СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:   «География сельского  хозяйства и рыболовства мира»  10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель  урока:  сформировать представление о структуре и географии сельского хозяйства и рыболовства мира, формирование и закрепление системы  знаний, умений.                                                                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Тема:   «География сельского  хозяйства и рыболовства мира»  10 класс»

Тема: «География сельского хозяйства и рыболовства мира» 10 класс

Цель: 1. Образовательная – сформировать представление о структуре и географии сельского хозяйства и рыболовства мира, формирование и закрепление системы знаний, умений. 2. Развивающая – развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся. 3. Воспитательная – формирование коммуникативных умений; повышения мотивации к изучению предмета. Тип урока: изучение нового материала. Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, атласы.

Ход урока Сельское хозяйство – вторая по значимости после промышленности отрасль материального производства. О масштабах современного мирового сельского хозяйства говорят следующие данные: - около 50 % экономически активного населения мира занято в сельском хозяйстве, это 1,3 млрд. человек; -в мировом валовом продукте доля сельского хозяйства составляет около 10 %; В настоящее время идут исследования по совершенствованию форм ведения сельского хозяйства, с помощью методов селекции и генной инженерии выводятся новые виды растений и животных, более устойчивые к вредителям, жизнестойкие, обладающие более высокими продуктивными качествами. Сельское хозяйство подразделяется на две большие группы: товарное и традиционное потребительское. 1.Товарное сельское хозяйство: интенсивное земледелие и интенсивное животноводство Характеристика товарного с/х: А) хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение Б) производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют собой «государство в государстве». В) типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные культур 2.Традиционное потребительское сельское хозяйство: плужное и мотыжное земледелие; пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; собирательство, охота, рыболовство. В развивающихся странах преобладает: традиционное потребительское (малотоварное) с/х. Характеристика малотоварного с/х: А) сотни миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории. Б) в этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки и поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на 20-30 лет участок забрасывается) – это связано с охотой и собирательством. В) юг отстает очень сильно (мотыжная обработка). Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.

Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли: животноводство: звероводство, кролиководство, аквакультура, рыбоводство, верблюдоводство, козоводство, коневодство, муловодство, овцеводство, оленеводство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (выращивание крупного рогатого скота,) шмелеводство, кормопроизводство.

Растениеводство включает в себя - полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство, бахчеводство, садоводство, декоративное садоводство, хмелеводство, грибоводство, луговодство — получение пригодных пастбищ и кормов для животноводства.

Растениеводство остается главной отраслью сельского хозяйства мира, так как играет важную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьём.

Первое место по значению принадлежит зерновым культурам, примерно 55% зерновых употребляют в пищу и 45% используют как фуражное зерно (корма для животных). К числу зерновых относятся пшеница, рис, кукуруза, ячмень, рожь, овес, сорго, просо. Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница, рис, кукуруза.

Технические культуры выращивают с целью получения сырья для различных отраслей промышленности. К техническим культурам относятся волокнистые культуры (хлопчатник, лён, сизаль, джут), гевея (источник натурального каучука), табак. Наибольшее значение имеет хлопчатник. Первое место по посевам и сбору хлопка занимают страны Азии, второе страны Америки, третье страны Африки (смотри карту). 70% мирового производства льна приходится на Россию и Белоруссию, джута – на Бангладеш. Ассортимент сахароносных культур представлен только двумя культурами - тростниковый сахар и сахар из сахарной свеклы. К числу главных экспортеров сахара относятся Бразилия, Таиланд, Австралия, Куба, Франция, Украина.

Современное животноводство очень разнообразно: оно включает разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, буйволов, лошадей, ослов, мулов, а также птицеводство, пчеловодство, шелководство. Главную роль играют три отрасли: -разведение крупного рогатого скота; свиноводство; овцеводство.

Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

 Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями.

Понятие «зелёная революция» получила распространение в 60 годы ХХ века. Оно означало преобразование сельского хозяйства на основе достижения науки и техники. Первыми этот путь прошли развитые страны в 50 годах. А затем этот процесс охватил развивающиеся страны. «ЗЕЛЁНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ КОМПОНЕНТА: 1.Выведение новых скороспелых сортов сельскохозяйственных культур и продуктивных пород животных. 2.Расширение ирригации (орошение) 3.Индустриализация сельского хозяйства, широкое применение современной техники и удобрений.

Закрепление материала: Дайте ответы на вопросы: -Что такое «зеленая революция»? -Почему « зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но почти ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? -В чем заключается значение «зеленой революции»? -Почему именно на зерновых культурах используются достижения «зеленой революции»? -В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты?

Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества.

 Его значение – удовлетворение потребности человечества в животном белке. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн. т в год.

В географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века произошли большие изменения:

1.После второй мировой войны традиционно главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США). Улов рыбы и добыча морепродуктов в Атлантическом океане составили в наши дни 27%.

2.Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную и восточную часть Тихого океана. В наши дни улов рыбы и добыча морепродуктов со­ставляют 64%.

3.Улов рыбы и добыча морепродуктов в Индийском океане составля­ют 9%.

4.115 видов рыб вылавливают в Баренцевом море, остальные моря бедны.



Именно в этих акваториях расположено большинство стран, форми­рующих «первую десятку»  рыболовецких держав в конце 1990-х гг.

Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 30 млн. т при­ходится на искусственное рыборазведение - аквакультуру. 85% ее да­ют Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия. Аквакультура зародилась в Китае 4 тыс. лет назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. 

Закрепление материала: Дайте ответы на вопросы: - Какое значение имеет рыболовство для человечества на Земле; - Какие изменения произошли в географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века? - Какие страны являются рыболовецкими державами? - Что такое аквакультура, марикультура?



Цель: подведение итогов. В настоящее время идут исследования по совершенствованию форм ведения сельского хозяйства, с помощью методов селекции и генной инженерии выводятся новые виды растений и животных, более устойчивые к вредителям, жизнестойкие, обладающие более высокими продуктивными качествами.

Задания: 1. Прочитайте цели, сопоставьте их с общей целью.

2. Достигли ли вы поставленных целей.

3. Оцените свою работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!