Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель:
Уточнить представления учащихся о неопределённой формы глагола как начальной.
Развить умение находить глаголы неопределённой формы.
Ход урока
Организационный момент
На доске написаны слова:
Прочитать, дружить, жечь, навещать, беречь.
- Что общего в словах? (Это глаголы неопределённой формы.)
-На какие две группы можно разбить глаголы? ( Одни глаголы отвечают на вопросы что сделать, а другие на вопрос что делать?) ( Одни глаголы оканчиваются на – ть; а другие на –чь.)
Минутка чистописания
-Напишем сочетания– ть, –чь.
- Составьте и запишите цепочки из данных сочетаний.
Прочитайте пословицы. Когда так говорят?
Много желать – добра не видать.
Заставили козла огород стеречь.
- Спишите. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Поставьте к ним вопросы.
- В пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы, так как то, о чём говорится в пословицах, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время.
- Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.
-Назовите глаголы с суффиксами – ть, –чь.
- Определите морфологические признаки глагола: заставили (Глагол прошедшего времени, множественного числа.)
Словарно – орфографическая работа
* + - \\
Шифр: (+) – О, (\\) – Е, (*) – Ф, (-) – Й.
- Расшифруйте слово. (ФОЙЕ)
- Объясните смысл слова.
-Что можете сказать о слове? (Это несклоняемое неодушевлённое существительное среднего рода.)
- Составьте предложение со словом. Запишите слово в словарик.
IV. Работа по теме урока.
- Спишите и подчеркните глаголы неопределённой формы.
Ворона стала всем баранку протягивать.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
Физкультминутка.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
V. Закрепление изученного
Творческая работа. (Работа в парах)
Работая в парах, замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.
Глазом не моргнуть, задать баню, бельмо на глазу, витать в облаках, дрожать как осиновый лист, считать ворон.
VI. Итог урока.
-О чём говорили на уроке?
- Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы?
VII. Домашнее задание
Запишите три пословицы, в которых будут глаголы неопределённой формы.