СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Э.Успенский. "Чебурашка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся с выставкой книг Э. Успенского и героем его произведения Чебурашкой.делятся своими мыслями об этой удивительной игрушке и определяют главную мысль сказки.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Э.Успенский. "Чебурашка"»

МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна

Литературное чтение. 2 класс.

Тема «Э.Н.Успенский «Чебурашка"

«Школа России»

На уроке ученики знакомятся с произведением, отвечают на поставленные вопросы, работают в группах при чтении в лицах.




Цели урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.

  2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок

  3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Познавательные УУД:

  1. Находить необходимую информацию в учебнике и словаре

  2. Представлять информацию в форме результата выполнения заданий;

Регулятивные УУД:

  1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

  2. Работать по предложенному плану.

  3. Решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

  1. Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий;

  2. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря;

  3. Работать в группе в разных ролях; распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения;

Оборудование:

Портрет Э. Н. Успенского, выставка книг, запись песен ” Голубой вагон ”, ”Песенка Чебурашки”, Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс. Картинка бегемота, игрушка «Чебурашка».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Улыбнёмся друг другу, пожелаем мысленно себе удачи, Сели, спинка прямо. Начнём урок.

II. Речевая разминка.

Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

III. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) 
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

– Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник – 
Медвежонок…(Винни-Пух).

2. Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

IV. Подготовительная работа.

1. Объявление темы урока.

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь – 
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ)

– Правильно – это Чебурашка. (картинка или игрушка)
– Ребята, кто видел мультфильм про Чебурашку? Кто написал это произведение? (Э.Успенский. портрет) 
–Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы детей)

(Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)

Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)

  1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

  2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. Чебурашка. Какое слово оно напоминает, с каким словом перекликается?

Найдите в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля значение слова – “чебурахнуться”. (Работа со словарём)

3.Знакомство с биографией писателя. (подготовленный ученик)

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

3. Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

-“Крокодил Гена и его друзья”.

- “Дядя Федор, пес и кот”.

- “Тетя дяди Федора”.

- “Любимая девочка дяди Федора”.

- “Разноцветная семейка” и др.

4. На доске: “Испокон века – книга растит человека”.

– Как вы понимаете смысл высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить)
– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

5. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком - тропическом
Гип-по-по-там - гиппопотам
От-пра-вил-ся - отправился
А-пель-си-на-ми - апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся - передвигаться
Соб-ствен-но-го - собственного

б) Читайте целыми словами

Груз - погрузили
Фрукт - фруктовый
Брак - бракованную
Зверь - зверёк
Город - городской

– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.

V. Чтение текста учителем

– Слушайте, как я буду читать, следите и продолжите чтение .

VI. Физкульминутка.

– А теперь мы отдохнем немного. (Звучит мелодия песни «Голубой вагон)

Чебурашка потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно он друзей нашёл.

Нужно дружбой дорожить,

Верность, уваженье проявить.

VII. Словарная работа.

– В тексте встретились непонятные слова, давайте попробуем их объяснить.

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом. (Картинка)

VIII . Первичное восприятие текста.

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.

IX. Словесный рисунок.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?

X. Работа в парах.

-Сейчас вы будете артистами, каждый будет готовить свою роль. (4 часть в лицах,) распределите роли, найдите свои слова и прочитать их правильно. Не забывайте правила работы в группах.

- Послушаем, что получилось. (1 группа)

(Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.)

XI. Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дополните пословицы: (работа в парах)

Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Доброе братство – лучше … .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

Все: Ребята, давайте жить дружно!

– Только у добрых людей бывает много друзей.

XII. Рефлексия.

Оценивают свои достижения

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

– Достигли ли вы своей цели в течение урока?

XIII. Итог урока.

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

IХ. Домашнее задание (дифференцированное)

Читать отрывок “Чебурашка” ст.137-142. 
Нарисовать иллюстрацию к отрывку “Чебурашка”.

-Спасибо за урок. Вы сегодня старались работать хорошо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!