СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Л.Н. Толстой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Л.Н. Толстой.

Цели:

Образовательные: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого, с рассказами из «Азбуки», отрабатывать навыки слогового чтения и чтения целыми словами, продолжить работу над развитием артикуляционного аппарата, формировать навыки правильного и выразительного чтения.

Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас, пробуждать интерес к чтению, активизировать мыслительную деятельность развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении предмета, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.

Оборудование: портрет  и книги Л.Н. Толстого, пословицы, карточка со словами.

 

 

Ход урока:

 

 

I.Включение в учебную деятельность.

 

-Что такое речь?

-Какая бывает речь?

-Из чего состоит наша речь?

-Какие бывают предложения?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоит слог?

-На какие группы делятся звуки?

 

 II. Эмоционально-волевая регуляция

- Я буду перечислять все, что необходимо для хорошей учебы.

Но я могу ошибиться, поэтому будьте внимательны: если заметите ошибку, хлопните в ладоши один раз.

Глаза, уши, терпение, капризы, рука , ум, лень, желание, трудолюбие, злость, память, старание, внимание.

- Но помимо всего перечисленного, у каждого из вас есть еще какие-то умения или качества, которые помогают вам хорошо учиться. Назовите эти качества.

( Усидчивость, сила воли, активность, ответственность , сдержанность и т. д.)

 

III. Развитие речевого аппарата ( работа над дикцией)

 

Работа над скороговоркой. (записана на доске, дети читают)

Ежики и мышки шелушили шишки.

Первый раз - выразительно шепотом, второй раз - громче, третий - еще громче.

Затем, несколько раз, постепенно, понижая , голос обратно до шепота)

-Какие еще пословицы вы знаете?

IV. Работа по теме урока.

         1.Знакомство с биографическими сведениями писателя.

Под городом Тула есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много книг для взрослых и детей. 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. И в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей, объявил, что школа будет бесплатная, и сам стал на некоторое время учителем. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на столах, на лавках, на подоконнике, на полу. Столы в толстовской школе стояли в один длинный ряд. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём пожелает, разговаривал с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Книги великого русского писателя Льва Николаевича Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди на всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. Свою жизнь Л.Н. Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал школу для детей из бедных семей, которые по тем временам не могли учиться. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали.

Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало, — считать, писать или рисовать. Видя, как ребята стараются, Толстой любил хвалить детей: «Так, так, хорошо сделал, хорошо написал». Одной из его любимых учениц была маленькая Оля Ершова. Решит Оля задачку, Лев Николаевич возьмёт и посадит её на шкаф. И скажет другим ученикам: «Учитесь и вы так же, как она!»

Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете — ещё приходите!»

Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы, сказки, басни для детей — простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

 Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого "Война и мир", "Анна Каренина" были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. "Воскресение", "Крейцерова соната" Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

             2.Работа с пословицами.

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Где правда, там и счастье.

Без беды друга не узнаешь.

         3.Чтение  рассказа Толстого.

- Прочитайте скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Произнесите её быстро.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- У кого ещё из домашних животных есть копыта?

Прочитайте рассказ про коня, а потом вы расскажете, что же это за конь. Прочитайте текст на странице 94. О ком этот текст? (О двух друзьях.)

— Подойдёт ли к нему какая-нибудь из наших пословиц? (Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.)

-Как зовут героев этого рассказа?

-У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

-Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный?(Стали  друг у друга рвать.)

- Кто решил их спор?

-Как мама разрешила спор друзей?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики?

Что бы вы им посоветовали? (Играть по очереди или вместе дружно)

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? (Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.)

Главная мысль рассказа.

4.Чтение по ролям.

Прочитайте текст по ролям.

Сколько человек нам понадобится? (Петя, Миша, автор.)

V.Физминутка. Гимнастика для глаз.

VI.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа по Азбуке. Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника

- О чём этот рассказ?

-Кто герой рассказа?

- Почему вы так решили?

Зачитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки? Почему?

-Но почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?(Взрослой,старательной,умный.)

Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.

- Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

-А малыши Петя и Миша? (Они тоже малы, но глупы, драчливы, забияки, жадные.)

VII.Работа над развитием речи.

1.Работа с антонимами.

-Прочитайте с доски слова.

Глупый              хороший

Слабый              умный

Лживый              сильный

Плохой               правдивый

-Подберите к ним антонимы

2.Работа по сказке «Три медведя»

Уверена, что одну из сказок Л.Н. Толстого вы все знаете. Назовите сказку.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь — лесной...

(Медведь)

Эта сказка называется... («Три медведя».)

Перескажите содержание сказки с опорой на иллюстрации. Многие произведения Л.Н. Толстого очень поучительны. В них высмеиваются недостатки людей — жадность, злость, зависть, лень. Но в конце есть нравоучение. Такое произведение называется басней.

VIII. Итог урока.

-Понравился ли вам урок?

-Что было самым интересным на уроке?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л.Н. Толстой.»


Тема: Л.Н. Толстой.

Цели:

Образовательные: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого, с рассказами из «Азбуки», отрабатывать навыки слогового чтения и чтения целыми словами, продолжить работу над развитием артикуляционного аппарата, формировать навыки правильного и выразительного чтения.

Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас, пробуждать интерес к чтению, активизировать мыслительную деятельность развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении предмета, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.

Оборудование: портрет и книги Л.Н. Толстого, пословицы, карточка со словами.





Ход урока:





I.Включение в учебную деятельность.



-Что такое речь?

-Какая бывает речь?

-Из чего состоит наша речь?

-Какие бывают предложения?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоит слог?

-На какие группы делятся звуки?



II. Эмоционально-волевая регуляция

- Я буду перечислять все, что необходимо для хорошей учебы.

Но я могу ошибиться, поэтому будьте внимательны: если заметите ошибку, хлопните в ладоши один раз.

Глаза, уши, терпение, капризы, рука , ум, лень, желание, трудолюбие, злость, память, старание, внимание.

- Но помимо всего перечисленного, у каждого из вас есть еще какие-то умения или качества, которые помогают вам хорошо учиться. Назовите эти качества.

( Усидчивость, сила воли, активность, ответственность , сдержанность и т. д.)



III. Развитие речевого аппарата ( работа над дикцией)



Работа над скороговоркой. (записана на доске, дети читают)

Ежики и мышки шелушили шишки.

Первый раз - выразительно шепотом, второй раз - громче, третий - еще громче.

Затем, несколько раз, постепенно, понижая , голос обратно до шепота)

-Какие еще пословицы вы знаете?

IV. Работа по теме урока.

1.Знакомство с биографическими сведениями писателя.

Под городом Тула есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много книг для взрослых и детей. 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. И в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей, объявил, что школа будет бесплатная, и сам стал на некоторое время учителем. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на столах, на лавках, на подоконнике, на полу. Столы в толстовской школе стояли в один длинный ряд. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём пожелает, разговаривал с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Книги великого русского писателя Льва Николаевича Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди на всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. Свою жизнь Л.Н. Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал школу для детей из бедных семей, которые по тем временам не могли учиться. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали.

Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало, — считать, писать или рисовать. Видя, как ребята стараются, Толстой любил хвалить детей: «Так, так, хорошо сделал, хорошо написал». Одной из его любимых учениц была маленькая Оля Ершова. Решит Оля задачку, Лев Николаевич возьмёт и посадит её на шкаф. И скажет другим ученикам: «Учитесь и вы так же, как она!»

Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете — ещё приходите!»

Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы, сказки, басни для детей — простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого "Война и мир", "Анна Каренина" были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. "Воскресение", "Крейцерова соната" Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

2.Работа с пословицами.

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Где правда, там и счастье.

Без беды друга не узнаешь.

3.Чтение рассказа Толстого.

- Прочитайте скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Произнесите её быстро.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- У кого ещё из домашних животных есть копыта?

Прочитайте рассказ про коня, а потом вы расскажете, что же это за конь. Прочитайте текст на странице 94. О ком этот текст? (О двух друзьях.)

Подойдёт ли к нему какая-нибудь из наших пословиц? (Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.)

-Как зовут героев этого рассказа?

-У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

-Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный?(Стали друг у друга рвать.)

- Кто решил их спор?

-Как мама разрешила спор друзей?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики?

Что бы вы им посоветовали? (Играть по очереди или вместе дружно)

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? (Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.)

Главная мысль рассказа.

4.Чтение по ролям.

Прочитайте текст по ролям.

Сколько человек нам понадобится? (Петя, Миша, автор.)

V.Физминутка. Гимнастика для глаз.

VI.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа по Азбуке. Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника

- О чём этот рассказ?

-Кто герой рассказа?

- Почему вы так решили?

Зачитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки? Почему?

-Но почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?(Взрослой,старательной,умный.)

Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.

- Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

-А малыши Петя и Миша? (Они тоже малы, но глупы, драчливы, забияки, жадные.)

VII.Работа над развитием речи.

1.Работа с антонимами.

-Прочитайте с доски слова.

Глупый хороший

Слабый умный

Лживый сильный

Плохой правдивый

-Подберите к ним антонимы

2.Работа по сказке «Три медведя»

Уверена, что одну из сказок Л.Н. Толстого вы все знаете. Назовите сказку.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь — лесной...

(Медведь)

Эта сказка называется... («Три медведя».)

Перескажите содержание сказки с опорой на иллюстрации. Многие произведения Л.Н. Толстого очень поучительны. В них высмеиваются недостатки людей — жадность, злость, зависть, лень. Но в конце есть нравоучение. Такое произведение называется басней.

VIII. Итог урока.

-Понравился ли вам урок?

-Что было самым интересным на уроке?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!