СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся  знакомятся с выставкой книг Л.Н.Толстого, вспоминают изученные произведения. Перед чтением были выполняют словарную работу. Читают быль. Анализируют произведение.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Л.Н.Толстой "Лев и собачка"»

МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна

Литературное чтение. 3 класс. «Школа России»

Тема «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»




Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Цель: создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  • образовательные:

    • продолжить работу над анализом художественного произведения,

    • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;

  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, конверты с заданиями, «сердечки»


Ход урока

  1. Организационный момент.


- Прозвенел звонок на наш урок.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.


II. Знакомство с биографией писателя.


-Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд. Вы узнали этого писателя?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

А сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого . (слайды)


Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.


Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.


- Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель! Классик.


  1. Актуализация знаний учащихся.

- На перемене вы посмотрели выставку книг Л.Н.Толстого. Что – то вы уже читали. Я думаю, что есть книги , которые вас заинтересовали и вы их прочтёте.

Организация работы в парах.

- Я предлагаю вам поработать в парах и вспомнить произведения. Которые мы уже читали.

- Возьмите конверт с заданием. На полосках записаны произведения л.Н.Толстого и отрывки из этих произведений. Ваша задача найти соответствия между ними.

Кто справится, поднимет «общую руку»



Старик только вздохнул и ничего не сказал.


«Котёнок»


«Старый дед и внучек»

Спасибо, что правду сказал.


Я бедовый, я сразу всё понял.

Я страсть какой ловкий!



«Филипок»



«Правда всего дороже»



У Кати и Васи пропала кошка






- Проверьте свою работу со слайда. Оцените.

- Встаньте все кто справился с работой.

- Молодцы! Вы справились с работой хорошо.

- Мы продолжим знакомство с творчеством писателя.

Про животных будем читать.

- А вот про кого? Отгадайте!

Я – лучший сторож дома,

И с детства всем знакома. ((Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

- Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)


-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

(длина тела 2м 40см, вес – 230кг)

- Мы будем читать быль.

– Что означает слово быль?

- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.


Быль


1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.


- Сегодня мы познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Предположите, о чём может быть эта быль? (ответы детей)

III. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».


А) Первичное восприятие текста.


- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чём (а не о ком) эта быль?

Чтение учителем были.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

- Оправдались ваши предположения или нет?


- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)


- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

  • Было ли вам кого – нибудь жалко?

  • - Мне понятны ваши чувства.

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.


  • Смысл каких слов вам был непонятен?

Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.


Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.


Барин – богатый человек, который имеет прислугу.


Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.


Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.


Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.


Издохла – умерла.


Засовы – большие дверные задвижки.

Физминутка

Б) Перечитывание текста. . Анализ произведения.

Чтение текста учащимися про себя

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.


- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)


- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)


В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.


-Прочитайте, как лев повел себя при первой встрече? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)


-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)


-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)


- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)


-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)


-Как лев относился к собачке?

(Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)


- Найди и прочитай этот момент в тексте.

(С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).


- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).


-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.


Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)


-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)


- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

(Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).


-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

(безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)


- С помощью каких слов, автор передаёт чувства …..льва? Зачитай.

(он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).


- Почему лев стал грызть засовы и пол?

(Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).


- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)


- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан)


- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)


-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).


-Какой конец в этой истории? (печальный)

- Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?


Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

V. Итог урока: рефлексия.

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- У вас на столах сердечко. Возьмите , пожалуйста, своё сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

- Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку... Посочувствовали ей...)

- Ребята, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

-Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы.

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Можете выполнить рисунок к этой были.

Кто любит сочинять, напишите сочинение или стихи о ваших впечатлениях, ваших чувствах о прочитанном сегодня.

- Я хочу сказать вам спасибо за урок! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я довольна вами! 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!