МАОУ «Сладковская СОШ»
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина
Учитель: Федосеенко Н.Г.
Тема: Площадь. Формула площади прямоугольника.
Тип урока: изучение нового материала.
Требования к результатам:
Предметные
актуализировать знания о площади, полученные в начальной школе;
вывести правило вычисления площади прямоугольника;
уметь вычислять площадь прямоугольника;
вывести свойства площадей фигур;
решать задачи разными способами.
формировать вычислительные навыки и выражения величины в различных единицах при нахождении площади;
Метапредметные
развивать грамотную математическую речь;
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать внимание.
развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки;
Личностные
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;
воспитывать самостоятельность, активную позицию на уроке;
сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе;
сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности
Цели и задачи:
совершенствовать навыки работы с измерительными приборами;
научить учащихся находить площади простейших фигур
формировать умения применения данных знаний на практике
научить учащихся делать выводы, оформлять результат
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы, поиск и оценка рациональных способов разрешения проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: Площадь, площадь прямоугольника, площадь квадрата, площадь прямоугольного треугольника, равные фигуры, площади равных фигур.
Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Методы: частично-поисковые
Этапы урока: Мотивация к учебной деятельности на каждом этапе.
Организация начала занятия - (1 мин)
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Выявление места и причины затруднения (цели урока) (2 мин)
Построение проекта выхода из затруднения (вхождение или погружение в тему)
Физкультминутка (1 мин)
Первичное закрепление при решении КОЗ (3 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (тесты 6 мин)
Включение в систему знаний и оценивание (итог урока 4 мин)
Рефлексия деятельности на уроке (2 мин)
Информация о домашнем задании, заключение (2 мин)
Ход урока:
Организация начала занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день,
вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать…
Я желаю вам, ребята, счастливого урока!
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Разминка для ума (фронтально 2 мин):
Учитель: Что мы изучали на прошлом уроке? / «Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата».
Учитель: Зачем нам надо уметь находить периметр? «потому что эти знания нужны в строительстве, сельском хозяйстве, на даче или огороде и др.»
Учитель: Среди данных фигур найдите прямоугольники. /Учащиеся смотрят на слайд №3 и называют номера фигур.
Учитель: Как Наташа думает, почему квадрат – это тоже прямоугольник? / Учитель: Как называются данные фигуры? /Учащиеся смотрят на слайд №4 и называют.
Учитель: На прошлом уроке вы изучали тему «Формулы». Что называется формулой, Даша? / «Это запись какого-либо правила с помощью букв»
Учитель: Какую величину можно найти по формуле: слайд №5? / (пройденный путь или расстояние, для второй формулы – периметр.)
Выход на тему урока (3 мин)
Учитель: Чтобы понять, какая у вас, ребята, будет сегодня тема урока, поможет кроссворд (слайд №6), но у меня, чур, условие: отвечать будут самые «тихие» ребята, которые сегодня ещё ничего не говорили / Учащиеся отвечают.
1. Сумма длин сторон геометрической фигуры.
2. Инструмент для измерения длины отрезка.
3. Правило, записанное с помощью букв.
4. Пройденный путь.
5. Арифметическое действие.
6. Число, на которое нельзя делить.
Прочитай, Ирина, слово в выделенном столбике / «Площадь»
Учитель: Итак, ребята, откройте тетради, запишите дату и тему урока. /Учащиеся выполняют записи.
Учитель: Положите ручки. Выпрямите спинки. Сядьте правильно.
Выявление места и причины затруднения (цели и задачи урока) (2 мин) Учитель: К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили модели фигур из цветной бумаги – прямоугольников, квадрата. Посмотрите на фигуры, посмотрите на слайд (№9), попробуйте ответить, что вы сегодня будете узнавать для себя новое и чему должны будете научиться делать к концу урока?
Слайд №9: 1.Площадь фигуры, если её можно разбить на а квадратов со стороной 1 см.
2.Вывод, формула, площадь прямоугольника, площадь квадрата.
3.Измерения для площади помещения.
4.Свойства фигуры.
5.Использование, применение.
/ Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения.
Учитель подводит итог и называет цели урока (слайд №10)
Построение проекта выхода из затруднения (вхождение или погружение в тему)
Учитель: Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. О площади нам подготовила сообщение Диана.
Ученик: Вычисление площади в древности у всех народов было одной из важнейших задач практической геометрии (разбивка земельных участков). Еще 4-5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника, а квадрат издавна служил эталоном при измерении площадей для разбивки земельных участков, строительных площадок и т.д. благодаря своим замечательным свойствам. В русском языке слово «площадь» имеет несколько значений: Часть плоскости внутри замкнутой геометрической фигуры. Большое незастроенное и ровное место. Помещение для какой-либо цели.
Учитель: как вы измеряли площадь фигур в младших классах? / (ответы: с помощью палетки, умножали длину на ширину)
Учитель: Палетка разбита на единичные квадраты. Сторона таких квадратов равна 1 см. Чтобы измерить площадь фигуры надо наложить на нее палетку и подсчитать количество квадратов.
Учитель: А площадь одного такого квадрата чему равна? / 1см*1см=1см2
Учитель: Отлично. Сейчас вы вместе в своих группах выполните практическую работу, у каждой группы своя модель прямоугольника. Можно группой обсуждать, работу быстро выполнять, друг другу помогать, но громкий шум не создавать. Задание на слайде (№11)
1. Ваша модель прямоугольника разбита на квадраты со стороной 1см
2. Подсчитайте количество квадратов и запишите их.
3. Измерьте длину и ширину модели прямоугольника и запишите их.
4. Вычисли площадь модели.
5. Сделайте вывод формулы площади прямоугольника и запишите её.
Учитель: Закончили. Каждая группа расскажет, что же они получили, ведь размеры у всех разные? / От каждой группы выступает один учащийся, остальным можно дополнять.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы все правильно подсчитали и вывели одну и ту же формулу – формулу площади прямоугольника! Подведём итог (слайды №12)
Поставьте себе в оценочном листе оценку за практическую работу №1.
Учитель: Ребята, а где используется эта формула, как вы думаете? / Высказывания учащихся.
Учитель: Хорошо. Молодцы. А теперь, внимание на экран. (слайд №13)
Что нужно знать, чтобы найти площадь комнаты? Например, для покрытия пола линолеумом. / «длину и ширину комнаты»
А как вы будете измерять? Линейкой? / «Нет. Рулеткой»
А какие лучше единицы измерения взять? / «Метры»
А кому нужен вот этот вопрос: Сколько квадратных метров класса должно приходится на одного ученика по Сан ПиНу? / «Директору, чтобы соблюдать нормы. Проверяющим из роспотребнадзора, чтобы следить, выполняет ли директор требования СанПина.
А вам нужно это знать или вашим родителям? / «Да, чтобы мы учились в комфортных условиях»
Хорошо. Я довольна. А теперь каждая группа выполнит своё задание и попробует определить по рисунку профессию, в которой используются данные знания.
Учащиеся решают задачи на нахождение площади: 1 группа – верхнюю часть учебника математики, 2 группа – площадь сладковского поля, 3 группа - длину и площадь Красной площади, 4 группа - площадь монитора компьютера, 5 группа - площадь бассейна. От каждой группы выступает один учащийся, остальным можно дополнять. (Показ слайдов №14-18) Поставьте себе в оценочном листе оценку за 2 практическую работу.
• Зарядка для глаз (1 мин)
Рисуй глазами треугольник.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
•Свойства фигур (3 мин)
Учитель:
Задание 1. Посмотрите на слайд и назовите фигуры, которые равны?
(Слайд №20)
Задание 2. Сравните свои модели. Есть ли среди них равные? Попробуйте ответить на вопросы: Какие фигуры называются равными? Каковы площади равных фигур? / Учащиеся отвечают. (Если не ответят Коррекция учителя: Две фигуры называются равными, если одну можно наложить на другую так, что они совпадут. слайд №21 читаю: Равные фигуры имеют равные площади.)
Проблемный вопрос: Чему равна площадь всей фигуры, если фигура разделена на части?
У вас, ребята, есть модель, разрезанная по диагонали. Как можно найти площадь прямоугольника, зная площади разрезанных фигур? / «сложить»
Молодцы! (слайд №22 читаю)
Физкультминутка (1 мин) слайд №23-24
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Первичное закрепление при решении КОЗ (3 мин)
Задание 1. Слайд 25-27 К нам пришло письмо из сказочной страны от старика Хоттабыча
Он пишет: «О, многоуважаемые отроки 5,,Б,,класса, помогите мне, бедному старику , улететь в свою страну, смастерить ковер-самолет. Но мне 3733 года, и я забыл, чтоб ковер смог полететь, надо найти его площадь. С уважением, старик Хоттабыч»
1 вариант 2 вариант
Выберите нужные размеры ковра-самолета и найдите его площадь:
А) 18 дм. И 40 дм. А) 24 м. и 5 м.
Б) 25 мм. И 5 мм. Б) 30 дм. И 24 дм.
В) 4 см. и 4 м. В) 8 км. И 8 м.
Учитель: взаимопроверка, ставим оценку
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (тесты 6 мин)
1 вариант
1.Площадь квадрата со стороной 9 см. равна:
А) 36 см.2 б) 81 см. 2
в)18 см. 2 Г) 81 см.
2.Площадь прямоугольника со сторонами 1 м. и 4 м. равна:
А) 4 м.б)16 м.
в)4 м .2г)10 м. 2
3.Площадь ∆ АВС -?, если сторона квадрата АВСД
АВ=8 см.
А)64 см. б) 16 см. 2
в)32 см. 2 г) 64 см. 2
4.Площадь фигуры -?
А) 18 см.б)18 см. 2в)26 см. г) 26 ед. 2
2 вариант
1.Площадь прямоугольника со сторонами 3м. и 5 м. равна:
А) 30 м.2 б) 15м. 2
в)8 м. 2 Г) 15 м.
2.Площадь квадрата со стороной 3 см. равна:
А) 9см.б)6 см.
в)9см . 2г)12см. 2
3.Площадь ∆ АВС -?, если стороны прямоугольника АВСД
АВ=4 см. ВС=3 см.
А)64 см. б) 16 м. 2
в)6 см. 2 г) 64 м. 2
4.Площадь фигуры -?
А) 22м.б)22 м. 2в)39 м. г) 39 ед. 2
Фигуры на слайде №28. Затем взаимопроверка и выставление оценок в оценочные листы. слайд 29
Включение в систему знаний и повторение (итог урока 4 мин) (слайд 30-34)
Я вспомнил….
Я узнал…
Я применю…
Хочу ещё узнать о ….
Задание. Устно таблицу /
Ребята, оцените друг друга или себя. Слайд №35/Высказывания ребят.
Учитель: Оценочные листы сдаёте вместе с тетрадями.
Рефлексия деятельности на уроке (2 мин)
Слайд №36 высказывания ребят.
Информация о домашнем задании, заключение (2 мин)
Учитель: слайд №37-38 Ребята, кто выбирает второй уровень, подойдите, возьмите задачу.
Стр108-109, п. 18 для всех
1 уровень:
1) Стр.112, №737, 739,
2 уровень:
1) Стр.112, №740;
2)Задача: Найдите площадь наружной поверхности бака без крышки. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить этот бак снаружи и изнутри, если на покраску 1 дм2 нужно 2 г краски?
Учитель: Самый главный вывод, который вы сегодня должны были сделать Слайд №39 Мало знать, надо и применять. И. Гёте
Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья тогда, Когда вы ремонт Затеваете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в бассеин воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье.