Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема: Кто такие звери?
Цели урока:
Обучающая: актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных и их групповыми признаками; дать представления о зверях в процессе работы с текстом,; учить детей дружной коллективной работе.
Развивающая: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о животных.
Воспитательная: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, любить и охранять животных.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» 1 класс, часть 1 (А. А. Плешаков)
Рабочая тетрадь.
Рисунки животных.
4.Раздаточный материал в конвертах.
Ход урока
I. Организационный момент
- Вот сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим и, конечно, не шумим.
А сейчас закончите предложения:
- На уроке будь старательным, будь спокойным и . . . ( внимательным) .
Всё пиши, не отставая, слушай, не . . . (перебивая).
Говорите чётко, внятно, чтобы всё было . . . (понятно).
Если хочешь отвечать, надо руку . . . (поднимать).
Дети садятся за парты.
II. Новая тема.
Актуализация знаний
Какой сейчас будет урок? (Окружающий мир).
Что мы делаем на этих уроках? (Изучаем природу и всё, что нас окружает)
А чему учимся? (Думать, размышлять, дружить, помогать друг другу, любить природу)
Что нам поможет в получении новых знаний? (Наши знания и умения, дружба, учебник, учитель)
Аудиозапись «Звуки леса»
- Чьи звуки мы слышим? (Звуки природы, птиц, насекомых, рыба плещется в реке).
- Как назвать одним словом того, кого мы слышим? (Животные).
А теперь посмотрите на доску, давайте начнём наш сегоднящний урок с решения ребуса: ,Двери
З Ответ: Звери.
О ком будет идти речь на уроке? (О зверях).
Всё ли мы знаем о зверях? (Не совсем).
Как будет называться тема нашего урока? (Кто такие звери?).
На доске тема урока: «Кто такие звери?»
Что же мы должны узнать на нашем уроке? (Какие животные называются зверями).
Чему мы должны научиться на нашем уроке? (Отличать зверей от других видов животных и приводить примеры зверей).
Что нам поможет в этом? (Наши знания, учебник, учитель, наше старание, наша дружба и т.д.)
Повторение изученного материала
Как вы думаете, на какой ступеньке ЛЕСЕНКИ ЗНАНИЙ мы сейчас находимся?
Почему?
Мы умеем отличать насекомых.
Мы умеем отличать рыб.
Мы умеем отличать птиц.
Следующая наша ступенька – научиться отличать зверей.
Кто пришёл к нам на урок?
Как назвать их одним словом? (Животные).
Назовите знакомые группы животных. Объясните свой выбор.
III. Постановка проблемы
А кто же крокодил и мышка?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери?
Для этого мы сейчас с вами проведём исследование и установим главный признак, по которому можно определить зверей.
IV. Открытие нового знания
Решение проблемы
Давайте сейчас познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.
Ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он - . . . (жираф).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но, с водой не знается. (кошка)
Трав, копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла. (корова)
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)
А теперь назовите части тела жирафа. (Голова, шея, туловище, ноги, хвост).
Проверьте по учебнику, правильно ли вы определили? (учебник с. 38).
А теперь найдите эти же части у кошки и коровы.
Ничего нового и необычного мы не увидели.
Чем же отличаются звери от других животных?
Вспомните, чем покрыто тело рыб?
Чем покрыто тело птиц?
А чем покрыто тело зверей? ШЕРСТЬЮ.
Что такое шерсть? Это мех или волоски?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним практическую работу. Рассмотрим шерсть животных и зарисуем её.
Работа в парах. Рабочая тетрадь.
Сообщите другим ребятам о результатах своей работы.
Выслушайте и оцените их сообщения.
Самооценка работы в паре.
Какой же мы можем сделать вывод?
ЗВЕРИ – это животные, у которых тело покрыто шерстью.
Многие звери покрыты шерстью двух видов.
Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть. Закрыть и убрать тетради.
V. Физминутка
Количество шерсти у зверей может быть различным.
У медведя, например, её много, а у слона мало.
Как вы думаете, почему?
Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, и какой образ жизни ведёт.
Бобёр
Ежи и дикобразы
Киты и дельфины
Так чем же отличаются звери от других животных?
Звери отличаются от других животных шерстью.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ на с. 39.
А теперь посмотрите на фотографию в учебнике.
Что на ней изображено? (Собака кормит своих щенят).
Чем кормит собака своих щенят? (Молоком).
Какие ещё звери кормят своих детёнышей молоком?
Второй отличительный признак зверей – кормление своих детёнышей молоком.
Поэтому их ещё называют млекопитающими.
На доске слово – МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
(Млеко – молоко, питающие своих детёнышей)
Назовите ещё раз отличительные признаки зверей.
(У них есть шерсть и они кормят своих детёнышей молоком).
Посмотрите, как называется тема урока в учебнике.
Совпадает ли она с темой нашего урока?
Какие цели поставлены в учебнике? Прочитать.
Чем же отличаются звери от других животных?
Где мы можем найти подтвержение нашим исследованиям?
В УЧЕБНИКЕ.
Прочитайте то, что выделено жирным шрифтом.
Правильный вывод мы сделали с вами?
А теперь ещё раз посмотрите в учебник на рисунок с. 39.или карточки
Назовите животных, которых вы знаете.
Работа в группах.
Летучая мышь
Бурундук
Кабан
Лось
Крот
Бобр
Выдра
Если вы не знаете какого-то зверя, куда можно обратиться за помощью?
В атлас – определитель.
Что необычного в строении тела животных?
Подумайте и объясните.
А теперь вернёмся к вопросу: Кто же зверь – крокодил или мышь?
Мыш .Почему? есть шерсть
Ответили мы на вопрос?
Поднялись ещё на одну ступеньку? Лесенка знаний.
Что мы теперь знаем?
VI. Рефлексия
- По какой теме урока сегодня работали?
- Сколько групп животных вы теперь знаете?
- Назовите группы животных.
- Как узнать группу животного?
- Давайте повторим группы животных и их признаки.
При наличии времени рассказы детей о животных и выставка рисунков.