СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема методической разработки: «Работа с родителями: инновационные находки и открытия при взаимодействии в образовательных организациях"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема методической разработки: «Работа с родителями: инновационные находки и открытия при взаимодействии в образовательных организациях"

Просмотр содержимого документа
«Тема методической разработки: «Работа с родителями: инновационные находки и открытия при взаимодействии в образовательных организациях"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4



Конкурс «Фестиваль методических инноваций»



«Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»



Номинация: «Методическое пособие»



Направление: «Работа с родителями: находки и открытия»



Тема методической разработки: «Работа с родителями: инновационные находки и открытия при взаимодействии в образовательных организациях"











Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории


Клин, 2021 год






Аннотация

Актуальность методической разработки. Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции. Данная работа является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Проблема заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.

Цель. Разработать новую технологию взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач:

- изучить правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать технологию взаимодействия для педагогических работников.

Целевая аудитория – участники образовательных отношений.

Потенциальные пользователи – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.


Основная часть


§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия


Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по педагогическому общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:

- правила педагогического общения — это первый этап развития науки;

- психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки;

- технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.

Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре этапа самосовершенствования педагогических работников:

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап самосовершенствования педагогических работников (новые научные знания, новые навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с различными категориями граждан);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- высший уровень саморазвития профессионала — это четвертый этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения — это предпосылки педагогического сотрудничества).

Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.

В процессе педагогического общения педагогические работники и участники образовательных отношений реализуют в совокупности четыре новые функции педагогического общения: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.

Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений познают психологическую структуру личности друг друга. При этом педагогические работники должны в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) участников образовательных отношений.

Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений в процессе педагогического общения воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.

Сущность информационной функции заключается в том, что педагогический работник передает участникам образовательных отношений свою систему профессионально-психологических знаний, а потом педагогический работник переводит эту систему новых научных знаний в систему новых действий.

Сущность облегчающей функции заключается в том, что педагогический работник помогает, облегчает участникам образовательных отношений при усвоении ими программного учебного материала на лекциях, семинарах.

Эти четыре основные функции педагогического общения реализуются педагогическими работниками и участниками образовательных отношений при помощи межличностных механизмов взаимовосприятия. Межличностные механизмы взаимовосприятия используют как участники образовательных отношений, так и педагогические работники.

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

- эмпатия — вчувствование педагогического работника в психическое состояние участников образовательных отношений, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия;

- рефлексия — это имитация мыслей и деяний участников образовательных отношений на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» участников образовательных отношений (размышление за участников образовательных отношений);

- саморефлексия — внутренняя психическая деятельность педагогического работника, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

- идентификация — настройка педагогического работника на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) участников образовательных отношений одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия;

- стереотипизация — восприятие и оценка участников образовательных отношений педагогическим работником на основе его жизненного опыта, который педагогический работник использует (первое впечатление) для интерпретации поведения участников образовательных отношений в процессе взаимодействия;

- обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль педагогическим работником уровня знаний у участников образовательных отношений.


§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию


Новая инновационная технология взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений может состоять из следующих этапов:

1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.

3. Планирование взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике в соответствии с социальным заказом государства.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение педагогическим работником положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление педагогическим работником педагогическим процессом, например, в процессе проведения семинара, мероприятия.

7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений).

11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование педагогическим работником сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, мероприятию.

Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с участниками образовательных отношений в процессе взаимодействия, педагогический работник должен уметь ориентироваться:

- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от участников образовательных отношений и при этом систематически их развивать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества);

- в участниках образовательных отношений (знать исходный уровень знаний);

- в целях педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых);

- во времени, которое отводится на взаимодействие;

- в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

- в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;

- в пространственных условиях взаимодействия;

- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;

- в формальной социальной роли как своей (педагогический работник), так и собеседников (участников образовательных отношений);

- в формальном социальном статусе как своем, так и участников образовательных отношений.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи педагогическим работником системы новых научных знаний участникам образовательных отношений, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему действий в образовательном процессе.

Кан-Калик В. Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в педагогическом процессе:

- барьер несовпадения психологических установок — педагогический работник приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, невнимательны, в результате неопытный педагогический работник раздражен, нервничает;

- барьер боязни участников образовательных отношений характерен для начинающих педагогических работников; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с участниками образовательных отношений «пугает» их, сковывает творческую природу;

- барьер отсутствия психологического контакта: педагогический работник входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с участниками образовательных отношений, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

- барьер сужения функций педагогического общения: педагогический работник учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции воспитательного общения;

- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других педагогических работников, работающих в этой образовательной организации или в результате собственных педагогических неудач;

- барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или участником образовательных отношений;

- барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);

- барьер подражания: молодой педагогический работник подражает манерам обучения, развития, воспитания и деятельности другого педагогического работника, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля обучения, развития, воспитания и деятельности на свою педагогическую индивидуальность невозможен [9, с. 34-35].

Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, педагогический работник должен проанализировать новую педагогическую деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Если они выявлены в педагогической деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные педагогические привычки у педагогического работника.

Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению:

а) антипатию;

б) симпатию.

Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с участниками образовательных отношений, педагогическому работнику недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических правил, психотехник, технологий.

Мы рассмотрим только новые психологические приемы, формирующие симпатию и при этом помогающие педагогическим работникам взаимодействовать с участниками образовательных отношений в педагогическом процессе на уровне педагогического сотрудничества.

1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка педагогического работника при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить участникам образовательных отношений положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку педагогического работника, как правило, участники образовательных отношений отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но педагогический работник должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Следовательно, лицо педагогического работника формирует у участников образовательных отношений психологическую установку на образование:

а) положительных эмоций, если педагогический работник сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к участникам образовательных отношений;

б) отрицательных эмоций, если педагогический работник не применяет этот психологический прием.

2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в педагогическом процессе».

Структура этого психологического приема:

- сознательное подчеркивание педагогическим работником психологической общности «мы» с участниками образовательных отношений;

- установление визуального контакта с участниками образовательных отношений и формирование психологической установки у них на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;

- формирование педагогическим работником психологических предпосылок для установления психологического контакта с участниками образовательных отношений;

- накопление положительных эмоций у участников образовательных отношений;

- возникает желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения.

3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что педагогический работник в процессе общения должен уметь поставить себя на место участника образовательных отношений, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается педагогическим работником путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» участника образовательных отношений (эмпатия).

4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от общности потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения в педагогическом процессе.

П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] воспитательного общения:

- метод снятия психической напряженности - умения педагогического работника делать комплименты участникам образовательных отношений в начале педагогического общения. Комплимент - это слова педагогического работника, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые участники образовательных отношений мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

- метод "зацепки" - умение педагогического работника кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;

- метод стимулирования игры воображения у участников образовательных отношений - это умение педагогического работника задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.

- метод прямого подхода — непосредственный переход педагогического работника к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.

5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые участники образовательных отношений могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»).

6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия участнику образовательных отношений, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого педагогический работник должен уметь терпеливо слушать монолог участника образовательных отношений, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог участника образовательных отношений кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния участника образовательных отношений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ путей и степени решения поставленных задач, достижения цели с использованием методической разработки.

Авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.

Новая технология педагогического взаимодействия — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний, оказание влияния на подструктуру направленности личности участников образовательных отношений в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий в соответствии с социальным заказом государства.

Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.


Список используемой литературы


1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М., 1997.

3. Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1995.

4. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. — М., 1991.

5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. — М., 1997.

6. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1997.

7. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

8. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. — М., 2000.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

11. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

13. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М., 2001.

14. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

15. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2001.

16. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. — М., 2000.

17. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

Авторские методические материалы, реализуемые в педагогической практике

18. http://www.e-osnova.ru/journal/15/89/

19.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/03D01254AA7331ECF33A93FBF3C5C494

http://pedagog.mosreg.ru/profile

20. https://наше-подмосковье.рф/projects/21648/

21. http://www.e-osnova.ru/journal/23/52/

22. http://www.e-osnova.ru/journal/15/14/

23. https://multiurok.ru/files/formirovanie-kommunikativnykh-kompetentsii-u-advok.html

24. https://multiurok.ru/files/innovatsionnaia-tekhnologiia-sovershenstvovaniia-k.html

25.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/2080F2B02DBA4EA6D741C3A70421662D

26.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/5E2270046AEE864D260F84891512D8CC

27.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/1BCA2AC849FE111C31C8BBE4B36D4EC9

28.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/03D01254AA7331ECF33A93FBF3C5C494

29.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/E2043BED24A8C98DB164EE6ADFB0984A

30.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/BEE1CDBAB970E7098DCC712F7BA103FF

31.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/2CCCC3DB7E8CD8CB8A65E9167FE44F62

32. https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-tekhnologii-razvitiia-u-obuchaiushc.html

33. https://multiurok.ru/files/realizatsiia-tekhnologii-pedagogicheskogo-sotrudni.html

34. https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

35. https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

36.

37.


СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация 2

Основная часть 2

§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 2

§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию 5

Заключение 11

Список используемой литературы 12





























15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!