СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тема любви в творчестве М. Цветаевой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ее продолжает Марина Цветаева. По характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому. Любовная лирика Цветаевой – это непрерывное объяснение любви. С необыкновенной силой выразила она всю боль и все вековые страдания женщины. О чем бы ни писала, ни говорила поэтесса- все дышит любовной радостью или любовной тоской . А голос ее приобретает колдовскую силу.

Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…»

Любовная лирика, в высшей степени страстная, «цыганская», по ее определению, была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества. Ее стихи по-своему выразили силу и красоту женской любви.

Звучит романс «Мне нравится…» в исполнении учителя.

Просмотр содержимого документа
«"Тема любви в творчестве М. Цветаевой"»

План-конспект урока литературы в 11 классе

Любовная лирика русских поэтов

1. Соларева Елена Игоревна

2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Курска

3. Учитель русского языка и литературы

4. Литература

5. 11 класс

6. Любовная лирика русских поэтов, урок №42

.7. Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения

8. Задачи:

- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ

- Расширить представление учеников о творчестве поэтов

- Пробудить потребность обращаться к поэзии в трудную минуту жизни, нравственное обогащение.

9. Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

10. Фронтальная, самостоятельная.

11. Проектор, экран, компьютер, бумбокс.

Технологическая карта урока



Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационная часть.


Организация мотивирования к учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

1-2мин.

2

Актуализация знаний.


1. Подготовка школьников к восприятию новой информации.





2. Выявление затруднений


3.Словарная работа: происхождение и значение слова лирика.



Рассказывание


Составление кластера: ключевое слово- любовь




Обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)



5 мин.

3

Сообщение нового материала.

1.Первая страница «Книги о любви»- век 19.История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

2.История любви А.Фета и М. Лазич.

3.Вторая страница «Книги о любви» -

век 20.

4.Любовь в жизни В. Маяковского.

5.Тема любви в творчестве

М. Цветаевой.


6.Какую роль сыграло стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» в годы Великой Отечественной войны.

7.Н.Заболоцкий «Признание»

8.Третья страница «Книги о любви»- век 21.

9.Любимые лирические произведения о любви.

10.Выставка книг.

11.Песня «Лебединая верность»
















1.Индивидуальное исследовательское задание



2. Театрализованное представление

3. Демонстрация видеопрезентации



3.Индивидуально-исследовательское задание. Звучит стихотворение «Нет, я не изменил».

4.Звучит стихотворение «Погибнет все…»

5.Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…»

6.Романс «Мне нравится..» в исполнении учителя.

7.Демонстрация видеофрагмента.

8 .Звучит стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» на два голоса.

9.Звучит романс «Признание»

10.Видеопрезентация «Сегодня я люблю…»Лауреат премии «Поэт 14 года» Давид Гордон.

11.Сообщение о выставке книг о любви.

12. С.Щипачев «Строки любви» в исполнении учителя.


1.Слушанье



2.Просмотр




3. Просмотр



4.Слушанье

5.Выразительное чтение наизусть.

6.Просмотр.

7.Слушанье

8. Выразительное чтение наизусть.

9.Просмотр

10. Слушанье

11. Выразительное чтение любимых стихотворений наизусть.

12.Просмотр и слушанье.




25 мин.

4

Закрепление изученного материала.


Контроль

Составление синквейна

5 мин.

5

Подведение итогов.


Заключительное слово.

Выставление оценок

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.


5мин.

6

Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:1)Любимые стихи о любви,2)эссе «Любовь- это счастье или страдание, 3)мини-исследование о любви в творчестве современных поэтов.

Объяснение домашнего задания

Фиксирование домашнего задания

1-2 мин.

Таблица 2.

Эпиграф

Любовь, Любовь, Любовь!

Я у тебя учусь и верить, и любить,

И чудный гимн любви- один из гимнов рая-

В слова стараюсь перелить.

Семен Надсон.

  1. Вступительное слово учителя.

Поэзия и любовь! Любовь и поэзия! Понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив человек на земле. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что « любовь- это желание жить.

2. Определение темы урока, обращение к эпиграфу, составление кластера с ключевым словом любовь.

3. Слово преподавателя (продолжение)

Вот почему лирика в главной, лучшей своей части- это Гимн Любви, поющийся во славу жизни. Это протест живого трепетного сердца против всего того, что сулит человеку и человечеству гибель. Лирика. Что же мы вкладываем в понятие этого слова?

4. Словарная работа Происхождение и значение слова лирика.

5. Слово преподавателя (продолжение)

Без сомнения, лирика- это самая выразительная форма переживаний поэта как личности. Чтобы любовь, без которой не стало бы и рода человеческого, совершалась на Земле во всей своей красоте, людям нужна лирика. Это то бесценное, что люди хранят и будут хранить всегда. Это «золотой» фонд человечества. Именно в лирической поэзии мы часто узнаем самих себя. И это особенно важно для вас т.к. вы только начинаете жить чувствами .Ваши молодые сердца нуждаются в лирической поэзии, потому что именно они часто обуреваемы страстями и любовными томлениями.

С вами сегодня будут говорить о любви поэты 19, 20, 21 веков. Перед вами пройдет чистая, светлая любовь Пушкина, немыслимая любовь Маяковского, необыкновенная, колдовская любовь Цветаевой, полная глубоких чувств любовь Кочеткова и Заболоцкого, а так же мы услышим строки любви поэта 21века Давида Гордона.

Давайте откроем первую страницу «Книги о любви»- век 19.

6. Сообщение ученицы.

В жизни каждого человека, как солнце утром, восходит в душе любовь. Трепетная, светлая, чистая, таинственная, особенно стала она заметна в поэзии 19 века. Поэты этого века идеализировали женщину, воспевали ее красоту, изящество, нежность, человечность. Многие поэты скрывали имя своей возлюбленной за собирательными именами «Прекрасной дамы», «Незнакомки», а то и просто ее, обращаясь к ней, как к своей музе.

7. Театрализованное инсценирование стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

8. Видеопрезентация об Анне Петровне Керн.

9. Сообщение ученика.

Быть музой поэта- особый талант. Музой Афанасия Фета была его возлюбленная- Мария Лазич. Они любили друг друга страстно, но их любовная история закончилась трагично. Мария погибла от несчастного случая. Фет очень сильно переживал смерть своей возлюбленной.

Звучит стихотворение «Нет, я не изменил» на фоне слайдов с изображением А. Фета и М. Лазич.

10. Сообщение ученика.

Перевернем еще одну страницу «Книги о любви»- век 20.

Владимир Маяковский в конце поэмы «Человек» говорил о своей любви, как о чем-то немыслимом.

Звучат стихи «Погибнет все…». Слайд с изображением В. Маяковского.

Этот несгораемый костер греет многих людей. Еще в 1922 году в автобиографии «Я сам» Маяковский упоминает о замысле поэмы «Про это». «…Задумано о любви. Громадная тема». Эта громадная тема никогда не умрет.

11. Сообщение ученицы.

Ее продолжает Марина Цветаева. По характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому. Любовная лирика Цветаевой – это непрерывное объяснение любви. С необыкновенной силой выразила она всю боль и все вековые страдания женщины. О чем бы ни писала, ни говорила поэтесса- все дышит любовной радостью или любовной тоской . А голос ее приобретает колдовскую силу.

Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…»

Любовная лирика, в высшей степени страстная, «цыганская», по ее определению, была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества. Ее стихи по-своему выразили силу и красоту женской любви.

Звучит романс «Мне нравится…» в исполнении учителя.

12. Слово преподавателя.

Каждый новый поэт будет вписывать в «Книгу о любви» все новые и новые страницы, оставляя потомкам свои пронзительные слова о великом таинстве любви.

13. Сообщение ученицы.

«С любимыми не расставайтесь»,- умоляет поэт Александр Кочетков в своей знаменитой «Балладе о прокуренном вагоне». С этим стихотворением на полях Великой Отечественной войны не расставались многие солдаты. А они не знали даже имени автора. «Баллада…» переписывалась печаталась в миллионных солдатских треугольниках.

Звучит стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» (на два голоса)

14. Слово преподавателя.

Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что лирика- удивительный жанр литературы. Кажется, что поэт высказывается очень лично, а мы находим в его словах сотни своих мыслей, чувств, переживаний,

15. «Признание»- так называется стихотворение Николая Заболоцкого .Читая его, хочется верить, что именно тебе признаются в любви, что именно ты- та единственная и драгоценная.

Звучит песня «Признание».

Сейчас прозвучал прекрасный романс на стихи Н. Заболоцкого. Сколько в нем нежности, изящества и красоты.

16. Перевернем следующую страницу «Книги о любви» - век 21.

Видеопрезентация «Сегодня я люблю» .Звучат стихи о любви лауреата «Поэт года 2014» Давида Гордона.

17. Слово преподавателя.

Да, о любви написано много (обращение к выставке книг)

Но, о любви написано мало. Мало, потому что чувство – неисчерпаемо, как сама жизнь. Вот почему «Книгу о любви» поэты продолжают писать и сегодня. И она будет дописываться всегда.

Есть книга вечная любви.

Одни едва в ней несколько страниц перелистали,

Другие, все забыв, ее читали,

Слезами полили слова.

Ее читают много тысяч лет,

От строк ее и мне покоя нет.

Степан Щипачев «Строки любви»

18. Рефлексия. Составление синквейна. (ученики работают в тетрадях)

19. Слово преподавателя.

Мне бы очень хотелось, чтобы и вам не было покоя от прекрасных строк любви.

20. Подведение итогов, оценки.

21. Дифференцированное домашнее задание.1.Любимые стихи о любви.2.Эссе «Любовь- это счастье или страдание».3.Мини-исследование о любви в творчестве современных поэтов.

22.Звучит песня «Лебединая верность» .



.

.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!