СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема памяти в поэме А.А. Ахматовой "Реквием".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выстроен на основе размышлений учащихся  с опорой на произведение А.Ахматовой. Используются индивидуальные, групповые, парные  и фронтальные формы  учебной организации. Представлены картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.М.Васнецова «Распятие Христа». Прослеживается связь с разными видами искусства.

Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в поэме А.А. Ахматовой "Реквием".»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Самсонова Светлана Юрьевна

Место работы

г.Зеленогорск, МБОУ «СОШ №176»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Литература 20 века.

Тема урока

А.А. Ахматова. «Реквием». Тема памяти.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации, составлять лексические и историко-культурные комментарии на основе справочной литературы и интернет-ресурсов. Работать со словарями и справочной литературой.


Предметные:

восприятие и интерпретация текста поэмы А. Ахматовой «Реквием». Определение традиционных тем, мотивов, образов в литературном произведении. Построение развёрнутого связного высказывания.  Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Ключевые слова (реквием, лирическая героиня, родина, лейтмотив, эпиграф, эпилог, «историческая память», «семейная память»)

Краткое описание

Мультимедийный проектор, доска, ПК.

Урок выстроен на основе размышлений учащихся с опорой на произведение А.Ахматовой. Используются индивидуальные, групповые, парные и фронтальные формы учебной организации. Представлены картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.М.Васнецова «Распятие Христа». Прослеживается связь с разными видами искусства.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Приветствие. Учитель создает эмоциональную атмосферу.

На доске написано высказывание: Любая историческая память начинается с семейной.

Ребята должны выразить свое отношение к высказыванию, прокомментировать.





Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.

Беседа

Вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «память»? Какие разновидности памяти бывают?

Работа в парах. Можно использовать такой прием, как «Лингвистическое лото».

Выдается игровое поле, на котором написаны 3 разновидности памяти. Учащиеся получают карточки с толкованием лексического значения каждого вида памяти и находят соответствия.

Семейная, родовая, фамильная память - это совокупность духовных и материальных ценностей, накапливаемых, сохраняемых и передаваемых как эстафета в семье от поколения к поколению.


Народная память – это совокупность идеалов, представлений, обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение в рамках определенной культуры

Истори́ческая па́мять — набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.

-Ребята, какая тема объединяет эти значения? (события прошлого).

–О какой памяти идет речь в поэме А.Ахматовой в поэме «Реквием».

Переход к анализу произведения.

Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку и прокомментировать его.

« Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

- Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…»


Какова биографическая основа поэмы «Реквием»? Какие факты жизни поэтессы послужили для нее основой?

Проверка домашнего задания через работу в парах. Необходимо выставить в хронологической последовательности факты биографии поэтессы, отраженные в поэме

Л.Р.- развитое чувство патриотизма, уважение к своему народу, гордости свою Родину;

ПР - познакомиться с фактами жизни поэтессы;

МР – владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Сегодня мы поговорим о теме памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». Что такое «семейная» и «историческая память»? На каком образе, по вашему мнению, «смыкаются» эти смысловые ряды?

- Сформулируйте цель.

(узнаешь, что такое «семейная и историческая память», научишься определить связь этих понятий с развитием образа лирической героини поэмы). Поэма «Реквием посвящена страшным страницам истории России 20 века; тем, кто пострадал от несправедливости и жестокости. Поэма стала мемориалом всем жертвам сталинской тирании. Право на это произведение Анна Ахматова выстояла в тюремных очередях, добиваясь вестей о единственном своём сыне- Льве. «Реквием – это памятник великому народному страданию».


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали. Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Беседа

Прежде чем проанализировать поэму, подумаем, в чём смысл названия.

— Что такое "реквием"? (работа со словарем) Это католическая церковная служба по усопшему (в буквальном переводе –просьба о покое).

—Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

— Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка...)

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет мотив скорби, печали, утраты, поминовения.)

«Реквием» Ахматовой – это плач и память. Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах.

Л.Р. развитое чувство патриотизма, уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину.


М.Р. владеть навыками самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

П.Р:, демонстрировать первичное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности

произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохи.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/ Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Работа в группах


Сегодня перед нами стоит задача: услышать голоса, звучащие в поэме: голос матери, голос поэта и голос историка.

Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследований.


Вопросы для мини-исследований.

1 группа (историки).

- В какие годы создавалась поэма «Реквием»?

-Как представлена эпоха, описываемая в поэме? В каких главах?

-Как они отражают тему памяти?

2 группа (аналитики)

- Образ героини-матери. Прошлое героини, её духовный облик?

-Образ матери, пережившей арест сына, приговор. В чём можно найти спасение?

- Как образ матери отражает тему памяти?

3 группа (поэты).

-В каких главах А. А. Ахматова говорит о роли поэта в жизни общества?

- Как в поэме отражён побудительный импульс её создания - чувство долга поэта перед теми, кто страдал в те годы?

- Как эти главы отражают тему памяти?

4 группа (литературоведы).

- Что обозначает слово «реквием»? Почему А. А. Ахматова остановилась на таком названии?

- Как название связано с идеей произведения и отражает тему памяти?

5 группа (искусствоведы).

- Что объединяет поэму и музыкальное произведение Моцарта?

- Как содержание поэмы связано с картиной В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»?

- Какова роль христианских мотивов (связь с картиной В. Васнецова «Распятие Христа»)

ЛР – Способность оценивать ситуацию, представленную в литературном произведении; Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение;

МР – развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии; уметь взаимодействовать в групповой работе;


ПР - умение выражать личное отношение к произведению, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё мнение.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Беседа

- А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

Справедливо ли утверждение, что любая историческая память начинается с семейной.

ЛР – способность оценивать ситуацию, представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

МР – осознанное умение внимательно читать, понимать и интерпретировать художественные тексты;

ПР - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Ребята, почему сегодня разыгралась трагедия межу братскими народами? ( забыли опыт прошлого, память должна уберечь от повторения прошлых ошибок)



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


ПОСВЯЩЕНИЕ


Перед этим горем гнутся горы,


Не течет великая река,


Но крепки тюремные затворы,


А за ними "каторжные норы"


И смертельная тоска.


Для кого-то веет ветер свежий,


Для кого-то нежится закат -


Мы не знаем, мы повсюду те же,


Слышим лишь ключей постылый скрежет


Да шаги тяжелые солдат.


Подымались как к обедне ранней.


По столице одичалой шли,


Там встречались, мертвых бездыханней,


Солнце ниже и Нева туманней,


А надежда все поет вдали.


Приговор. И сразу слезы хлынут,


Ото всех уже отделена,


Словно с болью жизнь из сердца вынут,


Словно грубо навзничь опрокинут,


Но идет... шатается... одна...


Где теперь невольные подруги


Двух моих осатанелых лет?


Что им чудится в сибирской вьюге,


Что мерещится им в лунном круге?


Им я шлю прощальный мой привет.


Март 1940

1.К какому средству художественной изобразительности прибегает Ахматова, чтобы показать масштаб трагедии: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»?


2. «Смертельная тоска», «по столице одичалой», «осатанелых лет». Какой троп использует автор?


3. Укажите название фигуры речи, состоящей в повторе начала стихотворной строки: «Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат».


4. Как называется образное определение предмета или явления, построенное при помощи сопоставления его с другим: «Подымались как к обедне ранней, … встречались, мертвых бездыханней»?


К. этапу 3.5.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Ребятам предлагается обсудить с родителями историю своей семьи (подготовиться к защите проекта « Историческая память моей семьи»).


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Предлагается тест на проверку понимания поэмы А.А.Ахматовой  (не более 5 вопросов).



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Прием «Закончи фразу

Стая журавлей ( ребятам предложены журавли, сделанные из бумаги, на них должны закончить предложение и прикрепить на доску).


Мы должны помнить, что…


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


  1. Перечитать главы поэмы А.Ахматовой «Реквием».

  2. Ответить письменно на вопрос «Что нам дает прочтение поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»?. (5-8 предложений).

  3. Подготовиться к защите проекта «Историческая память моей семьи».



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!