Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. – Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: “Я желаю тебе…”. - С какой темой познакомились на прошлом уроке? - Что такое культура? Какие виды культуры знаете? - Объясните выражение «ценности культуры» - Кого из астраханских известных деятелей культуры вы нам хотите представить (краткие сообщения детей, потом собрать и проверить работы) | Приветствуют учителя -Культура-совокупность общественных и духовных достижений людей -Материальная, духовная - Ценностями культуры – все самое лучшее, сохраняющее свое значение в течение долгого времени, созданное деятелями культуры. Это могут быть скульптуры, художественные произведения, архитектурные здания и т.д. - Казахи гордятся творчеством великого домбриста КУРМАНГАЗЫ . Габдулла Тука́й- поэт | Регулятивные УУД: активизация мыслительной деятельности учащихся. |
Актуализация знаний | - Ребята, давайте с вами отгадаем загадки. 1. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. - Что это такое? - Хорошо, слушаем следующую. 2. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? - Верно. 3. В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет синий след. - Как вы думаете , что это такое? - Верно, продолжаем. 4. Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу. А поможет вам, ребята, Разноцветная… - Молодцы! Все правильно отгадали. - Но, ребята, как вы думаете, что связывает все эти слова? - Совершенно верно. - О чем сегодня на уроке мы будем говорить? - А какая же тема нашего урока? -. - Какую цель мы поставим? - Хорошо, молодцы! | - Книга. - Карандаш. - Это ручка. - Бумага. - Все эти предметы используются для письма. Но так было не всегда. - О письме. - Из истории письменности. - | Регулятивные УУД: умение аргументировать свою точку зрения. Высказывать свои мысли. |
Новый материал Первичное закрепление | - Ребята, а что такое письменность? Запись слова на доске - Хорошо. - А зачем вообще нужна письменность? - Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? - Верно. - Письменность возникла так давно, что мы можем только догадываться. Но сохранилось немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях в своей жизни через письмо в рисунках – пиктограммы. - Пиктограмма – это символ отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде - Ребята, обратите внимание на слайд. На нем изображены две пиктограммы. Подумайте, что первобытный человек хотел передать своим соплеменникам. - Хорошо, молодцы! - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? - Правильно. ФИЗМИНУТКА - Теперь, ребята, я предлагаю вам в парах расшифровать пиктограмму. (слайд) - Итак, давайте проверим, что у вас получилось. - Вы все читали одно письмо, но у вас получились разные ответы. - Что это значит? - Правильно, ребята, вы поняли, что расшифровка рисунков создает трудности в недосказанности, длительности времени и не все отлично могут с помощью рисунка передать нужную информацию. Поэтому древние люди это тоже поняли и стали искать способ передачи информации по-другому. - Рисунки стали упрощаться, появились иероглифы, глиняные таблички, клинопись. - Откройте свои учебники на странице 72 и посмотрите на картинку. - Что могли бы обозначать данные пиктограммы? - Хорошо, молодцы! - Ребята, а где сейчас, в наше время используются пиктограммы? - А для чего они нужны? - Хорошо. - А сейчас, ребята, на ваших партах лежат листочки на которых написано слово к которому вы должны придумать пиктограмму. Положите их перед собой и в парах придумайте пиктограмму к данному слову. - Но перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах. - Молодцы! Можете приступать к заданию. - Итак, ребята, давайте проверим, что у вас получилось. - Вызываю пару к доске, остальные дети пытаются отгадать, что они хотели сказать. - Молодцы, ребята! | - Письменность – это совокупность письменных или литературных памятников какого-либо народа, или система письма, присущая конкретному языку; алфавит, правила передачи слов на письме. - Письменность нужна для передачи информации, знаний. - Многая информация не сохранилась и не дошла бы до наших дней. Работа с новым словом (Ответы детей) - Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке. (Ответы детей) - Мы по разному увидели смысл этого послания и поэтому у нас получились разные ответы. (Ответы детей) - Знаки дорожного движения, указательные таблицы, знаки – аббревиатуры. - Они нужны для того, чтобы люди со всего мира могли понимать друг друга. Работать сообща. Не перебивать друг друга. Когда один говорит, другой слушает. Работать тихо и не мешать другим. | Познавательные УУД: поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Итоги урока | - Итак, давайте вспомним, какая была сегодня тема урока? - Что нового вы сегодня узнали? - Что такое письменность? Для чего она нужна - Что такое пиктограмма? - Какие трудности вы испытали на уроке? - Ребята, вспомните цель нашего урока. - Достигли мы ее? - Молодцы! Дом задание Повторить что такое пиктограмма. Придумать пиктограмму к предложениям: Девочка идёт на праздник. Началась гроза, молния ударила в дерево. Дерево сломалось. | - «Рисунчатое» письмо. (Ответы детей) (Ответы детей) - Узнать, что такое «рисунчатое» письмо. - Да. | |