Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Начинаем урок окружающего мира. Я хочу начать наш урок с загадки. Здесь родился и живёшь. Уезжаешь – скучаешь. Как зовут это место – знаешь. (Родина) Почему именно о Родине я подобрала загадку? (Мы начали изучать раздел «Россия – моя Родина») На прошлом уроке говорили о красоте нашей страны, о её больших просторах, о том как называют Родину, о символах нашего государства. Дома вы готовились по этой теме. Как хорошо вы усвоили материал прошлого урока давайте проверим. На партах у вас лежат листочки с вопросами – тест. Я читаю вопрос, а вы выберите правильный ответ или ответы, рядом поставить галочку. (Вопросы читает учитель) Прежде, чем приступить к тесту, возьмите оценочный лист, и поставьте знак + напротив той отметки, на какую вы сможете выполнить тест (а во втором столбике оцените себя после выполнения задания.) Приступаем. Поставить галочку напротив правильного ответа. А) Как называется место, где родился и живёт человек? - Отечество - Чужбина -Российская Федерация - Родная сторона. Б) Выбери правильный ответ, продолжив предложение. Патриот – это…… -человек, живущий за границей; -человек, любящий свою Родину, преданный ей; - человек добрый и трудолюбивый. В) Отметь символы государства -герб - ромашка - медведь -флаг - гимн Проверяем. За каждый правильный ответ поставите себе один балл. 1 задание. Слайд 2. 2 задание. Слайд 3. 3 задание. Слайд4. Теперь посмотрите на оценочный лист и оцените себя. Ответы на слайде (Вывод: как выполнили задания) Оцените себя на листе сейчас. Как вы справились с заданием. (спрашиваешь 3 человек) У кого совпала оценка или какие ошибки и в каких заданиях допустили. Мне приятно, что вы быстро справились со всеми заданиями, ведь это наша Родина, а мы её жители и должны гордиться, любить и знать всё о истории свой страны. Вот об этом об истории нашей страны и пойдёт разговор на уроке. Уточним тему по учебнику. Как вы думаете, какая будет цель нашего урока. (Выяснить что такое прошлое, настоящее, будущее и как жили наши предки) Давайте составим план работы Обратимся к теме. А вы знаете, что такое «история»? Вот это и будет пункт нашего плана. Перелистнули страничку стр.107. О чём дальше пойдёт разговор? - Как Русь начиналась - Ребята, а мы должны знать историю своёй малой родины? -да -Это будет третий пункт плана. План урока : 1 Что такое история. 2.Как Русь начиналась. 3.История малой Родины. Ребята, а что такое «история»? (предположения). Давайте найдём более точное определение в учебнике (стр.105) (История – предмет, изучает, что уже прошло с человеком, с людьми или со страной). Человек живёт во времени. То есть событиями. События происходят в жизни постоянно. Одни события прошли, другие происходят сейчас и многое будет ещё впереди. На уроке окружающего мира мы эти события будем отмечать на ленте времени. (показать в учебнике внизу) (учебники открыты) стр.105 (Лента нарисована на доске) Она разделена на три части. Стрелочка направлена слева направо . Как называется то, что прошло? (ставлю ) Настоящее время? (ставлю ) а что будет? (будущее. Ставлю) Покажите на ленте, в каком времени находимся мы с вами сейчас? (показать), (ставят ребята). Можем ли узнать, что будет в будущем? (нет, не можем знать). А можем узнать, что было в прошлом? -да А откуда мы можем узнать о прошлом? - из книг, фильмов, от учителя -А ещё откуда? давайте узнаем об этом из учебника стр.106 1,2 абзац _ От кого можем узнать ( от учёных-археологов) -Чем они занимаются (раскопками) А ещё? - От учёных-историков. -А они чем занимаются? -Изучают старинные летописи. -Что такое летопись? (старинная книга). -Кто её писал? (летописец) - о чём в ней говориться?( как жили люди в древности) Прочитайте 1 пункт плана. Ответили на него? -Продолжаем дальше. Прочитаем второй пункт плана. Что такое Русь? (так называлось наша страна в прошлом). Учитель ставит карточку с этим словом на ленту времени сверху). Как называют людей, живущих в прошлом ? ( предки, карточка снизу). -Как начиналась Русь и как жили наши предки постараемся найти ответ на эти вопросы в учебнике стр.107 Я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах. 1 группа. С.107 учебник. абзац 2 . Прочитать, ответить на вопросы (на карточках). - Как называли себя наши предки. (славяне) -Как называлась наша страна раньше и как теперь (Русь, Россия) 2. группа, 3 абзац. - Как называлось большое объединение людей? (племя) - Кто становился главой племени, почему. (Вождь, уважаемый мудрый человек) 3 группа. с.107 учебник 4 абзац. Прочитать, ответить на вопросы. - Где селились славяне. (По берегам рек и озёр) -Что использовали для защиты от врагов. (Огораживали высоким забором). - что обозначает слово город. ( Город – огороженное место) 4. 4 группа, 5 абзац. Напечатать текст, вставить пропущенные слова. -Как укрепляли город (Стены с высокими башнями Глубокий и широкий ров) Проверка Сделаем вывод Прочитайте вывод на стр.108 А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть Я предлагаю вам сейчас со мной сыграть в игру «Занятия славян». Правила: я называю вид деятельности а вы приседаете, если наши предки могли этим заниматься; если - не могли – стоите. (Шить. Играть на компьютере, лепить посуду, готовить пищу, летать на самолёте, доить корову, рубить дрова, слушать музыку с диска, плясать, петь, водить хороводы, разговаривать по телефону). Ребята, как вы думаете, а мы похожи на наших предков? А чем? Как одевались?(внешний облик: высокий рост, гордые). - Рассказ учителя.(сначала слайд, смотреть по времени затем рассуждения ребят мой р-з) (Как выглядели, как одевались, какие по характеру были) Показываю картинку. Как вы думаете, чем занимались славяне? - охотой, рыболовством, земледелием, скот держали) Какими славяне были по характеру?(Выносливые, изобретательные, мужественные доброжелательные) -Итак, похожи мы с вами на наших предков? -да _Времена меняются, меняется одежда, появляются новые орудия труда, изобретения, но внешне и по характеру мы похожи на наших предков и должны сохранить то хорошее, что нам передаётся из поколения в поколение. Обратимся к плану. Выяснили как Русь начиналась. Переходим к последнему пункту плана. Как понимаете сочетание слов «малая родина»? - где родился, где живёшь - А как называется наша малая родина? (Сямжа) Послушайте небольшое сообщение одноклассниц о малой родине. Сообщение. Свое название район получил от реки Сямжены. Название переводится как «мох», «вяжа» - вода - «болотная вода». В прошлом Сямженский район отделял от Вологды заболоченный лес, прозванный Комаровым волоком. Дорога до Вологды отнимала у человека и его лошадей трое суток. Первыми облюбовали наши края первопроходцы из города Новгорода. Они селились по берегу реки , среди сосновых боров. Рубили дома, занимались землепашеством. Районным центром является село Сямжа, расположенное на правом берегу реки Сямжены. Село возникло в результате слияния деревень: Дьяковская, Еремиха, Горка, Поповка. Последняя была расположена на горе, где также располагается церковь. Какая была цель урока? Выяснили? Выскажите своё мнение как поработали на уроке. Я – узнал…. Я – удивился…. Я – задумался…. Закончить наш урок я хочу небольшим видео сюжетом о малой родине. |