СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Горные породы.Минералы.Полезные ископаемые

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский с  элементами практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Горные породы.Минералы.Полезные ископаемые»

Урок в 5 классе на тему: «Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые».

Раздел программы: «Земная кора». 

Тип: изучение нового материала

Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы

Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.

Задачи:

Образовательные: ознакомление с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную кору, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых.

Развивающие: развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с коллекцией горных пород, учебником.

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых,


Ход урока

I.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Эпиграф к уроку: «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится…  самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»                                                                                               

                                                                                                          (Карел Чапек)


Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации. Мотивация от на столах имеются глобусы,где дети показывают .

- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)

- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)

- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)

вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?(Горные породы, минералы и полезные ископаемые)
– Сформулируйте цель.( узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению

Задачи: что мы должны для этого сделать

Прочитать в учебнике,отличие горных пород,где использует человек.

Записываем тему и число в тетрадь.


III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?

 В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.

 Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.

Я вам предлагаю изучить происхождение горных пород .Выполняя задания Откройте учебник стр. 65


Горные породы

Магматические

(Как образовались)

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Изверженные

Обломочные

Химические

Органические



















Ребята, давайте проверим у кого что получилось.

Критерии: на слайде


 Все справились со своими заданиями.  я хотела бы сказать, что большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К  сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды -неисчерпаемые природные ресурсы.

Следующее задание (работа в парах).откройте учебник стр. 66 раздел «что такое полезные ископаемые»(5-7 мин)


игра опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.

Дети на листочках пишут свой вопрос потом обмениваются между собой написав ответ.

Критерии


Проверяем работу.

Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой.

-А теперь установите соответствие между горной породой и его происхождением. Вы - горные породы, а по углам – их происхождение. Распределились! Поднимите таблички! Проверяю! А теперь, внимание!

- Как вы считаете, какие горные породы – магматические, осадочные, или метаморфические – образовались на Земле первыми? Если затрудняетесь, используйте. Подумайте, поделитесь мыслями друг с другом.

(Магматические. Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. При изменении условий видоизменяются горные породы).

Обобщение.

Беговая дорожка. Вернуться к задачам

Ребята давайте еще раз повторим

- Дайте классификацию горных пород.

- Охарактеризуйте осадочные породы, магматические и метаморфические.

- Какие профессии вы знаете, связанные с темой нашего урока? ( Геолог, шахтёр, оператор по добыче нефти, металлург, ювелир и др.)

Лист самооценки

№ Задания

Критерии самооценки


Баллы


1 задание Талица «Горные породы»

Критерии :

3Балла- все правильно

2-балла 1 ошибка

1балл- 2 ошибки














2 задание» Опроси- обменяйся карточками»

Критерии

3балла – правильно ответил на вопрос

2балла – была допущена ошибка

1балл- затруднялся ответить











3 задание «Соответствие горная порода и происхождение»

Критерии оценки:

3Балла- правильно нашел свою группу происхождение

2-балла не правильно нашел свою группу по происхождению

1 балл- не смог понять задание











4 задание «Дело»

Критерии оценки:

3балла- я достиг цели учения

2балла- в чем то я затруднялся,

1балл- мне нужно больше времени на изучение темы


ИТОГ 12-10 баллов «5»

9-8 баллов «4»

7-6 баллов «3»

5 и более «2»




Домашнее задание.

• параграф 19 повторить, составить рассказ об использовании горных пород.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!