Составитель урока: учитель начальных классов Фомина И.А.
МКОУ СОШ 5 с.Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского края
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 2
Тема: «Для чего служит мягкий знак?»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,
- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,
- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Демонстрационный материал: лента букв, картинки со словарными словами, презентация.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Проверьте готовность к уроку.
Слайд 2
Организация учебного процесса на этапе:
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!
- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (Да.)
- Над какой большой темой мы работаем? (Звуки и буквы).
- По какому плану проходит наш урок? (Мы вспоминаем то, что уже знаем, изучаем новое и закрепляем).
II. Актуализация знаний
СЛАЙД 3
- В чем разница между буквами и звуками? (Буквы мы пишем, а звуки слышим)
- На какие две большие группы делятся буквы? (Гласные и согласные)
- Что мы знаем о гласных буквах, какими они бывают в слове? (ударные и безударные)
- Назовите гласные буквы, которые делают согласные, после которых стоят мягкими. (и, е, ё, ю, я)
- Назовите гласные буквы, которые делают согласные, после которых стоят твердыми. (а, о, у, э, ы)
- Какие звуки может означать одна и та же согласная буква ( твердые и мягкие)
- Что ещё мы можем определить у согласных, какими они могут быть? ( глухими, звонкими)
- Ребята, к какому празднику мы готовимся? (К Новому году)
- Что является одним символов праздника (Елка)
- Ребята, елка у нас есть, чего ей не хватает? (Игрушек)
- Нужно её нарядить. За каждое выполненное задание, вы будете получать игрушку. Если мы хорошо поработаем, то к концу урока наша ёлочка будет нарядной!
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Послушайте сказку.
Чтение сказки:
Слайд 4
Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки», — проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете», — упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» — поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», — сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?» — допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных» — ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» — воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:
Слайд 4 (анимация)
Слайд 5
шест?, пал?то, тен?
- Какая это была буква? (Мягкий знак).
- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).
Чистописание
Слайд 6 - 10
Потренируемся в его написании
ьь нь ль ть дь ьт
Словарная работа. Слайды 10 - 14
Запишите словами то, что изображено на картинке.
Тетрадь, медведь, учитель, пальто, мебель.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, поставьте оценку карандашом.
- Как мы будем определять, какую оценку поставить? (оговариваем критерии)
III. Формирование новых знаний и умений
- Уточним тему нашего урока и определим цель Слайд 15, 16
Слайд-17 (анимация)
шест - шесть
- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (анимация) (Шесть — это цифра и число).
- Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).
- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).
- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).
- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).
- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).
- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).
- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике. СЛАЙД 18
- Какую важную роль выполняет мягкий знак? (Может менять лексическое значение слова).
VI Открытие нового знания.
- Выполним упражнение 203 на странице 124.
- Прочитаем пары слов и убедимся, что мягкий знак меняет лексическое значение слова.
- Спишите пары слов, подчеркните мягкий согласный в конце слова.
Работа в тетрадях и у доски.
V. Физкультминутка
- Отгадайте загадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки)
1. Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусна еда. (Соль)
2. Спит или купается, все не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
3. Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки)
4. У двух матерей
По пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы)
Работа устно фронтально.
VII. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой .
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).
Упражнение 204.
Слайд
Послушайте задание в стихах
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему).
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Где нам могут пригодиться новые знания?
(При выполнении письменных работ).
- Где мы можем потренироваться?
(При выполнении домашней работы).
Слайд
Домашнее задание.
стр. 124 правило; упр. 205;
Коротко записать:
стр. 124 прав.; упр. 205
Использованная литература:
Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
Бакулина Т.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
7