СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Гражданство в РФ. Федеративное устройство».

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема представлена в форме самостоятельной работы. В данной работе представлены разноуровневые задания: тест, работа с таблицей, схемой, с документом, диаграммой, что позволяет выявить степень подготовленности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Гражданство в РФ. Федеративное устройство».»

Самостоятельная работа

по теме: «Гражданство в РФ. Федеративное устройство».

I Вариант


Задание 1. Работа с текстом.

«В Российской Федерации допускается двойное гражданство. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Живя за границей, россиянин не теряет своего российского гражданства. Он пользуется защитой Российского государства. Гражданин РФ может иметь двойное гражданство, например, России и Канады, России и Израиля и т.д. Двойное гражданство не избавляет от необходимости выполнять все обозначенные в законах обязанности гражданина России. Если родители на момент рождения ребенка состояли в российском гражданстве, то российским гражданином становится и ребенок. До 14 лет дети «наследуют» гражданство родителей (например, при изменении родителями гражданства). После 14 лет требуется согласие детей на изменение их гражданства. Обычным условием приема в гражданство России является постоянное проживание на ее территории. Иностранец может получить российское гражданство через 5 лет (3 года непрерывного) проживания на территории нашей страны. Есть и ограничения: не может получить российское гражданство экстремист, уголовный преступник, не отбывший срок заключения, и др. Однако в 2014 г. был введён упрощённый порядок получения гражданства для русскоязычных соотечественников».

Вопросы:

1) Какое гражданство получает ребенок при рождении, до 14 лет, после 14 лет?

2) Укажите два условия приема иностранцев в российское гражданство и два ограничения приёма.

3) Объясните, почему в 2014 году был введен упрощенный порядок приема в российское гражданство и для кого он предназначен.


Задание 2. Работа с диаграммой.

Учёные в 2015 году проводили опрос граждан страны Z. Им задавали вопрос: «По какому основанию вы получили гражданство в государстве?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Вопросы:

1) Проанализируйте данные и сделайте вывод.

2) Используя исторические и обществоведческие знания, объясните результаты своего исследования.


Задание 3. Тест.

1. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие Российскую Федерацию как федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Каждый субъект Российской Федерации имеет свой устав и законодательство.

2)  Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

3)  Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

4)  Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения

5)  Федеративное устройство Российской Федерации основано на создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

Б) федеральные фонды регионального развития

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами

Г) судоустройство, прокуратура

Д)  федеральная государственная собственность и управление ею

1)  только федеральный центр

2)  совместно федеральный центр и субъекты РФ



А

Б

В

Г

Д






3. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) государственные награды и почётные звания Российской Федерации

Б) координация вопросов здравоохранения

В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Г) федеральный бюджет

Д) кадры судебных и правоохранительных органов

1)  только федеральный центр

2)  федеральный центр и субъекты РФ



А

Б

В

Г

Д






4. Новая конституция государства Z установила федеративное государственное устройство. Какие из перечисленных изменений свидетельствуют о том, что государство Z стало федеративным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  департаменты в составе государства Z получили право принимать законы, действующие на их территории

2)  государство Z стало монархией

3)  была создана палата парламента, представляющая интересы департаментов, входящих в состав государства

4)  в государстве Z установлено верховенство права

5)  в государстве Z прогрессивная система налогообложения

6)  в законодательстве государства Z разграничены предметы ведения центра и департаментов.

Задание 4. Заполните таблицу.

Охарактеризуйте основания прекращения гражданства.

Основания

Характеристика

1.


2.


3.


4.


5.


Задание 5. Подумай!

1. Возможно ли быть полноценным гражданином двух государств одновременно? Обоснуйте своё мнение.

2. «Нельзя толпу назвать «народом», ведь там могут оказаться и «граждане» (Цицерон, римский политический деятель). Как вы понимаете эту мысль? Согласны ли вы с ней? Почему?

Самостоятельная работа

по теме: «Гражданство в РФ. Федеративное устройство».

II Вариант


Задание 1. Заполните таблицы.

Охарактеризуйте основания приобретения гражданства.

Основания

Характеристика

1.


2.


3.


4.


5.



Задание 2. Тест.

1. Верны ли следующие высказывания о гражданстве?

А) Законодательство о гражданстве основывается только на международном праве.

Б) Ребенок приобретает российское гражданство родителей независимо от места рождения.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны.

2) К признакам федерации относят:

А) территория разделена на субъекты федерации; Б) единая судебная система;

В) двухпалатный парламент; Г) единое законодательство;

Д) единые вооруженные силы; Е) единое гражданство.

3. Верны ли следующие высказывания о конфедерации?

А) Признаком конфедерации является право вето в решении межгосударственных вопросов.

Б) Примером конфедерации могут служить только США.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны.

4. Вставьте слова в текст.

«В 1992 году (А) Российской Федерации был подписан Федеративный (Б), который разграничивал (В) ведения и (Г) между федеральными (Д) и органами (Е) субъектов РФ».

Слова для заполнения пропусков.

1) Договор; 2) Субъекты; 3) Федерация; 4) Предметы; 5) Форма;

6) Органы; 7) Устройство; 8) Власть; 9) Полномочия.

А

Б

В

Г

Д

Е








Задание 3. Заполните схему.

Систематизируйте в схематичном виде элементы понятия.

Гражданство







Задание 4. Работа с текстом.

«В Конституции гарантируются права коренных малочисленных народов, таких, как ханты, манси, эвенки, чукчи, саами и др. Их численность колеблется от нескольких сотен до 40 тыс. человек. Ввиду малочисленности, неблагоприятных социальных, экологических и других условий некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Международно-правовым ориентиром в осуществлении государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России является Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 26 июня 1989 г. Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается выработать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты…».

(В. Кряжков, правовед).

Вопросы:

1) Почему особо выделяются права коренных малочисленных народов?

2) Какие два права декларируются в Конвенции?

3) Какие меры предлагается выработать правительствам?


Задание 5. Подумай!

1. Вспомните из курса «Обществознание», что такое гражданин. «Отечества достойный сын» (Н. А. Некрасов). Сравните, как менялось наполнение этого понятия в разные исторические периоды

2. «Принцип крови» или «принцип почвы» – что справедливее?






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!