СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Написание исторического сочинения в формате ЕГЭ, задание 25»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; 

- овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности.

Задачи: - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов; - обобщить опыт работы по определённой проблеме.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Написание исторического сочинения в формате ЕГЭ, задание 25»»

Тема:«Написание исторического сочинения в формате ЕГЭ, задание 25»

Тема:«Написание исторического сочинения в формате ЕГЭ, задание 25»

Цель :  -развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы;  - овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности. Задачи:  - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов;  - обобщить опыт работы по определённой проблеме.

Цель :  -развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; 

- овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности.

Задачи: - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов; - обобщить опыт работы по определённой проблеме.

 Задачи: 1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по написанию творческой работы по предложенному периоду в связи с заданиями ЕГЭ по истории - задание 25.  2) Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; осуществлять учебное сотрудничество в процессе поиска материала.  3) Личностные: Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.

Задачи:

1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по написанию творческой работы по предложенному периоду в связи с заданиями ЕГЭ по истории - задание 25. 2) Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; осуществлять учебное сотрудничество в процессе поиска материала. 3) Личностные: Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.

Оборудование:   1) раздаточный материал    2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;     3) памятка «Клише для создания сочинения»;   4)  презентация .

Оборудование:

  1) раздаточный материал

  

2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

 

  3) памятка «Клише для создания сочинения»;

 

4)  презентация .

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.    Подгруппы исторических периодов: Древность и средневековье (IX век — конец XVII века); Новое время (конец XVII — начало XX века); Новейшее время (1917-2012 годы).

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.

Подгруппы исторических периодов:

Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);

Новое время (конец XVII — начало XX века);

Новейшее время (1917-2012 годы).

Сочинение по истории должно представлять собой последовательное, связное изложение материала. Таким образом,   главное требование к сочинению ЕГЭ по истории : последовательность и связность.

Сочинение по истории должно представлять собой последовательное, связное изложение материала. Таким образом,   главное требование к сочинению ЕГЭ по истории : последовательность и связность.

 Темы сочинений: Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.; Внешняя политика России в 1689-1725 гг.; Реформы государственного управления в России в первой четверти ХIХ в.  

Темы сочинений:

  • Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.;
  • Внешняя политика России в 1689-1725 гг.;
  • Реформы государственного управления в России в первой четверти ХIХ в.

 

В историческом сочинении должны быть указаны: -два события/явления/процесса, произошедших в рамках выбранного Вами процесса; -две исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах -две причинно-следственные связи между указанными событиями/явлениями/ процессами (внутри периода!) -оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

В историческом сочинении должны быть указаны:

-два события/явления/процесса, произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

-две исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах

-две причинно-следственные связи между указанными событиями/явлениями/

процессами (внутри периода!)

-оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Кроме того, в сочинении ЕГЭ по истории необходимо использовать исторические термины и избегать фактических ошибок.

Кроме того, в сочинении ЕГЭ по истории необходимо использовать исторические термины и избегать фактических ошибок.

Структура исторического сочинения. Введение.  - краткая характеристика периода. 2. Основная часть  - два – три исторических события;  - два-три деятеля исторического периода;  - две-три причинно-следственные связи. 3. Заключение  - оценка периода с приведением мнения историка;  - итоги периода.

Структура исторического сочинения.

  • Введение.

- краткая характеристика периода.

2. Основная часть

- два – три исторических события;

- два-три деятеля исторического периода;

- две-три причинно-следственные связи.

3. Заключение

- оценка периода с приведением мнения историка;

- итоги периода.

Введение и краткая характеристика периода . В этом абзаце вы указываете период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период) ПРИМЕР :  «Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества» .

Введение и краткая характеристика периода . В этом абзаце вы указываете период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР«Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества» .

  Личности Важно не просто упомянуть личности, но показать их роль в событиях. Она может заключаться в руководстве чем-либо, а также в создании памятников (культуры)

Личности

Важно не просто упомянуть личности, но показать их роль в событиях. Она может заключаться в руководстве чем-либо, а также в создании памятников (культуры)

События Называя конкретные события, желательно указывать их даты (хотя бы примерные: например, в 1870-х), места, участников, возможные причины и последствия. Важно не пропустить ключевые события (например, в рассказе об эпохе дворцовых переворотов обязательно указать истории с кондициями).

События

Называя конкретные события, желательно указывать их даты (хотя бы примерные: например, в 1870-х), места, участников, возможные причины и последствия. Важно не пропустить ключевые события (например, в рассказе об эпохе дворцовых переворотов обязательно указать истории с кондициями).

 Причинно-следственные связи: Можно выделить следующие виды причин:  А) объективные и субъективные (не зависящие и зависящие от воли и желания людей); Б) политические (внешние и внутренние), В) социально-экономические и культурные (культурно-идеологические). Причины и последствия часто взаимосвязаны друг с другом. Можно выделить причины как самого события, так и причины определенного исхода события. Например, причины войны и причины поражения (победы) в войне. Очень желательно охарактеризовать причины (и, если возможно, последствия) господствующей тенденции периода, его главных особенностей.

Причинно-следственные связи:

Можно выделить следующие виды причин:

А) объективные и субъективные (не зависящие и зависящие от воли и желания людей);

Б) политические (внешние и внутренние),

В) социально-экономические и культурные (культурно-идеологические).

Причины и последствия часто взаимосвязаны друг с другом. Можно выделить причины как самого события, так и причины определенного исхода события. Например, причины войны и причины поражения (победы) в войне. Очень желательно охарактеризовать причины (и, если возможно, последствия) господствующей тенденции периода, его главных особенностей.

Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев . Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 2 события (явления, процесса); 2 причины события; 2 личности и их роли в указанном событии; 2 последствиям. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.  ПРИМЕР :   «Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах» .

Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев . Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 2 события (явления, процесса); 2 причины события; 2 личности и их роли в указанном событии; 2 последствиям. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР :   «Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах» .

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4) . Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.  ПРИМЕР :  

Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4) . Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР :   "Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве." .

Заключение Здесь нужно дать оценку влияния событий (явлений, процессов) описываемого периода на дальнейшую историю России Кроме того, требуется опора на исторические факты и/или мнение историков. То есть надо показать, какие последствия имели те события и явления, которые происходили в описываемый период, для истории страны, и дать им оценку. Оценка может быть: А) положительной (подъём, прогресс, рост, создание, расширение, присоединение, победа, эффективная реформа) Б) отрицательной (упадок, регресс, разрушение, конфликты, террор, репрессии, потери, поражения, неэффективные реформы) Редкие периоды можно оценить однозначно. Обычно: с одной стороны…, с другой стороны… С историографией – возможно использование формулировок «Многие историки», «По мнению ряда историков» и т.п. Если известно мнение какого-либо конкретного историка - обязательно его привести.

Заключение

Здесь нужно дать оценку влияния событий (явлений, процессов) описываемого периода на дальнейшую историю России Кроме того, требуется опора на исторические факты и/или мнение историков. То есть надо показать, какие последствия имели те события и явления, которые происходили в описываемый период, для истории страны, и дать им оценку. Оценка может быть:

А) положительной (подъём, прогресс, рост, создание, расширение, присоединение, победа, эффективная реформа)

Б) отрицательной (упадок, регресс, разрушение, конфликты, террор, репрессии, потери, поражения, неэффективные реформы)

Редкие периоды можно оценить однозначно. Обычно: с одной стороны…, с другой стороны… С историографией – возможно использование формулировок «Многие историки», «По мнению ряда историков» и т.п. Если известно мнение какого-либо конкретного историка - обязательно его привести.

По ходу сочинения вы должны упомянуть два исторических термина. Используя термин, желательно раскрыть его смысл. Например: в проведении реформ Ивану IV помогала Избранная рада (Так Андрей Курбский называл круг друзей и сподвижников Ивана, которых царь привлекал к управлению государством. Туда входили сам Курбский, а также Сильвестр, Макарий, Адашев, и т.д.).

По ходу сочинения вы должны упомянуть два исторических термина. Используя термин, желательно раскрыть его смысл.

Например: в проведении реформ Ивану IV помогала Избранная рада (Так Андрей Курбский называл круг друзей и сподвижников Ивана, которых царь привлекал к управлению государством. Туда входили сам Курбский, а также Сильвестр, Макарий, Адашев, и т.д.).

 Фактические ошибки.  Что считается исторической ошибкой? Это неверные даты, имена персонажей, порядковые номера правителей (Одна лишняя палочка превращает Александра II в его сына!), неправильные термины, события, которые происходили в другой период. Орфографическая ошибка в термине может исказить его смысл (например если это кампания - компания, верфь - вервь и другие слова, где ошибка в букве меняет смысл). Тогда можно потерять балл за термин, если другого (правильного) термина в сочинении нет.

Фактические ошибки. 

Что считается исторической ошибкой? Это неверные даты, имена персонажей, порядковые номера правителей (Одна лишняя палочка превращает Александра II в его сына!), неправильные термины, события, которые происходили в другой период.

Орфографическая ошибка в термине может исказить его смысл (например если это кампания - компания, верфь - вервь и другие слова, где ошибка в букве меняет смысл). Тогда можно потерять балл за термин, если другого (правильного) термина в сочинении нет.

Например: Вы написали  мЕтрополия  (страна, владеющая колониями) вместо  мИтрополия  (церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия). Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например:  “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада” . В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее. Поэтому, верным было бы положение:

Например: Вы написали  мЕтрополия  (страна, владеющая колониями) вместо  мИтрополия  (церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).

Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например:  “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада” .

В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.

Поэтому, верным было бы положение: " Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии ".

За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.

Сочинение должно представлять не сборник отрывочных кусков текста, а единый рассказ. Используйте связки между смысловыми частями! Все они должны быть связаны переходами. Например:

Сочинение должно представлять не сборник отрывочных кусков текста, а единый рассказ. Используйте связки между смысловыми частями! Все они должны быть связаны переходами.

Например: "Также в этот период произошло ещё одна важное событие - ...", "В заключение хотелось бы отметить, что...". 

Пример неверного указания :   «Владимир Мономах организовал походы против половцев» В данном примере организация походов против половцев это исторический процесс, а не конкретное действие человека. Пример правильного указания :   «Владимир Мономах выступил инициатором проведения Любечкого съезда князей 1097 года, на котором было принято решение о походах против половцев, один из которых в 1111 году возглавлял лично Владимир Мономах и другие князья» Данный пример является верным, так как мы указали  конкретные действия   Владимира Мономаха в борьбе против половцев: « выступил инициатором », « возглавлял лично ».

Пример неверного указания :   «Владимир Мономах организовал походы против половцев»

В данном примере организация походов против половцев это исторический процесс, а не конкретное действие человека.

Пример правильного указания :   «Владимир Мономах выступил инициатором проведения Любечкого съезда князей 1097 года, на котором было принято решение о походах против половцев, один из которых в 1111 году возглавлял лично Владимир Мономах и другие князья»

Данный пример является верным, так как мы указали  конкретные действия   Владимира Мономаха в борьбе против половцев: « выступил инициатором », « возглавлял лично ».

Примеры правильного указания   «Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени». В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания   «Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени».

В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания   «Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года».

В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

 Темы сочинений: Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.; Внешняя политика России в 1689-1725 гг.; Реформы государственного управления в России в первой четверти ХIХ в.

Темы сочинений:

  • Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.;
  • Внешняя политика России в 1689-1725 гг.;
  • Реформы государственного управления в России в первой четверти ХIХ в.
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!