Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Нищий»
Урок литературы в 7 классе спроектирован по технологии развития критического мышления.
Ведущие приёмы смыслового чтения – «Ключевые слова», «Кластер », «Зигзаг», проблемная беседа.
Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий»,
2. формирование навыков выразительного чтения, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы; развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;
3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.
Оборудование: тексты стихотворения, проектор, компьютер, презентация
«Добрый мой читатель,
не пробегай этих
стихотворений сподряд…
Но читай их враздробь:
сегодня одно, завтра другое;
и которое - нибудь из них,
может быть, заронит тебе
что-нибудь в душу».
(Из предисловия
И.С. Тургенева к первому
изданию)
Оргмомент.
(Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).
Этап вызова. Актуализация знаний.
(введение в тему, мотивация, целеполагание, проблемная ситуация)
Мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили на наших уроках о том, что И.С.Тургенев - это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим. Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева.
«Стихотворение в прозе» написаны в 1882 году, включают 82 произведения.
Что такое стихотворение в прозе?
Как написаны?
В чем особенности этого жанра?
А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий»
Какие ассоциации вызывает у вас слово «нищий»? (ответы детей)
Предположите, о чем текст?
Учителем создаётся проблемная ситуация.
На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?
- А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?
- Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).
- Что нам надо сделать, чтобы это понять?
(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)
Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
Выразительное чтение учителем.
Обращаемся к кластер - схеме.
Может быть, что- то хотите добавить?
В тексте нищий, какой?
Что совпадает?
А еще новые слова появляются?
Что происходит при встрече?
Исследовательская работа с текстом.
Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение
1) Коллективная работа. Смысловое погружение.
- Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. Подчеркиваем ключевые слова
(Тексты у всех учащихся)
- Какие подчеркнули?
- С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука)
Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность).
Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.
• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?
Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.
• Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.
Потерянный, смущенный, похолодевшие.
• Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?
Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим - 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).
Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.
Работа в группах.
1 группа – Сюжет произведения.
1878 Тургенев был во Франции, в местечке Буживаль и увидел вот эту картину. С увиденным захотел поделиться с Л.Н.. Толстым. Но у него с собой только открытка. Он решил описать. Строчки ограничены. Всего пять предложений. Предположите, что он напишет?
2 группа - основная идея
передать телеграмму
Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.
3группа - актуальность произведения
Из 19 века перенесемся в 21 век. Он написал смс
Есть ли у нас произведения о нищих. Какие можете вспомнить?
В коми – пермяцкой литературе тоже есть произведения о нищих
Выразительное чтение отрывков
6. Ситуативное погружение.
- А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?
Слово учителя
Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.
7. . Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.
- Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)
А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.
Карта самоанализа
я на сегодняшнем уроке…
Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл | Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями | Был активен | Грамотно формулировал ответы на вопросы | Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы |
| | | | |
Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.
8. Домашнее задание.
1.Читать Климов В.В «Я уже большая»
2.Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :
1 вариант. Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
2 вариант. Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».
8