СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Обогащение содержания образования в работе с одаренными детьми. Качества мышления.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

        В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его ме­сто занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от обще­ства создания таких условий, чтобы среди учителей и воспита­телей оказывались люди, которые наиболее подготовлены ин­теллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

      Успехи в обучении и воспитании детей определяются мно­жеством факторов, каждый из которых является достаточно ве­сомым  и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из  факторов детского разви­тия является сам педагог, который берет на себя роль и учителя и воспитателя, поэтому в процессе подготовки будущего специалиста важно уделять внимание не только формированию знаний, умений и навыков, но и профессионально­му самосовершенствованию, педагогическому мастерству.

      Особые требования предъявляются к педагогу, осуществляющему психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. Поведение  учителя должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формирова­нию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует разви­тие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

     Таким образом, только будущий педагог, ориентированный на достижение акме в ходе профессионализации, способен создавать обогащенную образовательную среду для развития одаренного ребенка.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Обогащение содержания образования в работе с одаренными детьми. Качества мышления.»


Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»






Методическая разработка интегрированного урока

дисциплины "Педагогика" и "Психология"

Тема: Обогащение содержания образования в работе с одаренными детьми.

Качества мышления.

Преподаватель: Бобылева Наталия Ивановна















Пояснительная записка

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его ме­сто занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от обще­ства создания таких условий, чтобы среди учителей и воспита­телей оказывались люди, которые наиболее подготовлены ин­теллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются мно­жеством факторов, каждый из которых является достаточно ве­сомым и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из факторов детского разви­тия является сам педагог, который берет на себя роль и учителя и воспитателя, поэтому в процессе подготовки будущего специалиста важно уделять внимание не только формированию знаний, умений и навыков, но и профессионально­му самосовершенствованию, педагогическому мастерству.

Особые требования предъявляются к педагогу, осуществляющему психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. Поведение учителя должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формирова­нию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует разви­тие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Таким образом, только будущий педагог, ориентированный на достижение акме в ходе профессионализации, способен создавать обогащенную образовательную среду для развития одаренного ребенка.


Технологическая карта урока.

Тема: Обогащение содержания образования в работе с одаренными детьми. Качества мышления.

Цель: расширение представлений о процессе обогащения содержания образования в работе с одаренными детьми, о качествах мышления.

Задачи:

-формирование теоретической и практической готовности будущего специалиста к работе с одаренными детьми;

-развитие способности вести информационный поиск, принимать конструктивные решения, быть творчески активной личностью;

-воспитывать терпимость, уважение к ближнему, культуру педагогического общения.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 1.2. Проводить уроки.

Оборудование: ММП, раздаточный материал для самостоятельной работы, таблицы для индивидуальной работы, свободный доступ к интернет ресурсам



Этап урока

Дидактич.

задачи


Деятельность учителя

Деятельность студентов

Методы, формы

1.Орг.

момент

Подготовка студентов к работе

Проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность к уроку


2.Подго-товка к основ-ному этапу урока

Актуализация опорных знаний

Постановка проблемы. Организация обсуждения.


Наш урок сегодня необычен тем, что представляет собой синтез двух академических дисциплин "Педагогики" и "Психологии" и называется интегрированным.


Задание с запрограммированной ошибкой

(слайды).

Цель: указать ошибки, в предложенных суждениях, относительно операций мышления

(индивидуальная работа).










Мы вспомнили операции мышления, последней из которых была операция обобщение. А сейчас вам предлагается объединить предложенные понятия по их общим, существенным признакам.

Игра "Обобщение"(слайды)

Цель: объединение понятий по их общим, существенным признакам.

(индивидуальная работа).



Более детально рассмотрим виды одаренности.

Упражнение "Вид одаренности"

Цель: по описанию определите вид одаренности младшего школьника (работа в парах).








Студенты указывают ошибки в предложенных суждениях:

1) анализ - мысленный переход от частей к целому;

2) синтез - расчленение сложного объекта на составляющие его части;

3) сравнение - установление сходств между объектами;

4) абстрагирование - отвлечение от всего несущественного;

5) обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по несущественным признакам (Приложение А)




1) обучение, развитие, воспитание, образование -2)предметные, метапредметные, личностные - ...

3) методы, принципы, умения, навыки - ...

4) агрессивность, тревожность, гиперактивность - ...

5) музыкальные, художественные, психомоторные, интеллектуальные- виды одаренности

(Приложение А).



Студенты определяют вид одаренности по предложенному описанию.

(Приложение Б).


Методы: частич-

но-поиско

вый.

Формы:

индивид. групповые

3.Усвоение знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания

Модель обогащения образования в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста. Студентам предлагается поучаствовать в процессе создания модели обогащения содержания образования с одаренными детьми.



Локализация внимания на одном из элементов представленной модели "Обучение мышлению", которое предполагает развитие его качеств.

Студентам предлагается заполнить таблицу.

Качества

мышления

Характеристика качеств

мышления

Гибкость


Самостоятель-ность


Широта


Критичность


Продуктив-

ность



В процессе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, будущему педагогу важно эффективно осуществлять личностно-ориентированный подход (учащиеся транслируют в следующем задании указанные компетенции).

Студентам предлагается продемонстрировать фрагмент урока или сформулировать свои предложения, отражающие развивающую направленность обучения интеллектуально одаренных детей (работа в группах).


Работа с одаренными детьми требует от педагога особого отношения и подхода, предполагает потребность в достижениях — стремление превзойти уже достигнутый уровень исполнения деятельности, соревнование с самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, к переживанию успехов любой ситуации, стремление при включении в деятельность закончить ее.


Создание обогащенной предметно-пространственной среды в работе с одаренными детьми, невозможно без овладения будущим педагогом навыками трансляции обратной связи и организации этого процесса.

Студентам предлагается принять участие в тренинге.


Студенты представляют творческие проекты "Модель обогащения содержания образования в работе с одаренными детьми", а затем в ходе групповой дискуссии формулируется универсальная модель (Приложение В).

Студенты самостоятельно находят определение новым понятиям, используя различные источники:

А)интернет- ресурс;

Б)учебники (Приложение Г).








Студенты демонстрируют фрагмент урока, формулируют свои предложения, отражающие развивающую направленность обучения интеллектуально одаренных детей. (Приложение Д).






Диагностика мотивации достижения успеха

Цель: определить уровень мотивации достижения успеха (Приложение Е ).




Тренинг эффективной обратной связи

Цель: отрабатывание навыка в установлении эффективной обратной связи.

(Приложение Ж)

Методы: практич.

словесн.

исследов.

Формы:

индивид. групповые

4.Первичная проверка понимания

Усвоение правильн. и осознанности материала

Диагностика одаренности - задача не из простых, поэтому будущему педагогу важно владеть диагностическим инструментарием. Из предложенного арсенала диагностических средств студентам предлагается подобрать методики, направленные на выявление одаренности (работа в группах).

В контексте психодиагностического направления работы с одаренными детьми, студенты:

1) составляют список диагностических методик, направленных на выявление одаренности;

2) осуществляют самодиагностику. Методика "Интеллектуальный портрет" (Приложение З).

Методы:

практич.

Формы:

индивид.

Группов.

5.Закрепление знаний

Обеспечение усвоен. знаний в измененной ситуации

Обеспечить одаренному ребенку чувство психологической защищенности, доверие к миру, радости существова­ния (психологическое здоровье); формирование базиса личностной культуры; развитие его способностей и индивидуальности позволит личностно-ориентированный подход. Студентам предлагается наметить направления работы в рамках заданного вектора.

Студенты указывают основные направления работы педагога, позволяющие осуществлять ему личностно-ориентированного подход в работе с одаренными детьми (Приложение И).

Методы:

практич.

Форма:

индивид.

6.Рефлексия

Мобилизация уч-ся на оценку своего поведения, уч. действий

Организует оценочные высказывания студентов в контексте тематики урока.

Студенты оценивают свою работу на уроке.

Словесн.

7.Итог занятия

Оценка успешности достижения цели

Акцентирует внимание на достижении цели урока, оценивает работу студентов.

Получение информации о результатах учения.

Словесн

8.Домашнее задание.


Обеспечение понимания цели дом.задания

Дает комментарии к домашнему заданию.

Разработать план мини-курса с одаренным ребенком



Словесн






ПРИЛОЖЕНИЕ А




ПРИЛОЖЕНИЕ Б



Упражнение "Вид одаренности"

Цель: по описанию определите вид одаренности младшего школьника.


1.Склонен к логическим рассуждениям; способен оперировать абстрактными понятиями; хорошо понимает связь между причиной и следствием; наблюдателен, любит анализировать события и явления.

2.Охотно рисует, лепит, создает композиции, передавая глубину чувств и настроения; оригинален в выборе сюжетов; уходит от однообразия.

3. Сочиняет собственные оригинальные мелодии; хорошо играет на каком-либо инструменте, при этом вкладывает в этот процесс всю палитру чувств; чутко реагирует на характер и настроение музыки.

4.Любит сочинять рассказы и стихи; рассказывая о чем-либо придерживается выбранного сюжета, не теряя основную мысль; умеет в художественном произведении выделить существенное при одновременном отвлечении от всего несущественного.

5.Интересуется механизмами, приборами, машинами; любит разбираться в причинах их неисправности; проводит много времени над конструированием моделей кораблей, летательных аппаратах и т.д.

6. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх; физически выносливее своих сверстников; движется легко, грациозно; имеет хорошую координацию движений.


(Интеллектуальная, художественная, музыкальная, литературная, техническая, спортивная).










ПРИЛОЖЕНИЕ В

Презентация учебных проектов "Модель обогащения содержания образования в работе с одаренными детьми"

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Детальный анализ одного из элементов представленной модели "Обучение мышлению".

Цель: дать определение качествам мышления. Студентам предлагается заполнить таблицу.




Качества мышления

Характеристика качеств мышления


Гибкость


Самостоятельность


Широта


Критичность


Продуктивность















ПРИЛОЖЕНИЕ Д



1 группа

2группа

3 группа

ОД предлагается задание: придумать несколько концов к сказке (Литературное чтение 2 кл.)

Когда читаешь сказку, иногда бывает, что конец не очень нравится, хочется, чтобы он был другим, но что подела­ешь — книга уже написана...

А Джанни Родари придумал необычные сказки — сказки с тремя концами, из которых читатель сам может выбрать тот, который ему больше нравится.

Можно сказать, что у нас получилась одна сказка, у кото­рой много концов — ваших способов выхода из ситуации.


ОД предлагается упражнение "Выражение мысли другими словами" (Русский язык 3 кл.)

Задается несложная фраза. Необходимо предложить несколько вари­антов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.

Вариант I. „Нынешнее лето будет теплым".

Вариант II. „Девочка гуляет по улице".

Вариант III. „Я прочитал интересную книгу".

Вариант IV. „Ракета улетела далеко от Земли".

Например, по варианту I: „В самые длинные каникулы каждый день будет жарким".


ОД предлагается решение нестандартных задач (Математика 3 кл.)

Задание 7.    Красная  шапочка несла бабушке 12 пирожков   с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой наибольшее количество, причем их в 3 раза больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами?

Задание  8.  Лесенка состоит из 7 ступенек . Какая ступенька находится в середине лестницы?  

Задание 9.  У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий?                                                               Задание 10.   Ваня живёт  выше    Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаж четырёхэтажного  дома  живёт каждый из них?        




ПРИЛОЖЕНИЕ Е


Тест-опросник Ю.М.Орлова «Потребность в достижениях»


Прочитайте утверждения. Если согласны поставьте знак «+» и «-», если нет.

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важен сам процесс, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет далекими, а не близкими целями.

6. В жизни у меня больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями о будущем успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои родители считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я

12. Мои родители слишком строго контролировали меня в детстве.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способно­стей.

Обработка результатов Подсчитайте количество совпадений ваших ответов с «ключами». За каждое совпадение дается 1 балл.

Ответы: «да»: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; «нет»: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Оценка результатов

Менее 9 баллов—у вас низкая потребность в достижениях.

10—13 баллов — у вас средний уровень потребности в достиже­ниях.

Более 14 баллов — у вас высокий уровень потребности в достижениях.



ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Тренинг эффективной обратной связи

Цель: отрабатывание навыка в установлении эффективной обратной связи.

Неэффективная коммуникация


Эффективная коммуникация

«Ты никогда не умел объяс­нять материал, опять никто ничего не понял»



«Я тут целых полчаса рас­пинаюсь! Ты меня не слу­шаешь! Как с тобой можно разговаривать?!»


«Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать...»


Что ты кричишь, думаешь, я опять несправедливо тебя оце­ниваю?»


«Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, пло­хой почерк и сложные фор­мулировки»














ПРИЛОЖЕНИЕ З


Методика "Интеллектуальный портрет"

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Прояв­ляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрос­лыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые страте­гии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержа­нию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматриваемая как спо­собность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оце­ниваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и про­дуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единичную структуру. Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляет­ся кроме специальных логических задач в самых разных видах деятельности ребенка, например в коллекционировании, систематизации добываем материалов.

Высокая концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возмож­ность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие ин­формации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характе­ризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляе­мости, в неспособности долго заниматься одним делом).

Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстракт­ные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Од­нако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из па­мяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долго­временная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и сим­волическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характе­ристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечет­ко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противо­положное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противопо­ложное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятель­ности.

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если вос­пользоваться «методом экспертных оценок», т. е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так на­зываемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный резуль­тат» - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объектив­ной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу





ПРИЛОЖЕНИЕ И

Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми.

Способы общения

понимание, приятие и призна­ние личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.





умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Понимание





безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, призна­ние его уникальности.

Приятие




Признание


право голоса ребен­ка в решении тех или иных проблем.




сотрудничество; создание и ис­пользование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динами­ка стилей общения.

Тактика общения




Личностная позиция педагога


исходить из ин­тересов ребенка и перспектив его дальнейшего раз­вития










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!