СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Географические координаты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – путешествие, которое происходит в игровой форме, учащиеся закрепляют приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности, отрабатывают навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Географические координаты.»

6 класс

Тема: Географические координаты.

Цели урока:

1. Образовательные – изучить понятие о параллелях и меридианах на глобусе, их характеристиках: форме и длине; научиться показывать на глобусе линии параллелей и меридианов; сформировать представление о широте и долготе точки, географических координатах; научить определять географические координаты.

2. Развивающие – продолжить развитие памяти, внимания, кругозора.

3. Воспитательные – воспитывать трудолюбие и старательности в изучении предмета.

Оборудование: настенная карта полушарий, атласы по географии для 6 класса

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Посмотрите внимательно на карту. Что вы там видите?

Правильно, хорошо видны океаны и материки. А что еще изображено в виде тонкой паутинки? (линии)

Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Сегодня мы познакомимся поближе с этими удивительными линиями и научимся определять географические координаты точек.

Мы с вами уже знаем, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. Как она называется? (экватор). На какие две части экватор делит земной шар? (северное и южное полушария).

Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые расстояния проведены линии. Как они проходят? (параллельно экватору).

Параллели – это условные линии на глобусе, проведенные параллельно экватору.

Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей? (по окружности). В каких единицах указаны обозначения? (в градусах). Экватор имеет обозначение 00.

Какую форму имеют все параллели? (форма окружности). Экватор – самая длинная параллель. Какова протяженность экватора? (40 000 км). Сколько градусов содержит в себе окружность? (3600). Значит длина 10 экватора составляет 111,3 км.

Все ли параллели имеют одинаковую длину?

Чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели.

Длина в километрах 10 каждой параллели обозначается с краю карты в овале.

. От Северного до Южного полюса тоже проведены линии.

Меридианы – это условные линии на глобусе, проведенные от одного полюса к другому.

Какую форму имеют меридианы? (полуокружность). Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов? (на экваторе)

Все ли меридианы имеют одинаковую длину? Сколько же это будет километров? (20 000 км). Длина 10 каждого меридиана составляет 111,3 км.

Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет? Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00). Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800.

Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор, нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией.

Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на клеточки. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

? Посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные (параллели)?

Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки.

1. Определите широту Пекина (400 с.ш.)

Москвы (550с.ш.)

Парижа (480 с.ш.)

Сиднея (320 ю.ш.)

2. Расположить точки по мере удаленности от северного полюса.

а) 30о ю.ш. б) 10о с.ш. в) 40о ю.ш. д) 5о ю.ш.



3. Определите широту Кейптауна и Сиднея (320 ю.ш.)

Достаточно ли знать для какой-либо точки на карте только ее широту?(нет)

Географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки. Слайд 5 презентации

Нулевым называется меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию близ Лондона. Поэтому его еще называют Гринвичским.

Задания.

1. Какие материки и океаны пересекает меридиан 80о в.д.?

2. Какие материки и страны расположены и в западном и в восточном полушарии?

3. Какой материк пересекают все меридианы?

4. Определите долготу Москвы (350 в.д.)

Сиднея (1500 в.д.)

Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности. Слайд 6,7 презентации

III. Закрепление.

1. Определить координаты Норильска – 690 с.ш, 880 в.д.

2. Определить координаты С.-Петербурга – 590 с.ш., 310 в.д.

3. Определить координаты Владивостока – 430 с.ш., 1320 в.д.

Дополнительное задание

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».

- Укажите место, в котором оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 25о в.д. и 17о ю.ш, (вдп. Виктория на р. Замбези в Африке)

2. Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту? (полюса 900 широты)

3. Где находится точка с координатами 0о широты, 0о долготы? (на пересечении экватора и нулевого меридиана)

4. Если вы плывете на восток от точки с координатами 47о с.ш., 20о з.д., берега какого материка вы достигнете? (Евразии)

IV. Домашнее задание.

§ 5

В рабочей тетради выполнить задания

Задания:

1) Определите долготу: Санкт - Петербург – (30о в.д.)

Москва – (38о в.д.)

Берлин – (14о в.д.)

Якутск – (129о в.д.)











2) а) Установите по глобусу, через какие материки и океаны проходит начальный меридиан (восточное полушарие)

б) А есть ли такие материки, которые имеют только в.д.?

в) А есть ли такие материки, которые имеют только з.д.?

3) Определите, есть ли такой океан, через который проходит все меридианы? (Северный Ледовитый)

4) Определите долготу: вулкан Килиманджаро – (38о в.д.)

гора Мак – Кинли – (151о з.д.)

водопад Виктория – 26о в.д.

5) Определите, есть ли такой материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)

Географические координаты

- Объяснение учителя

Задания:

1) Пользуясь алгоритмом работы, определите географические координаты:

Москва – 56о с.ш.; 38о в.д.

Санкт – Петербург – 60о с.ш.; 30о в.д.

Рио–де–Жанейро – 23о ю.ш.; 42о з.д.

Сан – Франциско – 38о с.ш.; 12о з.д.

2) Определите по координатам географические объекты:

а) В 1896 г. Английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие в точке 18о ю.ш.; 26о в.д. (водопад Виктория)

б) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нук, Вайгу, но чаще его называют под другим названием. Каким? Координаты острова – 27о ю.ш.; 109о з.д.(остров Пасхи)

в) Этот город очень красивый с множеством старинных замков, парков, фонтанов. Через город протекает река Сена – его координаты – 49о с.ш.; 2о в.д. (Париж)

3) На контурной карте отметить город Старый Оскол, его координаты – 51о с.ш.;38о в.д.

4) Потерпевший кораблекрушение капитан Гранд сумел добраться до острова Табор – 37о ю.ш.; 139о з.д. Обозначьте остров на карте. Укажите направление на запад и на юг.



I. Закрепление

1) Что нового вы узнали на уроке?

2) Что такое географическая долгота?

3) Что такое географические координаты?

Задание: на контурной карте обозначить найденные объекты:

1. 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 690 ю.ш. и 910 з.д. Как он называется и в каком океане находится? Остров Петра I



2. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 420…ю и 1730…д. У остр…Нов…Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение? (Новая Зеландия)



3. На большом острове, центральная часть которого расположения на 190ю.ш. и

470 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров. (Мадагаскар) Каковы его наибольшая длина и ширина в километрах? На Конт\карте полушарии надписать его название.



4.На 800с.ш. и 1400в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия. Обозначьте на Конт\карте направление этого хребта и написать его название.(Хребет Ломоносова)



5. На корабле , идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 800 в.д. и 400 с.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на Конт\карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.



6. В феврале 1937г льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937г экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 710с.ш. и 200 з.д. Обозначить это место на Конт\карте кружочком.



7. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точке. На конт\карте обозначить звездочкой. (южный полюс, 900 ю.ш. и 00 долготы)



8. В районе, который расположен на 330с.ш. и 130 в.д. однажды была отмечена температура воздуха +580С. Обозначить это место на Конт\карте квадратиком.



9. Самолет летевший из Англии в Америку, упал в море на 300 с.ш. и 700з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500 з.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.


10. База рыболовной флотилии расположилась на 500 с.ш. и 1500 в.д. по распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы:


- судно №1 на север, на расстояние 500 км.


- судно №2 на запад, на 800 км.


- судно №3 на юг, на 1200 км.


- судно №4на восток, на 1000 км.


Обозначить на конт\карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.\


Урок географии в 6 классе

Тема: Географические координаты.

Аннотация:

Урок – путешествие, которое происходит в игровой форме, учащиеся закрепляют приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности, отрабатывают навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам. ИКТ в форме презентации урока На уроке используется работа по глобусу, карте полушарий, атласам, контурным картам, закрепление темы в игровой форме. На уроке дети выполняют тестовые задания для проверки домашнего задания, отвечают на вопросы и задания для определения уровня усвоения знаний по определению географических координат. Результатом урока является формирование навыков определения географических координат, проведение и выполнение практической работы по определению географических координат,


Конспект урока:

Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.

Обучающие.

  1. Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.

  2. Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.

  3. Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.

  2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.

  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

  4. Способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Воспитательные.

  1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.

  2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала..

  3. Формирование географической культуры.


Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.


Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, атласы, контурные карты, диск по географии для 6 класса, мультимедийная презентация по теме.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. 1 мин.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, контурных карт), создает у детей хорошее настроение и настрой на работу.

  1. Определение темы урока. 4 мин.

Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:

    • Вспомните, пожалуйста, ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

    • Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять широту и долготу объекта одновременно? Разве недостаточно найти только одну координату? Почему?

    • В жизни необходимы знания и умения находить широту и долготу?

    • Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Географические координаты».

Вы молодцы, правильно определили тему урока. Откройте, пожалуйста тетради и запишите число и тему урока. После записи темы урока обращаемся к учебнику. Найдите в учебнике определение географических координат. Мы нашли с вами подтверждение нашим предположениям. Тогда какая задача стоит перед нами на этот урок? Научится находить координаты объектов. Ноя хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться , но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару.

  1. Повторение пройденного материала в виде теста.

Если уж мы отправляемся в путешествие, то нам с собой необходимо взять, наверное, какой-то багаж? А что мы с собой возьмем? Правильно – знания.

А) На первые вопросы дети отвечают устно по желанию. Молодцы! 3 мин. (слайд 2)














Б) Задание следующее: для проверки ваших знаний и умений у нас подготовлен тест из 10 вопросов. 9 вопросов теста имеют один правильный ответ, только один вопрос требует нахождения соответствия и ответ на него будет выглядеть примерно так: а 2. Прошу вас внимательно читать вопрос. Ответы записываем на специальный листочек-бланк, который необходимо подписать. По мере выполнения задания листочки сдаем. Тест находится на моем рабочем столе в папке «География 6 класс» под названием Тест. Задание выполнено в программе PowerPoint. 10 мин. (слайды 3-6)

Бланк ответов на тест

  1. Фамилия, имя учащегося:

    № вопроса











    Вариант ответа











    Актуализация знаний. А сейчас я предлагаю вспомнить алгоритм нахождения географической широты и долготы. Есть желающие напомнить нам порядок действий? 5 мин.

Приглашаются учащиеся по желанию.


5.Физкультминутка. 1 мин.


6. Отработка умений находить географические координаты.

После активного отдыха продолжаем путешествие. На слайдах буду показывать вам координаты, а вы будете находить их в атласе и называть мне географические объекты. Затем каждый из этих объектов с координатами нужно будет записать в тетрадь.

А) Лондон

Б) Гибралтарский пролив

В) Вулкан Везувий

Г) Вулкан Килиманджаро

Д) Водопад Виктория

Е) Северный и южный полюс

Ж) Водопад Анхель

З) остров Пасхи


7. Практическая работа.

На контурной карте нужно проложить маршрут движения одного пирата, который нашел клад и долго не знал, где его спрятать. Он путешествовал с ним по островам и в конце концов нашел такой остров. Вам нужно взять атласы, карандаши, тетрадь т..е. то, что вы считаете вам будет нужно, сесть к своему компьютеру и так же, по локальной сети с моего компьютера взять задание про пирата. В задании вы найдете координаты островов, на которых пират побывал. Вам их нужно найти в атласе по координатам и на контурной карте их подписать и нарисовать маршрут движения пирата. 8 мин.


8. Подведение итогов урока.

Ученики показывают контурные карты и называют остров на котором спрятан клад.

Учитель задает детям итоговые вопросы.

    • Для чего необходимо уметь определять географические координаты?

    • Людям каких профессий необходимо это знать?

9.Рефлексия.

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«А у меня сегодня получилось…

« Я и не подозревал…

10.Домашнее задание.

Параграф 13, пункт 3. Письменно в тетради вопрос 4 стр. 34.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!