Тема: «История – память человечества»
Урок новых знаний - введение в историю.
Цель: создать условия для формирования интереса студентов к дисциплине история.
Задачи:
-познакомить с основными вспомогательными историческими дисциплинами;
-сформировать понятие история, её значении в жизни каждого человека;
-развивать навыки самостоятельной работы студентов при подготовке к уроку;
-поучиться работать в группах;
-воспитывать чувство гордости и ответственности за свою историю, ощущение сопричастности к сотворению истории.
Методы: мозговой штурм, групповая работа, работа с афоризмами, диалог, элементы ролевой игры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Сегодня у нас с вами необычный, важный урок. Этим уроком мы начинаем курс истории. Как известно, хорошее начало половина дела! Я хочу пожелать всем нам, чтобы это начало было удачным! Надеюсь на вашу поддержку и помощь.
А теперь хочу предоставить слово моим помошникам!
2.Сценка-диалог (выступают два студента с противоположным отношением к истории, 2 мнения – это скучный предмет или увлекательный?)
Мы выслушали 2 мнения. Какой же всё-таки предмет – история: скучный или интересный? Как каждый из нас связан с историей? Ответить на эти вопросы нам помогут вспомогательные исторические дисциплины, т.е. науки, напрямую связанные с историей.
3. Учитель даёт опережающее задание – заполнение таблицы с определением ВИД (приложение№1), задает «простые вопросы», на которые помогают отвечать сами ребята, докладчики и учитель:
Марафон «простых вопросов»:
3.1.Хронология (вычисление дат).
«Простой вопрос»:
В каком году мы живём? А в каком году мы живём, если считать по древнеславянскому летоисчислению? (2014 + 5508 = 7522)
Почему? На этот вопрос нам поможет ответить Ваня Павлов.
(сообщение студента)
На все вопросы, связанные с летоисчислением, с календарями отвечает ВИД – хронология, наука, устанавливающая даты исторических событий и документов.
3.2.Антропонимика.
«Простой вопрос»:
Как тебя зовут? Знаешь ли ты, что означает твоё имя? Каково его происхождение? А вот Паша Иванов знает. Он у нас специалист по антропонимике!
(сообщение студента)
С антропонимикой перекликается другая историческая дисциплина – топонимика.
3.3.Топонимика – наука, изучающая географические названия.
«Простой вопрос»:
Почему жителей нашего города называют архангелогородцы, а не архангельцы?
Ребята предлагают свои версии, обсуждают их, преподаватель комментирует их ответы.
3.4.Этнография.
А знаете ли вы, что за народ жил по берегам Белого моря ? На этот «простой вопрос» отвечает такая наука как этнография.
(сообщение студента)
На каком языке говорили наши предки-поморы? Сейчас проверим, кто лучше знает « поморскую говорю».
Работа по группам (приложение №2)
3.5.Геральдика
«Простой вопрос»:
Ежедневно мы с вами видим перед собой те или иные символы власти. С каким символом мы сталкиваемся наиболее часто? С гербом! Оказывается, есть такая наука, изучающая гербы. Об этом нам расскажет Женя Петров.
(сообщение студента)
3.6. Сфрагистика
«Простой вопрос»:
Как связаны гербы и печати? На этот вопрос помогает ответить сфрагистика.
(сообщение студента)
3.7.Нумизматика (рубль и копейка)
«Простой вопрос»:
Почему копейку назвали копейкой, а рубль рублём?
Ребята высказывают свои мнения.
(сообщение студента о нумизматике)
3.8.Палеография.
А моей любимой вспомогательной исторической дисциплиной была палеография – наука о древней письменности, истории письма.
Педагог предлагает расшифровать надпись на глаголице – работа по группам (приложение №3)
4.Работа с афоризмами.
Предлагается каждому выбрать афоризм про историю и прокомментировать его в устной или письменной форме (приложение №4).
5.Подведение итогов.
Допишите таблички «ВИД», на обратной стороне - самооценка. Сегодня за урок выставляются следующие оценки…Спасибо за работу!
Заключительное слово учителя, в котором могут быть использованы следующие вопросы:
Что нового вы узнали сегодня о ВИД?
Какое сообщение показалось вам самым интересным?
Какая информация удивила вас?
Что бы вы ещё хотели узнать интересного о прошлом?
Почему важно изучать историю своего края, государства, мира?
6.Домашнее задание: «Моя автобиография».
Приложение №2
Слово | Перевод | Слово | Перевод |
Баско Дроля Житники Жонка Каменка Лесина Наволок Обоконье Перст Промысел Струг Хваста Щелья | | Гнус Едиво Игрица Катанцы Место Несклеписто Обутки Пожня Ростань Тулово Угор Шанежки Чухарь | |
Приложение №3
Приложение №4
Афоризмы про историю
1. Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова (Джордж Сантояна).
2. История – это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися (Эдмунд Берк).
3. Россия – страна с непредсказуемым прошлым (NN).
4. Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики (Габриэль Лауб).
5. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков (В.О. Ключевский).
6 История, собственно, не существует, существуют лишь биографии (Ралф Эмерсон).
7. В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить её новой (Гаррисон Солсбери).
8. Но вместо того, чтобы строго судить своё прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим (Н.В.Гоголь).
9. Когда расстаются с прошлым, смеясь, оно приходит трагедией в будущем (В.В.Колечицкий)
10. Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий (В.О.Ключевский).
11. Если историю у нас и переписывают, то лишь для того, чтобы добавить ей глянца (А.В.Лаврухин).
12. Наша история идёт по нашему календарю: в каждый век отстаём от мира на сутки (В.О.Ключевский).
13. Суд потомства плох уже тем, что рассматривает дело в отсутствии потерпевшего (Эмиль Кроткий).
14. Будущее археологии лежит в руинах (Эрих Фон Деникин).
15. Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории (Олдос Хаксли)