земля и называю предметы природы, а вы будете говорить, живая или неживая природа.

Игра «Живая – не живая»

А сейчас присядьте на стульчики, и послушать мою историю о нашей земле. Дети садятся на стулья, показ презентации.

Воспитатель: - Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Воспитатель: - Как вы думаете? Почему полезных? Почему ископаемых?

Дети: - Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для людей на земле полезно.

Воспитатель: - О пользе полезных ископаемых людям, вам расскажут: Катя, Софья, Богдан, Ева Ч.

Дети рассказывают о глине, песке, угле и извести. Показ презентации.

1. «Миллиарды лет назад уголь был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над другими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром дерево вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества дерево превратилось в твёрдое, холодное, чёрное вещество- уголь и думал он, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел и взял в свой дом. Уголь подружился с человеком. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор уголь обогревает жильё, помогает печь пирожки, приводит в движение машины, помогает делать сталь, дает человеку лекарства, чтобы он был всегда здоров, и даже грифель простого карандаша сделан из угля».

2. Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье!

Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь!

Разрушительный, гибельный, страшный во время песчаных бурь…

А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды

Нельзя не отметить песок, который сейчас стали использовать как материал для создания живописных шедевров на стекле. Рисуют песком на глазах у зрителей, жаль, рисунки, так же как песчаные скульптуры, недолговечны…

3. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов, но может содержать и песчаные частицы.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего и даже чёрного цветов.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Глина идет на изготовление огнеупорного кирпича и других жаропрочных изделий.

4. Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется ракушечником

Образовался известняк примерно 300 млн. лет назад в мелководных морских водах. Иногда образования залежей камня находят и в озерах, реках.

Многие разновидности ИЗВЕСТНЯКОВ получили воплощение в коммерческом и индивидуальном строительстве - многоквартирных домов, элитных загородных домов, коттеджей и особняков; реконструкции и реставрации памятников истории и архитектуры.

В наше время, он применен при реставрации стен московского Кремля, и других зданий. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Известняк на первый взгляд кажется довольно слабым камнем: ведь его можно скоблить ножом, вырезать на нем орнаменты. Он легко пилится обычной пилой и колется.

Воспитатель: - Кто находит полезные ископаемые?

Дети: Геологи.

Воспитатель: - Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться в путь искать полезные ископаемые.

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда встаньте на ноги, закройте глаза и представьте, что вы геологи.

Воспитатель: - Вот мы и геологи, в путь, друзья, на поиски полезных ископаемых.

Все идут по кругу и сопровождают действия словами.

Физкультминутка

Мы геологами станем?

Да? – да! (хлопок над головой)

Будут все, гордится нами.

Да? – да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами)

Ее не проплывешь («плывут»)

Ее не пролетишь («крылья»)

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем.

И своей достигнем цели.

Да? – да! (хлопок над головой)

Все остановились полукругом. Выбегают: Уголек, Глина, Известь и песок, хвастаются, спорят.

Уголек: - Я самый чёрный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

От меня кругом светло,

Помогаю плавить стали,

Делать краски и эмали.

Известь: Покрываю Я дороги,

Улицы в селениях.

А еще Я есть в цементе,

Сама Я удобрение.

Песок: - Я, очень нужен детворе

Я на дорожках во дворе,

Я и на стройке, и на пляже

Я и в стекле расплавлен даже.

Глина: - Если встретишь меня на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А чтоб сделать миску или вазу -

Я понадоблюсь вам сразу.

Уголек: - Я, самый полезный людям!

Глина: - А, я самая пластичная.

Песок: - Я, очень нужен детям, и всем, всем.

Известняк: - И без меня людям не обойтись.

Воспитатель: - Почему вы спорите?

Полезные ископаемые: Все вместе. – Я самое полезное и нужное людям полезное ископаемое!

Воспитатель: - Подождите, не шумите. Что у вас случилось, расскажите.

Песок: - Мы, все время спорим, кто из нас полезней людям.

Воспитатель: - Мы можем вам помочь. Мы геологи. Геологи находят полезные ископаемые, и знают о них все. Но чтобы рассказ о полезном ископаемом был полным, нужно исследовать каждое полезное ископаемое. А кто проводит исследования полезных ископаемых и определяетполезны ли они людям?

Дети: Учёные исследователи.

Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами уже не геологи, а самые настоящие исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать уголь, глину, песок и известняк.

Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

Воспитатель: - Так получилось, что вы будете работать в компаниях. Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования в виде условного знака. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Я буду руководителем нашего исследования. Приступим к исследованию.

1 задание: - Рассмотрите через лупу полезное ископаемое, определите цвет, поставьте знак напротив соответствующего цвета.

2 задание: - Пощупайте полезное ископаемое рукамиопределите: твердое, пластичное или рыхлое. Отметьте знаком свойство вашего ископаемого.

3 задание: Пересыпьте полезное ископаемое из одной емкости в другую, определите сыпучесть.

4 задание: Положите ваше полезное ископаемое на салфетку, заверните его, затем постучите по нему молотком. Разверните, определите, хрупкое ли ваше полезное ископаемое.

5 задание: В емкость с водой положите ваше полезное ископаемое. Определите, растворяется ли в воде.

6 задание: Составьте рассказ о вашем полезном ископаемом по плану:

Название полезного ископаемого___

Цвет ___

Твёрдое, пластичное, рыхлое ___ ___

Сыпучее, перекатывается ___

Растворяется или не растворяется в воде___ ___

Применение ___

По окончании опытов, каждая компания выходит и рассказывает о своем полезном ископаемом по схеме.

Воспитатель: Приглашает выйти в центр уголек, глину, песок и известь.

- Вот теперь вы знаете многое о себе, дети рассказали о ваших свойствах и где вас применяют.

- Ребята, скажите, а что общего между этими полезными ископаемыми?

Дети: - Они все приносят пользу людям.

ВоспитательОбращается к полезным ископаемым. – Живите дружно, помните о своих свойствах и пользе людям.

Полезные ископаемые: - Спасибо вам, друзья! Теперь каждый из нас знает о своих свойствах. И мы точно знаем, что мы все нужны людям. Спорить мы больше не будем. За то, что вы нас помирили, примите от нас подарки: мел, глину для лепки, простые карандаши и песочные часы. Нам пора возвращаться в кладовую Хранительницы полезных ископаемых.

До новых встреч! Полезные ископаемые уходят.

Все благодарят за подарки.

Все: До свиданья!

Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад.

1, 2, 3 в круг беги. На пяточке покрутись и в детский сад вернись.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: - Вы узнали сегодня о свойствах и пользе полезных ископаемых. Ребята, представьте, что кладовая Хранительницы полезных ископаемых пуста!

В недрах земли не осталось ни одного полезного ископаемого! Что было бы тогда?

Дети: - Без угля не было бы тепла в домах, электричества…

- Без песка не изготовили: песочные часы, стекло, дети не лепили бы песочные замки…

- Без глины не слепили бы игрушки, посуду…

- Без извести не белили бы дома, не удобряли бы землю для растений…

Воспитатель: - Вам понравилось быть геологами, научными исследователями.

Дети: - Да!

Воспитатель: - Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения?

А что вы чувствовали, когда проводили опыты?

Воспитатель: - У нас с вами все получилось. Потому, что мы с вами какие ребята?

Дети: - Дружные!

Ритуал окончания:

Мы все дружные ребята

Мы ребята дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим

Не обидим, а попросим

Пусть все будет хорошо

Будет радостно, светло!

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ»

Наталья Шабанова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ»

Тема«В поисках природных сокровищ».

Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Задачи: Дать первоначальные представления о полезных ископаемых (глине, соли, меле). Рассказать, что полезные ископаемые образовывались на протяжении долгого времени. Продолжать формировать умения исследовать природу и делать элементарные выводы. Пополнить лексический словарь словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает. Способствовать развитию любознательности.

Предшествующая работа: беседы о живой и неживой природе, просмотр мульфильмов и познавательных передач, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, экспериментальная деятельность с песком, водой,

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, фильмы к занятию, лупы, тарелочки, компас, посылка, костюм почтальона, карта, коробка с камнями, игрушки и посуда из глины, нарзан в бутылка, стаканчики, трубочки, бинокль, компас, лупа, фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. (стук в дверь, входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, это детский сад «Солнышко»(Да)Группа «Почемучки»(Да). Вам пришла посылка распишитесь в получении вот здесь.

Воспитатель: Спасибо вам почтальон за доставку. Ребята кто это нам с вами прислал посылку. Давайте, скорее, посмотрим от кого она. Так эту посылку нам прислал профессор Почемушкин. (достаю из посылки письмо и читаю). «Здравствуйте дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать и узнавать все новое. Посылаю вам волшебный компас и предлагаю отправиться в путешествие, найти и исследовать полезные ископаемые. Волшебный компас вам укажет направление и поможет их найти. В конце путешествия вас ждет сюрприз, который вы должны найти самостоятельно. С уважением профессор Почемушкин».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие. (Да). Скажите, а вы знаете, что такое полезные ископаемые?

Дети: Это сокровища нашей земли.

Воспитатель: А почему их так называют полезные ископаемые?

ДетиИскопаемые потому, что надо ископать много земли, чтобы их найти. Полезные – потому, что приносят пользу людям.

Воспитатель: Правильно. В недрах нашей земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто находит это сокровища, сможет легко выстроить себе дом, сделать посуду, приготовить еду. Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, поэтому они и называются «полезные ископаемые». Прежде чем отправиться в путешествие подумайте, что нам нужно взять с собой (ответы детей). Интересно куда же нас поведет волшебный компас. (компас нас ведет к экрану (просмотр фильма о полезных ископаемых). Вот теперь мы с вами узнали, где располагаются полезные ископаемые. А это ещё что такое? (находим коробку, в ней находятся предметы из глины (игрушки и посуда, мел, соль и лежит записка, в которой предлагается узнать, что это за полезные ископаемые, где они могут применяться из чего изготовлены предметы). Ребята, посмотрите, что это за предметы? Как вы думаете, из чего они изготовлены?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Правильно из глины. А вы знаете где берут глину для того чтобы изготовить игрушки и посуду из неё? Давайте посмотрим сюжет. Посмотрите, глина находится на поверхности земли, что бы её добыть ненужно никаких приспособлений для её добычи. Глина бывает разная голубая, красная, белая. Для разных предметов используется определенная глина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на игрушки и посуду. Скажите, почему нужно осторожно обращаться с глиняными предметами?

Дети«она сломается».

Воспитатель: Правильно они легко ломаются, потому что изделия из глины хрупкие. Скажите, а какие предметы из глины вы ещё знаете? Какие их них вы встречали. А сейчас, я вам предлагаю рассмотреть голубую глину. Возьмите лупу и посмотрите, что вы видите? На что похожа она.

Дети: она серо голубого цвета, состоит из маленьких частиц горных пород.

Воспитатель: Давайте глину мы возьмем с собой и вылепим из нее игрушки. А какие ещё природные сокровища вы видите в этой коробке?

Дети: Мел и соль.

Воспитатель: Как можно использовать мел? (им рисуют) ещё мел применяют в строительстве. А соль? (для приготовления пищи). Все эти природные сокровища можно применять в натуральном виде. Взяли глину и можно изготавливать игрушки, посуду, кирпичи для постройки домов; соль для приготовления пищи; мел для рисования или для строительства. Другие же природные богатства земли нуждаются в обработке.

Физминутка «Геологи».

Воспитатель: - Стрелка нашего компаса беспокоится и указывает новое направление. Давайте посмотрим, что там.

(Подходим к столу, на столе стоят бутылки в них нарзан). Как вы думаете, что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно это вода, но она обладает целебными свойствами. Это нарзан, вы, наверное, слышали это название и пробовали его. Нарзан тоже относится к природным сокровищам. Его тоже используют без переработки. Сразу пьют из источника, из нарзана даже принимают ванны. Потому что он целебный и оказывает лечебное действие на организм человека. Давайте возьмем стаканчик и попробуем немного воды на вкус. Скажите, какая она? (ответы детей)

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие концу. Ой, ребята, посмотрите, что это за коробка. Давайте, посмотрим что там. (открываем коробку там коллекция камней). Да это же тот сюрприз, о котором нам писал профессор Почемушкин. Смотрите, здесь лежит записка «Дорогие ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями, которые я для вас приготовил и нашли мою коллекцию камней. Я вам дарю её для изучения камней. Надеюсь, вы пополните её новыми образцами. До свидания. Профессор Почемушкин».

Нам с вами пора возвращаться назад в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Что нового мы с вами узнали сегодня? Вам понравилось? Давайте скажем нашим гостям до свидания и поднимемся в группу.









Яблонька успеха



























НЕФТЬ

НЕФТЬ

НЕФТЬ

ПЕСОК

ПЕСОК

ПЕСОК

ГЛИНА

ГЛИНА

ГЛИНА

ТОРФ

ТОРФ

ТОРФ

СОЛЬ

СОЛЬ

СОЛЬ

























































Найди пару

1.Глобус-

-это место , где начинается холм или гора.

2.Материк –

- это самое высокое место холма.

3.Горизонт-

это ровная или почти ровная земная поверхность.

4.Горы-

- это участок земной поверхности , который возвышается над окружающей местностью.

8.Равнина-

-это огромный участок суши , окружённый водой.

6.Вершина холма-

- это уменьшенная модель земного шара.

7.Подошва -

-это часть земной поверхности , которую человек видит вокруг себя .



Найди пару

1.Глобус-

-это место , где начинается холм или гора.

2.Материк –

- это самое высокое место холма.

3.Горизонт-

–это ровная или почти ровная земная поверхность.

4.Горы-

- это участок земной поверхности , который возвышается над окружающей местностью.

8.Равнина-

-это огромный участок суши , окружённый водой.

6.Вершина холма-

- это уменьшенная модель земного шара.

7.Подошва -

-это часть земной поверхности , которую человек видит вокруг себя .



1.Глобус-

2.Материк –

3.Горизонт-

4.Горы-

8.Равнина-

6.Вершина холма-

7.Подошва -

























МЕСТОРОЖДЕНИЯ

ГЕОЛОГИ























































ИМЯ______________________

Запиши ответы

1.Полезные ископаемые – это….______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Сравни свойства песка и глины:

Песок глина

* *

* *

* *

3.Люди используют песок для________________________________________________________________________.

4.Почему изделия из глины обжигают?

________________________________________________________________________________________________


ИМЯ______________________

Запиши ответы

1.Полезные ископаемые – это….______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Сравни свойства песка и глины:

Песок глина

* *

* *

* *

3.Люди используют песок для________________________________________________________________________.

4.Почему изделия из глины обжигают?

________________________________________________________________________________________________

ИМЯ______________________

Запиши ответы

1.Полезные ископаемые – это….______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Сравни свойства песка и глины:

Песок глина

* *

* *

* *

3.Люди используют песок для________________________________________________________________________.

4.Почему изделия из глины обжигают?

________________________________________________________________________________________________

















ВЫСТАВКА

«Изделия из полезных ископаемых»











ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ



































Любопытная

яблонька













Подземные богатства

гнома Эконома












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!