СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА "Н.Артюхова "Саша - дразнилка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке первоклассники знакомятся с биографией Н.Артюховой и рассказом "Саша - дразнилка", читают по частям, определяют главную мысль и озаглавливают части.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА "Н.Артюхова "Саша - дразнилка"»

МБОУ «Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Л.Г.,

Урок литературного чтения. 1 класс. «Школа России»

Тема урока: «Н. Артюхова «Саша – дразнилка»



Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;

обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному , выразительному чтению целыми словами;

совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;

развивать умение анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
прививать интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые УУД:

Предметные:

читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы.; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные:

правильно реагировать на поступки других людей; формировать умение выделять главное;

способность к самооценке;

наличие учебно-познавательной мотивации

Оборудование: рассказ Артюховой «Саша – дразнилка», карточки с заданиями, текст для речевой разминки, картинка мальчика, у каждого по 1 шару зелёного, красного и жёлтого цветов (из бумаги) .

Ход урока

Организация детей

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста.

1.Мотивация учебной деятельности.

- Я думаю, что у вас хорошее настроение и вы готовы к работе. Вы очень внимательные ребята, и сразу заметили, что на доске картинка этого красивого

мальчика.

Речевая игра-разминка

Ра-ра-ра – начинается игра!

Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!

Ри-ри-ри – улетели снегири!

Ры-ры-ры – искусали комары!

Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!

Ра-ра-ра – и закончилась игра!


Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.

2. Актуализация изученного материала.

Какой раздел литературного чтения мы изучаем ? («И в шутку и всерьёз»). Какие произведения мы прочитали в этом разделе? (Ирина Токмакова

« Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк»). Что их объединяет? (Смешные и весёлые) 

Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?

В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. 


3.Построение проекта выхода из затруднения.

- А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова

Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет..

Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»

-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? («Саша-дразнилка»).

- Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка»,

Я его вот таким представила как на картинке.

Определим задачи урока:

- учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
- учимся анализировать произведение;
- учимся быть воспитанными.

5.Реализация построенного проекта.

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

- Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:

Возмущён Стыдно Рассержен Сердит Тяжело

Неловко Печален Неприятно

Первичное восприятие текста

Чтение произведения учителем.

Цель: О ком пойдёт речь в рассказе? 

5. Первичный анализ произведения.

О ком идет речь в тексте?

Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Какие чувства вы испытали?

Где происходит событие? 

Работа с текстом.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

Чтение 1 части. Чтение по цепочке.

Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).

- Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» )

Словарная работа.
- Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
- У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.

Завт-ра-ка-ли           - завтракали

По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

Нас-морк                   - насморк

Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

  • (Чтение второй части учащимися)

  • - Понравилось чтение? (да)

  • - Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

  • Физкультминутка

Чтение 3 части.

А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
- Почему заплакал Саша? (было обидно)
- Помог ли Ляле папин совет?

(Вывод: Ляля не стала обращать внимания. )

-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)

- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?


Выборочное чтение

Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


1. Восстановление последовательности событий.

В каком порядке происходили события?

Я её дразню, а она не дразнится.

Ребята сидели за столом и завтракали.

Меня Саша дразнит.

2. Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

Не дразнись.

Брат и сестра.

Папин совет.

Трусиха и плакса.

Свое название.


3. Подготовка к пересказу.
Сколько частей в рассказе?

Как он начинается?
Какая главная мысль 1 части?

Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста? Такой план называется цитатным.

Какие слова здесь главные, опорные?
Что главное во 2 части? Как озаглавить вторую часть? Какие слова здесь главные, опорные?
Как озаглавить третью часть рассказа? Какие слова здесь главные, опорные?

Запись на доске

1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я ее дразню, а она не дразнится.

Пересказ рассказа по плану.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над иллюстрацией. Работа в группах

Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?

На карточках заданы вопросы, на которые нужно ответить группе

1 группа:

Кто изображен на иллюстрации? Как художник изобразил кошку?

2 группа:

Как художник нарисовал маму?

3 группа:

Как выглядит Саша?

4 группа: Какая на иллюстрации Ляля?

5 группа: Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?

Проверка ответов устно.

Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Прочтите пословицы:

- В каждой шутке есть доля правды.
- Кто не любит шуток, над тем не шути

- Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.

Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?
Объясните их значение.

Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Ребята, перед вами правила общения с друзьями. Выберете те правила, которые вы регулярно выполняете.

  • Убери из речи плохие слова. 

  • Клички используй только для животных. 

  • Перестань обижаться. 

  • Не дразнись сам. 

  • Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Сегодня на уроке, ребята, очень хорошо работали, молодцы!

9. Рефлексия.

-У вас на столах шары, подарите их Саше.

Зелёный , если у вас всё на уроке получилось и вы довольны своей работой

Жёлтый, если не всё удалось.

Красный, если вам на уроке не понравилось.

10. Домашнее задание.

Если вам захочется, прочтите ещё раз этот рассказ и нарисуйте рисунок к нему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!