СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Для чего служит мягкий знак?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема: «Для чего служит мягкий знак?»

 Тип урока: Урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Для чего служит мягкий знак?»»


Составитель урока: учитель начальных классов Фомина И.А.

МКОУ СОШ 5 с.Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского края

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема: «Для чего служит мягкий знак?»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,

- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: лента букв, картинки со словарными словами, презентация.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

- Проверьте готовность к уроку.

Слайд 2

Организация учебного процесса на этапе:

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё столько всего,

Что достойно, поверь, удивления!

- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (Да.)

- Над какой большой темой мы работаем? (Звуки и буквы).

- По какому плану проходит наш урок? (Мы вспоминаем то, что уже знаем, изучаем новое и закрепляем).


II. Актуализация знаний

СЛАЙД 3

- В чем разница между буквами и звуками? (Буквы мы пишем, а звуки слышим)

- На какие две большие группы делятся буквы? (Гласные и согласные)

- Что мы знаем о гласных буквах, какими они бывают в слове? (ударные и безударные)

- Назовите гласные буквы, которые делают согласные, после которых стоят мягкими. (и, е, ё, ю, я)

- Назовите гласные буквы, которые делают согласные, после которых стоят твердыми. (а, о, у, э, ы)

- Какие звуки может означать одна и та же согласная буква ( твердые и мягкие)

- Что ещё мы можем определить у согласных, какими они могут быть? ( глухими, звонкими)

- Ребята, к какому празднику мы готовимся? (К Новому году)

- Что является одним символов праздника (Елка)

- Ребята, елка у нас есть, чего ей не хватает? (Игрушек)

- Нужно её нарядить. За каждое выполненное задание, вы будете получать игрушку. Если мы хорошо поработаем, то к концу урока наша ёлочка будет нарядной!

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.


- Послушайте сказку.

Чтение сказки:

Слайд 4

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?»поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю»,сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?»допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных»ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!»воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:



Слайд 4 (анимация)

Слайд 5

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).

Чистописание

Слайд 6 - 10

Потренируемся в его написании

ьь нь ль ть дь ьт


Словарная работа. Слайды 10 - 14

Запишите словами то, что изображено на картинке.

Тетрадь, медведь, учитель, пальто, мебель.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, поставьте оценку карандашом.

- Как мы будем определять, какую оценку поставить? (оговариваем критерии)

III. Формирование новых знаний и умений

- Уточним тему нашего урока и определим цель Слайд 15, 16

Слайд-17 (анимация)

шест - шесть

  1. - Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).

- Что обозначает слово шесть? (анимация) (Шесть — это цифра и число).

  1. - Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).









- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике. СЛАЙД 18

- Какую важную роль выполняет мягкий знак? (Может менять лексическое значение слова).

VI Открытие нового знания.

- Выполним упражнение 203 на странице 124.

- Прочитаем пары слов и убедимся, что мягкий знак меняет лексическое значение слова.

- Спишите пары слов, подчеркните мягкий согласный в конце слова.

Работа в тетрадях и у доски.



V. Физкультминутка

- Отгадайте загадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки)

1. Одну меня не съешь никогда,

А без меня – невкусна еда. (Соль)


2. Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)


3. Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня? (Коньки)


4. У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы)

Работа устно фронтально.

VII. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой .

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).

Упражнение 204.

Слайд

Послушайте задание в стихах

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.


Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему).


IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Где нам могут пригодиться новые знания?

(При выполнении письменных работ).

- Где мы можем потренироваться?

(При выполнении домашней работы).

Слайд

Домашнее задание.

  1. стр. 124 правило; упр. 205;

Коротко записать:

стр. 124 прав.; упр. 205





Использованная литература:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995

  2. Бакулина Т.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!