СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Как Русь начиналась».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:- узнать что такое «настоящее», «прошлое», «будущее», «история»; 

           - выяснить как жили наши предки.               

Задачи урока:

 - выяснить, что означает  понятие «история»;

 - развивать умение работать с учебным материалом учебника, анализировать его, делать выводы, сотрудничать;

 - воспитывать уважение к старине, гордость за свою Родину, желание следовать нравственным принципам предков    

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Как Русь начиналась».»

Тема: «Как Русь начиналась».

Цель:- узнать что такое «настоящее», «прошлое», «будущее», «история»;

- выяснить как жили наши предки.

Задачи урока:

- выяснить, что означает понятие «история»;

- развивать умение работать с учебным материалом учебника, анализировать его, делать выводы, сотрудничать;

- воспитывать уважение к старине, гордость за свою Родину, желание следовать нравственным принципам предков

Оборудование: учебник Окружающий мир: 2 класс, ч.1/Н.Ф.Виноградова, компьютер, (для просмотра презентации «Как Русь начиналась» и карточки с заданиями, тест, лист самооценки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний






3.Проверка домашнего задания







































4.Постановка темы, цели.

Составление плана урока.



















5.Введение новых знаний










































6.Самостоятельная работа




















7.Физминутка




































































8.Обобщение, вывод.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Начинаем урок окружающего мира.

Я хочу начать наш урок с загадки.

Здесь родился и живёшь.

Уезжаешь – скучаешь.

Как зовут это место – знаешь. (Родина)

Почему именно о Родине я подобрала загадку? (Мы начали изучать раздел «Россия – моя Родина»)

На прошлом уроке говорили о красоте нашей страны, о её больших просторах, о том как называют Родину, о символах нашего государства.

Дома вы готовились по этой теме. Как хорошо вы усвоили материал прошлого урока давайте проверим. На партах у вас лежат листочки с вопросами – тест. Я читаю вопрос, а вы выберите правильный ответ или ответы, рядом поставить галочку. (Вопросы читает учитель)

Прежде, чем приступить к тесту, возьмите оценочный лист, и поставьте знак + напротив той отметки, на какую вы сможете выполнить тест (а во втором столбике оцените себя после выполнения задания.)

Приступаем. Поставить галочку напротив правильного ответа.

А) Как называется место, где родился и живёт человек?

- Отечество

- Чужбина

-Российская Федерация

- Родная сторона.

Б) Выбери правильный ответ, продолжив предложение.

Патриот – это……

-человек, живущий за границей;

-человек, любящий свою Родину, преданный ей;

- человек добрый и трудолюбивый.

В) Отметь символы государства

-герб

- ромашка

- медведь

-флаг

- гимн

Проверяем. За каждый правильный ответ поставите себе один балл.

1 задание. Слайд 2.

2 задание. Слайд 3.

3 задание. Слайд4.

Теперь посмотрите на оценочный лист и оцените себя.

Ответы на слайде (Вывод: как выполнили задания)

Оцените себя на листе сейчас.

Как вы справились с заданием. (спрашиваешь 3 человек)

У кого совпала оценка или какие ошибки и в каких заданиях допустили.

Мне приятно, что вы быстро справились со всеми заданиями, ведь это наша Родина, а мы её жители и должны гордиться, любить и знать всё о истории свой страны.

Вот об этом об истории нашей страны и пойдёт разговор на уроке. Уточним тему по учебнику.

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока. (Выяснить что такое прошлое, настоящее, будущее и как жили наши предки)

Давайте составим план работы

Обратимся к теме. А вы знаете, что такое «история»?

Вот это и будет пункт нашего плана.

Перелистнули страничку стр.107. О чём дальше пойдёт разговор?

- Как Русь начиналась

- Ребята, а мы должны знать историю своёй малой родины?

-да

-Это будет третий пункт плана.

План урока : 1 Что такое история.

2.Как Русь начиналась.

3.История малой Родины.

Ребята, а что такое «история»? (предположения).

Давайте найдём более точное определение в учебнике (стр.105)

(История – предмет, изучает, что уже прошло с человеком, с людьми или со страной).

Человек живёт во времени. То есть событиями. События происходят в жизни постоянно. Одни события прошли, другие происходят сейчас и многое будет ещё впереди. На уроке окружающего мира мы эти события будем отмечать на ленте времени. (показать в учебнике внизу) (учебники открыты) стр.105

(Лента нарисована на доске)

Она разделена на три части. Стрелочка направлена слева направо .

Как называется то, что прошло? (ставлю )

Настоящее время? (ставлю )

а что будет? (будущее. Ставлю)

Покажите на ленте, в каком времени находимся мы с вами сейчас? (показать), (ставят ребята).

Можем ли узнать, что будет в будущем? (нет, не можем знать).

А можем узнать, что было в прошлом?

-да

А откуда мы можем узнать о прошлом?

- из книг, фильмов, от учителя

-А ещё откуда? давайте узнаем об этом из учебника стр.106 1,2 абзац

_ От кого можем узнать ( от учёных-археологов)

-Чем они занимаются (раскопками)

А ещё?

- От учёных-историков.

-А они чем занимаются?

-Изучают старинные летописи.

-Что такое летопись? (старинная книга).

-Кто её писал? (летописец)

- о чём в ней говориться?( как жили люди в древности)

Прочитайте 1 пункт плана. Ответили на него?

-Продолжаем дальше.

Прочитаем второй пункт плана.

Что такое Русь? (так называлось наша страна в прошлом). Учитель ставит карточку с этим словом на ленту времени сверху).

Как называют людей, живущих в прошлом ? ( предки, карточка снизу).

-Как начиналась Русь и как жили наши предки постараемся найти ответ на эти вопросы в учебнике стр.107

Я предлагаю вам поработать в группах.

Работа в группах.

1 группа. С.107 учебник. абзац 2 . Прочитать, ответить на вопросы (на карточках).

- Как называли себя наши предки. (славяне)

-Как называлась наша страна раньше и как теперь (Русь, Россия)

2. группа, 3 абзац.

- Как называлось большое объединение людей? (племя)

- Кто становился главой племени, почему. (Вождь, уважаемый мудрый человек)

3 группа. с.107 учебник 4 абзац. Прочитать, ответить на вопросы.

- Где селились славяне. (По берегам рек и озёр)

-Что использовали для защиты от врагов. (Огораживали высоким забором).

- что обозначает слово город. ( Город – огороженное место)

4. 4 группа, 5 абзац.

Напечатать текст, вставить пропущенные слова.

-Как укрепляли город

(Стены с высокими башнями

Глубокий и широкий ров)

Проверка

Сделаем вывод Прочитайте вывод на стр.108

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть

Я предлагаю вам сейчас со мной сыграть в игру «Занятия славян». Правила: я называю вид деятельности а вы приседаете, если наши предки могли этим заниматься; если - не могли – стоите.

(Шить. Играть на компьютере, лепить посуду, готовить пищу, летать на самолёте, доить корову, рубить дрова, слушать музыку с диска, плясать, петь, водить хороводы, разговаривать по телефону).

Ребята, как вы думаете, а мы похожи на наших предков?

А чем?

Как одевались?(внешний облик: высокий рост, гордые).

- Рассказ учителя.(сначала слайд, смотреть по времени затем рассуждения ребят мой р-з)

(Как выглядели, как одевались, какие по характеру были)

Показываю картинку. Как вы думаете, чем занимались славяне?

- охотой, рыболовством, земледелием, скот держали)

Какими славяне были по характеру?(Выносливые, изобретательные, мужественные доброжелательные)

-Итак, похожи мы с вами на наших предков?

-да

_Времена меняются, меняется одежда, появляются новые орудия труда, изобретения, но внешне и по характеру мы похожи на наших предков и должны сохранить то хорошее, что нам передаётся из поколения в поколение.

Обратимся к плану.

Выяснили как Русь начиналась. Переходим к последнему пункту плана.

Как понимаете сочетание слов «малая родина»?

- где родился, где живёшь

- А как называется наша малая родина?

(Сямжа)

Послушайте небольшое сообщение одноклассниц о малой родине.

Сообщение.

 Свое название район получил от реки Сямжены. Название переводится как «мох», «вяжа» - вода - «болотная вода». В прошлом Сямженский район отделял от Вологды заболоченный лес, прозванный Комаровым волоком. Дорога до Вологды отнимала у человека и его лошадей трое суток.

Первыми облюбовали наши края первопроходцы из города Новгорода. Они селились по берегу реки , среди сосновых боров. Рубили дома, занимались землепашеством.
Районным центром является село Сямжа, расположенное на правом берегу реки Сямжены. Село возникло в результате слияния деревень: Дьяковская, Еремиха, Горка, Поповка. Последняя была расположена на горе, где также располагается церковь.

Какая была цель урока? Выяснили?

Выскажите своё мнение как поработали на уроке.

Я – узнал….

Я – удивился….

Я – задумался….

Закончить наш урок я хочу небольшим видео сюжетом о малой родине.



П:умение делать выводы, о обобщения.

К:вступать в диалог с учителем.









































Р:самостоятельно формулировать тему, цель и составлять план урока.

К.высказывать своё мнение. Вступать в диалог














П:поиск и выделение информации.

К: участвовать в коллективном обсуждении. Извлекать информацию из текста.

























К: анализ и синтез
























К: сотрудничество, учиться работать в группе. Договариваться, приходить к общему мнению. Высказывать своё мнение.

П: оценка действий партнёра. Анализ и синтез.

К: вступать в диалог с учителем.

Р: находить ответы на вопросы, используя учебник.

























К: вступать в диалог с учителем.

Л:сверять действия с планом. Уважение к истории малой родины.































Р:адекватно оценивать свои действия. Осознание усвоенного материала.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!