СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема погоды в русской литературе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вернисаж Известные произведения русских писателей и поэтов о погоде.

Просмотр содержимого документа
««Тема погоды в русской литературе».»

Название темы: «Тема погоды в русской литературе».

Тип урока: применения знаний и умений.

Форма урока: литературный вернисаж.

Цели урока:

1) Образовательная: познакомить учащихся с творчеством великих русских писателей и поэтов, углубить навыки анализа текста, продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся; знать содержание прозы и стихотворений поэтов XIX века о родной природе.

2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; творческие способности

3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе. Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Формирование УУД

Прогнозируемые результаты:

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения писателей и поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Метапредметные:

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития личности учащихся через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, установление аналогий; построение рассуждений.

Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием произведений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения; научиться определять тему и идею произведения; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в произведении.

Дидактические средства: учебник, карточки самоконтроля, тетради, презентация.

Ход урока:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

I. Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

1. Прием «Удивляй» в исполнении 2 обучающихся.

На вернисаже как-то раз с природой встретились в анфас.

А мы вдвоем, а мы с тобою.

Ах, как прекрасен вернисаж!

Писатели встречают нас.

А мы вдвоем, а мы с тобою.

Ах вернисаж, ах вернисаж,

Какая погода, какой пейзаж!

А я смотрю, смотрю на вас…

- У нас сегодня литературный вернисаж. На нем мы познакомимся с творчеством русских писателей и поэтов.

Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: Вспомните известные вам произведения русских писателей и поэтов о погоде.

- А как вы думаете, каждому ли человеку природа открывает свои тайны?

- Я согласна с вами, что только внимательному и наблюдательному человеку открыты все тайны природы. Каждый из нас встречал восход солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты, нюхал цветы, мокрые от росы, радовался первому снегу, попадал в метель.

- Давайте сформулируем тему урока.(Сообщение темы урока: « Тема погоды в русской литературе »)

- Природа открывается не каждому, а только человеку, очарованному русской природой. И сегодня нам предстоит открыть её тайны.

 II. Целеполагание

Звучит музыка П. И. Чайковского (Времена года)

- Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что вы представляете, слушая эту музыку?

(Музыка – одна, а картины – разные, в этом особенность музыки.)

Итак, природа – это

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

- Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева?

- Как вы понимаете слова: «У природы нет плохой погоды»?.

(Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере прозаических и лирических произведений, понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык, свои погодные явления).

- Сформулируйте цели урока, используя слова-подсказки: обратить внимание, научиться сравнивать, познакомиться, выявить, уметь правильно…

1. Познакомиться с произведениями великих русских писателей и поэтов о погоде.

2. Научиться правильно определять общие черты произведений, выявить отличия.

3. Обратить внимание на особенности изображения погоды А.С. Пушкиным,

М.Ю. Лермонтовым, С. А. Есениным, Л. Н. Толстым, М. А. Булгаковым.

 III. Осознания  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

1. Актуализация знаний (3 мин.)

Погода и природа тесно связаны.

- Что каждому из нас дает природа?

РОДНАЯ ПРИРОДА

Воспитывает Восхищает Вдохновляет Исцеляет Побуждает Возвышает Призывает

Любовь к Родине Красота Дар душевные к творчеству чувства любить силы для

Отчизна внутренняя творчества недуги к созданию понимать борьбы

«малая родина» спокойствие к оптимизму чувствовать веру

величие

Дает Укрепляет  Позволяет забыть  Впитываем

Силы для борьбы дух о суете успокоение Веру об эгоизме Гармонию о заботах неудачах

(Читает ученик)

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

- Н. Заболоцкий нам приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

IV. Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Мы сегодня работаем в группах. В каждой группе есть актёры, литературоведы, которым было дано задание подобрать материал.

- Послушайте отрывок из концерта великого композитора Чайковского П. И. «Времена года» Зима.

Настроение человека очень часто созвучно с погодой за окном. В теплый солнечный день как-то по-особенному становится радостно и весело, а когда идет дождь — тоскливо и грустно. Можно сказать, что погода оказывается фоном душевного состояния человека. Интересно, что к связи между погодой и настроением часто обращались писатели в своих литературных произведениях. Погода у них была отражением чувств и переживаний, настроения героев.

Многие природные явления являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни и настолько красивы в своем проявлении (разноцветная радуга, сияние звезд на ночном небе, искрящийся снег под солнцем, дождь или метель), что очень часто вызывают в нас эмоциональные чувства.

Именно эти чувства и выражают многие поэты и писатели в своих произведениях. Они художественно описывают явления природы и восхищаются их великолепием, подтверждая неразрывную связь человека с природой, как с научной, так и с духовной стороны.

- Как классики отечественной литературы использовали погоду в своих сочинениях?



1 группа.  

Литературный критик: История создания. Жанр.

Чтобы построить сюжет.

1 критик. Одним из первых ввел в произведения дополнительного «героя» - природу  Александр Пушкин  — в «Метели» из «Повестей Белкина». Произведение 1830 года содержало легкую пародию на популярные в те годы романтические и сентименталистские сюжеты. Вьюга у Пушкина  придала авантюрно-драматический поворот второй половине текста. Кстати, в рукописях поэт писал «мятель» через «я». И только в печатном издании появилась привычная нам форма слова: видимо, на этом настоял редактор — поэт Плетнев. В повести «Метель» снежная стихия немыслимым, таинственным образом изменила жизни героев. Решив тайно обвенчаться, влюбленные бежали из дома в соседнее село, но разыгравшаяся буря разлучила их. Молодой человек по дороге в церковь сбился с пути и вовремя не приехал к своей невесте, которая в это время по ошибке вышла замуж за другого. Еще удивительнее развязка истории: этот незнакомец, случайно ставший ей супругом, впоследствии добился ее искренней и зрелой любви. Пройдя через тяжелое испытание во время метели, девушка в конце концов обрела счастье и долгожданный покой, которые вряд ли имела бы в браке со своим первым женихом, в которого была влюблена по неопытности.

Таким образом, буря, буран и метель имеют для пушкинских героев судьбоносное, символическое значение, предвещая им испытания, которые делают их сильнее, умнее, взрослее и благороднее.

2 критик. Важную роль сыграла непогода и в историческом романе «Капитанская дочка». Степной буран, в который попал главный герой, Петр Гринев, задает тон всему повествованию. «Убаюканный пением бури», молодой человек уснул в кибитке и увидел странный сон, в котором угадал предстоящие ему испытания. В этом сне какой-то «страшный мужик» (в котором читатель впоследствии узнает Пугачева) хотел дать ему благословение, а когда Гринев отказался, то стал убивать окружающих, не переставая ласково подзывать его к себе. Впоследствии этот сон поразительным образом сбылся: Пугачев, который беспощадно казнил верных присяге людей, оказался для героя благодетелем, сохранив ему жизнь и освободив его невесту из рук изменника Швабрина. Итак, сон во время бурана стал необычным символом пугачевского бунта и судьбы Гринева. Александр Пушкин с дикими оренбургскими вьюгами знаком не был: он бывал в этих краях в сентябре. Когда поэт писал этот фрагмент, он вдохновлялся, как считают исследователи, небольшим бессюжетным очерком «Буран» Сергея Аксакова.

«Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего…»

Сергей Аксаков. «Буран»

Зимняя вьюга играет важную, смыслообразующую роль в произведениях А.С. Пушкина. Снег, стужа, сильный ветер – все это создает неповторимую атмосферу тревоги, смешанной с чувством светлой надежды. Описывая разыгравшуюся снежную стихию, поэт погружает читателя в сказочный мир, полный загадок, недомолвок и скрытых смыслов, которые определяют развитие сюжета и раскрывают образы действующих лиц.

2 группа

Литературные критики: История создания. Жанр.

Создать настроение или использовать аллегорию.

1 критик. Использовать погодные метафоры для выражения собственных чувств давно уже стало поэтической традицией. К этому методу прибегали авторы всех литературных направлений: Михаил Лермонтова с его «Грозой»,  В стихотворении переплетаются несколько тем – описание грозы, наблюдений лирического героя за нею; рассуждения об обмане в человеческой жизни. Автор показывает могущество стихии, ее красоту, воспевает силу духа человека, который не боится столкнуться с жизненными проблемами.

Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой, воспроизводящей грозовую погоду. М.Ю. Лермонтов сразу создает звуковой фон: «ревет гроза». Грозовое небо разверзается над бушующей морской бездной. Соединяя, таким образом, две неудержимые стихии, поэт показывает неистовую силу природы. Заканчивается пейзаж описаниями молнии, вьющейся вокруг скал. В последнем стихе первой строфы появляется образ лирического героя. Он недвижимо стоит перед «стихий тревожным роем». Чтобы выразительно показать впечатления лирического героя, М. Лермонтов создает монолог от первого лица. Герою кажется, что то, что он видит перед собой, очень напоминает чувства, вызванные обманом, клеветой. Жизненные проблемы, по его мнению, вьются вокруг человека, как молния вокруг скалы. Последняя строфа – доказательство того, что лирический герой не боится ни стихии, ни перипетий судьбы. Он бросает вызов огню и ветру, утверждая, что они не вызывают у него трепета. Огонь и ветер, снова-таки следует понимать в переносном значении.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Гроза» условно делится на две смысловые части: пейзажная зарисовка и монолог лирического героя. Размышления героя также можно разделить по смыслу: рассказ о жизни, испорченной обманом и клеветой; обращение к стихии.

2 критик.  Сергей Есенин в «Буре». Стихотворение «Буря» – пейзажная зарисовка, в центре которой непогода. Картины природы динамичные, что соответствует содержанию. Динамизм достигается при помощи глаголов. Их С. Есенин использует практически в каждой строке. Слова данной части речи позволяют отобразить не только движения, но и звуки.

В достаточно лаконичном произведении Сергей Александрович сумел показать, как начинается буря и воспроизвести самые сильные порывы ветра. Сначала поэт замечает, как «дрогнули листочки, закачались клены», струсив с ветвей пыль. Они, кажется, почувствовали приближение ветра – первого вестника стихии. Их волнение передается всему лесу. Тот отчаянно охккает, понимая, что ничего не сможет сделать незваной гости. Его эхо раздается в округе, доносясь до ковыля.

Во второй строфе стихотворения отчетливее проявляет себя лирический герой. Он пережидает бурю в доме, наблюдая за ней из окошка. Проказы погоды напоминают герою плач. В мутные стекла заглядывают принагнутые ветви, будто бы тоже хотят в дом. В полумгле деревья кажутся унылыми. Лирический герой всматривается вдаль и замечает, что оттуда ползут черные тучи, а это значит – буря затянется надолго. Настроение погоды передалось и речке. Она стала грозной, сердито ревет, разбрасывает вокруг брызги. В завершении произведения автор сравнивает стихию с сильной рукой, которая мечет землю, как игрушку. Этот образ можно толковать как руку Господа.

Пейзажную зарисовку С. Есенин создал при помощи художественных средств. Важную роль в «Буре» играет метафора, помогая автору показать душу и характер природы: «охнул лес», «зашептался с эхом высохший ковыль», «плачет у окошка…буря», «качают ветки, голову понуря», «ревет… река». Детализируется описание посредством эпитетов: «золотистые ветки», «лес зеленый», «пасмурная буря», «мутная буря», «тоска угрюмая», «сильная рука».

3 Группа

Литературный критик: История создания. Жанр.

Чтобы замедлить развитие истории.

Погодные перипетии выручают авторов, когда нужно удлинить действие или отвлечь читателя от слишком динамичной истории. У Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев» крымское землетрясение 1927 года становится очередной помехой для хрустальной мечты Остапа Бендера. Во время подземных толчков очередной стул исчезает у Бендера и Воробьянинова прямо из-под носа. В «Африканском дневнике» Гумилева невыносимая жара и жажда мешает путешественникам спокойно передвигаться.

А в некоторых произведениях непогода становится не просто очередным препятствием, но и олицетворением судьбы, в борьбе с которой человек бессилен, — например, во «Вьюге» Булгакова. Молодому доктору, который себе на голову завоевал солидный авторитет у местных жителей, приходится принимать по сотне больных в день, времени кроме как на поесть и поспать у него совсем не остается. И вдруг случается самая настоящая вьюга, до больницы добрались только два человека, и у доктора выдается незапланированный выходной. Наконец-то он устраивает "банный" день и принимает ванну. Но недолго музыка играла, сработал закон подлости - в соседней деревне происходит трагический случай, и за доктором присылают лошадей. Деваться некуда - надо ехать к больной. Булгаков показывает эту неизбежную борьбу внутри человека, призванного нести службу во благо других. Доктору неохота никуда ехать, но долг оказывается выше - расслабляющая ванна оставлена и вот он уже несется в саночках сквозь метель и сгущающуюся тьму наступающего вечера. Увы, на этот раз спасти больную не удалось - травма оказалась, как говорится, не совместимой с жизнью. Это, кстати, единственный рассказ в цикле, в котором герой-доктор терпит профессиональное фиаско, хотя у него и шансов-то тут не было. Но всё равно настроение испорчено, пессимистические мысли одолевают.

Кажется, что здесь произойдет трагедия, но, как награда за отчаянные усилия победить и выжить, перед ними неожиданно выплывает из тьмы смешанной со снегом больничный фонарь - приехали! На первый взгляд рассказ - зарисовка о докторских буднях, но есть в нём и некое философское содержание: одно и то же событие, в рассказе это вьюга, несет в себе и позитивные, и негативные аспекты, всё зависит от дополнительных условий. При одних вьюга могла подарить доктору самый приятный день за многие месяцы, при других - могла стоить ему жизни...
Звучит музыка Г. Свиридов «Метель»

2 критик. .«Метель» Льва Толстого. Рассказ называется "Метель". Если пушкинская метель помешала свершиться одному событию и свершиться другому, если в толстовском "Хозяине и работнике" метель способствует духовному перерождению героя рассказа, то в "Метели" Толстого нет ярко выраженного сюжета, нет запоминающихся картин, интересных диалогов, решительных поступков, активных действий. В рассказе всего лишь описание поездки - ночь, метель, дорогу замело так, что даже лошади её не чуют, холодно, темно, снег сыплется за воротник, стынут руки и ноги, однообразие укачивает, звон бубенцов усыпляет, а снег метёт то с одной стороны, то с другой ... путники заблудились...

Поездку в метельное ненастье совершил когда-то сам Толстой, и она его настолько поразила, что ему захотелось выразить свои впечатления читателям.

Короткий рассказ великого писателя Льва Николаевича Толстого несколько поражает незамысловатостью своего сюжета. Читая этот замечательный рассказ, погружаешься в жизнь тех простых людей, оказавшихся в непростых погодных условиях, но событийного смысла в книге немного не хватает, но не- смотря на небольшое количество событийных действий, произошедших в данном рассказе, стоит обратить внимание на главную мысль этого произведения. В этом рассказе хорошо показывается борьба обычного человека и его внутренние переживания и страхи, ведь даже два взрослых мужчины могут легко погибнуть в такой страшной метели. Смело можно назвать это произведение истинной классикой русской литературы, как и все другие произведения Льва Толстого.

«Третий верстовой столб мы еще видели, но четвертого никак не могли найти; как и прежде, ездили и против ветра, и по ветру, и вправо, и влево, и наконец дошли до того, что ямщик говорил, будто мы сбились вправо, я говорил, что влево, а Алешка доказывал, что мы вовсе едем назад. Снова мы несколько раз останавливались, ямщик выпрастывал свои большие ноги и лазил искать дорогу; но все тщетно. Я тоже пошел было раз посмотреть, не дорога ли то, что мне мерещилось; но едва я с трудом сделал шагов шесть против ветра и убедился, что везде были одинаковые, однообразные белые слои снега и дорога мне виднелась только в воображении, — как уже я не видал саней».

Лев Толстой. «Метель»

Прием «Диаграмма Венна»

- Давайте сравним какие чувства вызывает у человека зима и лето? Что у них общее и в чем различие? Что объединяет эти стихотворения? (Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года).

 ЛЕТО

Радость

Тепло

цветение

ЗИМА

Грусть

Холод

заснеженность

Учитель: Каждая группа сделает анализ подобранных к теме стихотворений, а результат оформит в виде кластера. В творческих работах попробуйте отразить тему, основную мысль, композицию произведений.

V. Создание творческого продукта

1. Представление работ (кластеров)

Задача: проанализировать поэтические тексты (тему, идею, средства художественной выразительности, размер, способ рифмовки)

Задание группам: результат оформить в виде кластера

2. Составить стихотворения по заданным рифмам

3.   Взаимопроверка и взаимоконтроль.

5. Оценивание критиками

V1. Рефлексия

Учитель: Русская погода в изображении наших писателей – очень важная тема, благодаря которой были совершены значительные художественные открытия.  Языком произведений говорят наши души.

Прием «Закончите предложение…» 

- Соприкосновение с прозой и поэзией  помогло мне…

Домашнее задание на выбор: Коллаж «Красивые места родной природы». Эссе, посвященное любимому погодному явлению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!