СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Алгебра логики" при подготовке к ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема "Алгебра логики" при подготовке к ОГЭ по информатике»

 Тема  «Алгебра логики» в ОГЭ по информатике Учитель информатики Грунюшкина Ж. В. МОУ СШ№32 «Эврика – развитие» г. Волжского Волгоградской области

Тема «Алгебра логики» в ОГЭ по информатике

Учитель информатики

Грунюшкина Ж. В.

МОУ СШ№32 «Эврика – развитие»

г. Волжского Волгоградской области

Знать: УМЕТЬ: определение логики как науки, что такое высказывание (истинные и ложные высказывания),  простые и сложные высказывания определение алгебры логики, что такое логическая операция  виды основных логических операций, (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание), приоритет логических операций логическое выражение, правила построения таблиц истинности сложных логических выражений, способы нахождения значений логических функций, преобразование логических выражений     объяснять важность логики как науки, определять является ли утверждение высказыванием, уметь приводить примеры высказываний, различать простые и сложные высказывания, составлять простые и сложные высказывания, определять истинность или ложность простого и сложного высказывания определять значение логического выражения, строить таблицу истинности логического выражения. Решать задачи с логическими операциями: осуществлять поиск информации в готовой базе данных по сформулированному условию осуществить поиск информации в сети Интернет в виде запросов с логическими операциями.

Знать:

УМЕТЬ:

  • определение логики как науки,
  • что такое высказывание (истинные и ложные высказывания),
  • простые и сложные высказывания
  • определение алгебры логики,
  • что такое логическая операция
  • виды основных логических операций, (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание),
  • приоритет логических операций логическое выражение,
  • правила построения таблиц истинности сложных логических выражений,
  • способы нахождения значений логических функций,
  • преобразование логических выражений

  • объяснять важность логики как науки,
  • определять является ли утверждение высказыванием,
  • уметь приводить примеры высказываний,
  • различать простые и сложные высказывания,
  • составлять простые и сложные высказывания,
  • определять истинность или ложность простого и сложного высказывания
  • определять значение логического выражения,
  • строить таблицу истинности логического выражения. Решать задачи с логическими операциями:
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных по сформулированному условию
  • осуществить поиск информации в сети Интернет в виде запросов с логическими операциями.
Решите задачу: Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете - не голубой. В белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль. Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.

Решите задачу:

Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете - не голубой. В белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль.

Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.

Решение задачи о коктейлях У Ани не белый стаканчик, а у Светы не голубой. Света не любит клубничный коктейль, значит у неё не белый стаканчик, а зелёный. Следовательно в зелёном стаканчике налит банановый коктейль, а в белом – клубничный. Ванильный коктейль не белом стаканчике и не в зелёном. Значит в голубом стаканчике не банановый и не клубничный коктейль. В голубом стаканчике налит ванильный коктейль. В белом стаканчике не банановый коктейль. Создадим две таблицы: Значит у Насти белый стаканчик, а у Ани – голубой. Стаканчик  Девочка Аня Белый Света Голубой Настя Зелёный 0 0 1 0 0 1 0 1 0 Стаканчик  Коктейль Белый банановый Голубой ванильный Зелёный клубничный 1 0 0 1 0 0 0 0 1 Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света - банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя - клубничный коктейль в белом стаканчике.

Решение задачи о коктейлях

У Ани не белый стаканчик, а у Светы не голубой.

Света не любит клубничный коктейль, значит у неё не белый стаканчик, а зелёный.

Следовательно в зелёном стаканчике налит банановый коктейль, а в белом – клубничный.

Ванильный коктейль не белом стаканчике и не в зелёном.

Значит в голубом стаканчике не банановый и не клубничный коктейль.

В голубом стаканчике налит ванильный коктейль.

В белом стаканчике не банановый коктейль.

Создадим две таблицы:

Значит у Насти белый стаканчик, а у Ани – голубой.

Стаканчик

Девочка

Аня

Белый

Света

Голубой

Настя

Зелёный

0

0

1

0

0

1

0

1

0

Стаканчик

Коктейль

Белый

банановый

Голубой

ванильный

Зелёный

клубничный

1

0

0

1

0

0

0

0

1

Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света - банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя - клубничный коктейль в белом стаканчике.

История появления и развития термина «логика» Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник формальной логики – науки о формах правильного мышления. Он ввёл термины : понятие, суждение, умозаключение.

История появления и развития термина «логика»

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник формальной логики – науки о формах правильного мышления. Он ввёл термины : понятие, суждение, умозаключение.

История появления и развития термина «логика» Английский математик Джордж Буль (1815-1864) создал новую область науки - Математическую логику (Булеву алгебру или Алгебру высказываний). Буль применил алгебраические методы для решения логических задач.  Основные понятия алгебры логики : логическая величина (высказывание), логическая операция, логическая формула. Американский инженер Клод Шеннон (1916-2001). Его исследования позволили применить алгебру логики в вычислительной технике

История появления и развития термина «логика»

Английский математик Джордж Буль (1815-1864) создал новую область науки - Математическую логику (Булеву алгебру или Алгебру высказываний). Буль применил алгебраические методы для решения логических задач.

Основные понятия алгебры логики : логическая величина (высказывание), логическая операция, логическая формула.

Американский инженер Клод Шеннон (1916-2001). Его исследования позволили применить алгебру логики в вычислительной технике

Высказывание Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное . ПРИМЕРЫ высказываний: Земля вращается вокруг Солнца . Москва – столица России. Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием : Выполните задание. Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются . Без стука не входить! Откройте учебники. Ты выучил стихотворение?

Высказывание

Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное .

ПРИМЕРЫ высказываний:

Земля вращается вокруг Солнца .

Москва – столица России.

Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием :

Выполните задание.

Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются .

Без стука не входить!

Откройте учебники.

Ты выучил стихотворение?

Определите: перед вами  высказывание или нет? Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание

Определите: перед вами

высказывание или нет?

Зимой идет дождь.

Снегири живут в Крыму.

Кто к нам пришел?

У треугольника 5 сторон.

Как пройти в библиотеку?

Переведите число в десятичную систему.

Запишите домашнее задание

  • Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание
Определите по таблице с данными примерами из биологии, географии, истории, математики, информатики и литературы, в каком столбце истинные высказывания, а в каком высказывания ложные. ЛОЖЬ ИСТИНА предмет биология Крокодилы летают. математика 25*2=60 информатика Кит -млекопитающее география Информация хранится в процессоре ПК 1+1=2 Амазонка – река в Египте клавиатура – основное устройство ввода информации в ПК история Волга – великая русская река. 22 июня 1941 – начало второй мировой войны литература Автор «Капитанской дочки» - И. С. Тургенев Пётр 1 – первый российский император А. С. Пушкин – автор поэмы «Евгений Онегин»

Определите по таблице с данными примерами из биологии, географии, истории, математики, информатики и литературы, в каком столбце истинные высказывания, а в каком высказывания ложные.

ЛОЖЬ

ИСТИНА

предмет

биология

Крокодилы летают.

математика

25*2=60

информатика

Кит -млекопитающее

география

Информация хранится в процессоре ПК

1+1=2

Амазонка – река в Египте

клавиатура – основное устройство ввода информации в ПК

история

Волга – великая русская река.

22 июня 1941 – начало второй мировой войны

литература

Автор «Капитанской дочки» - И. С. Тургенев

Пётр 1 – первый российский император

А. С. Пушкин – автор поэмы «Евгений Онегин»

АЛГЕБРА ЛОГИКИ Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний. В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими величинами (переменными) . Логические величины могут принимать всего два значения : «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ» Если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей ( А = 1 ), а если ложно - нулём ( В = 0 ). 0 и 1 называются логическими значениями .

АЛГЕБРА ЛОГИКИ

Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний.

В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими величинами (переменными) .

Логические величины могут принимать всего два значения : «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ»

Если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей ( А = 1 ), а если ложно - нулём ( В = 0 ).

0 и 1 называются логическими значениями .

Простые и сложные высказывания Высказывания бывают простые и сложные. Высказывание называется простым , если никакая его часть сама не является высказыванием. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций. Название логической операции Конъюнкция Логическая связка Пример сложного высказывания «и»; «а»; «но»; «хотя» Дизъюнкция Мы купались в море И играли в мяч на берегу. Инверсия «или» Летом мы будем отдыхать на море ИЛИ поедем на дачу. «не»; «неверно, что» Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

Простые и сложные высказывания

Высказывания бывают простые и сложные.

Высказывание называется простым , если никакая его часть сама не является высказыванием.

Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций.

Название логической операции

Конъюнкция

Логическая связка

Пример сложного высказывания

«и»; «а»; «но»; «хотя»

Дизъюнкция

Мы купались в море И играли в мяч на берегу.

Инверсия

«или»

Летом мы будем отдыхать на море ИЛИ поедем на дачу.

«не»; «неверно, что»

Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

№ 1  Число 376 чётное и трёхзначное Высказывание А Высказывание В Составное высказывание Число 376 чётное Число 376 трёхзначное А И B № 2  Зимой дети катаются на коньках или на лыжах Высказывание А Высказывание В Составное высказывание Зимой дети катаются на коньках Зимой дети катаются на лыжах А ИЛИ B № 3  Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли Высказывание А Составное высказывание Солнце вращается вокруг Земли НЕ А

1 Число 376 чётное и трёхзначное

Высказывание А

Высказывание В

Составное высказывание

Число 376 чётное

Число 376 трёхзначное

А И B

2 Зимой дети катаются на коньках или на лыжах

Высказывание А

Высказывание В

Составное высказывание

Зимой дети катаются на коньках

Зимой дети катаются на лыжах

А ИЛИ B

3 Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли

Высказывание А

Составное высказывание

Солнце вращается вокруг Земли

НЕ А

Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. Основные логические операции Инверсия Конъюнкция Дизъюнкция

Высказывание – это предложение на любом языке,

содержание которого

можно однозначно определить как истинное или ложное.

Основные логические

операции

Инверсия

Конъюнкция

Дизъюнкция

Логические операции Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Другое название: логическое умножение. Обозначения:   ,  , & , И. пример:  Зимой холодно и идёт снег (А И В) Таблица истинности: А 0 В А & В 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 1

Логические операции

Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Другое название: логическое умножение.

Обозначения: , , & , И. пример:

Зимой холодно и идёт снег (А И В)

Таблица истинности:

А

0

В

А & В

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

Логические операции Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Другое название: логическое сложение . Обозначения: V , |, ИЛИ, +. Пример: (А ИЛИ В) Я поеду отдыхать в Сочи или поеду отдыхать в Крым.  Таблица истинности: А 0 В А V В 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1

Логические операции

Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Другое название: логическое сложение .

Обозначения: V , |, ИЛИ, +. Пример: (А ИЛИ В)

Я поеду отдыхать в Сочи или поеду отдыхать в Крым.

Таблица истинности:

А

0

В

А V В

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Логические операции Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Другое название: логическое отрицание. Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ . Пример: Я не поеду в Сочи.(не А) Таблица истинности: А 0 Ā 1 1 0 Логические операции имеют следующий приоритет: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция .

Логические операции

Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

Другое название: логическое отрицание.

Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ .

Пример: Я не поеду в Сочи.(не А)

Таблица истинности:

А

0

Ā

1

1

0

Логические операции имеют следующий приоритет:

инверсия, конъюнкция, дизъюнкция .

Построение таблиц истинности для логических выражений подсчитать n - число переменных в выражении подсчитать общее число логических операций в выражении установить последовательность выполнения логических операций определить число столбцов в таблице заполнить шапку таблицы, включив в неё переменные и операции определить число строк в таблице без шапки: m =2 n выписать наборы входных переменных провести заполнение таблицы по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью

Построение таблиц истинности для логических выражений

подсчитать n - число переменных в выражении

подсчитать общее число логических операций в выражении

установить последовательность выполнения логических операций

определить число столбцов в таблице

заполнить шапку таблицы, включив в неё переменные и операции

определить число строк в таблице без шапки: m =2 n

выписать наборы входных переменных

провести заполнение таблицы по столбцам, выполняя логические

операции в соответствии с установленной последовательностью

Пример построения таблицы истинности логического выражения А  V  A & B n = 2, m = 2 2 = 4 . Приоритет операций: &, V  A B A&B A V A&B 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1

Пример построения таблицы истинности логического выражения

А V A & B

n = 2, m = 2 2 = 4 .

Приоритет операций: &, V

A

B

A&B

A V A&B

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  Постройте таблицу истинности для формулы: НЕ А ИЛИ В  n = 2, m = 2 2 = 4 . Приоритет операций:  НЕ, ИЛИ А В НЕ А НЕ А ИЛИ В 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Постройте таблицу истинности для формулы:

НЕ А ИЛИ В

n = 2, m = 2 2 = 4 .

Приоритет операций: НЕ, ИЛИ

А

В

НЕ А

НЕ А ИЛИ В

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

Типы логических задач в ОГЭ по информатике Вычисление значения логического выражения Задание №2 Поиск информации в Интернете Задание №18 Поиск информации в таблице по сформулированному условию Задание №12

Типы логических задач в ОГЭ по информатике

Вычисление значения логического выражения

Задание №2

Поиск информации в Интернете

Задание №18

Поиск информации в таблице по сформулированному условию

Задание №12

25)? Решение способом рассуждения Логическое «И» истинно толь­ко тогда, когда истинны оба высказывания. За­пи­шем выражение в виде (число нечётное) И (число 25) =1 Найдём ближайшее к 25 целое нечётное число, превосходящее 25 ОТВЕТ: 27 " width="640"

Задание ОГЭ №3 Значение логического выражения

Найдите наименьшее целое число, для которого истинно высказывание:

НЕ (число чётное) И (число 25)?

Решение способом рассуждения

Логическое «И» истинно толь­ко тогда, когда истинны оба высказывания.

За­пи­шем выражение в виде

(число нечётное) И (число 25) =1

Найдём ближайшее к 25 целое нечётное число, превосходящее 25

ОТВЕТ: 27

25)? 1)17 2) 25 3) 31 4) 42 Решение через заполнение таблицы истинности для каждого варианта ответа Варианты ответов 17 Не (число чётное) Число 25 25 1 31 Не (число чётное) и (число 25) 0 1 42 1 0 0 1 0 0 1 1 0 Ответ: 3 " width="640"

Задание№2 Значение логического выражения

Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:

НЕ (число чётное) И (число 25)?

1)17 2) 25 3) 31 4) 42

Решение через заполнение таблицы истинности для каждого варианта ответа

Варианты ответов

17

Не (число чётное)

Число 25

25

1

31

Не (число чётное) и (число 25)

0

1

42

1

0

0

1

0

0

1

1

0

Ответ: 3

Осуществление поиска информации в таблице по сформулированному условию

Осуществление поиска информации в таблице по сформулированному условию

В таблице « Отправление по ­ ез ­ дов даль ­ не ­ го следования » найти     Сколько за ­ пи ­ сей в дан ­ ном фраг ­ мен ­ те удо ­ вле ­ тво ­ ря ­ ют усло ­ вию   (Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   ИЛИ   (Вокзал = « Ярославский » )?   В от ­ ве ­ те ука ­ жи ­ те одно число  —  искомое ко ­ ли ­ че ­ ство строк . Пункт назначения Адлер Категория поезда фирменный Адлер Время в пути скорый 29:46 Адлер Вокзал Казанский фирменный Адлер 38:35 скорый 25:30 Курский Алма-Ата скорый Казанский 39:13 Амстердам Курский 102:22 скорый Анапа пассажирский Павелецкий Архангельск 36:40 скорый Архангельск Белорусский 35:37 пассажирский Белорусский 20:46 Архангельск Астана Ярославский скорый 46:30 скорый Ярославский Астрахань 21:25 скорый Белорусский 58:00 Казанский 27:56 Павелецкий

В таблице « Отправление по ­ ез ­ дов даль ­ не ­ го следования » найти

 

 

Сколько за ­ пи ­ сей в дан ­ ном фраг ­ мен ­ те удо ­ вле ­ тво ­ ря ­ ют усло ­ вию

 

(Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   ИЛИ   (Вокзал = « Ярославский » )?

 

В от ­ ве ­ те ука ­ жи ­ те одно число  —  искомое ко ­ ли ­ че ­ ство строк .

Пункт назначения

Адлер

Категория поезда

фирменный

Адлер

Время в пути

скорый

29:46

Адлер

Вокзал

Казанский

фирменный

Адлер

38:35

скорый

25:30

Курский

Алма-Ата

скорый

Казанский

39:13

Амстердам

Курский

102:22

скорый

Анапа

пассажирский

Павелецкий

Архангельск

36:40

скорый

Архангельск

Белорусский

35:37

пассажирский

Белорусский

20:46

Архангельск

Астана

Ярославский

скорый

46:30

скорый

Ярославский

Астрахань

21:25

скорый

Белорусский

58:00

Казанский

27:56

Павелецкий

 РЕШЕНИЕ задачи№12  (Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   ИЛИ   (Вокзал = « Ярославский » )=1   Логическое «ИЛИ» ис­тин­но тогда, когда истиннo хотя бы одно высказывание. Пункт назначения Категория поезда Адлер фирменный Время в пути Адлер Адлер 29:46 скорый Вокзал фирменный Казанский 38:35 Адлер Курский 25:30 скорый Алма-Ата Казанский скорый 39:13 Амстердам Анапа скорый Курский 102:22 пассажирский Павелецкий 36:40 Архангельск 35:37 скорый Архангельск Белорусский Белорусский пассажирский 20:46 Архангельск Астана скорый 46:30 Ярославский скорый Ярославский 21:25 Астрахань Белорусский 58:00 скорый Казанский 27:56 Павелецкий Ответ: 9 в ответ входят все строки (желтый цвет), где встречаются или «скорый» или «Ярославский» или оба слова одновременно.

РЕШЕНИЕ задачи№12

(Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )  

ИЛИ   (Вокзал = « Ярославский » )=1

  Логическое «ИЛИ» ис­тин­но тогда, когда истиннo хотя бы одно высказывание.

Пункт назначения

Категория поезда

Адлер

фирменный

Время в пути

Адлер

Адлер

29:46

скорый

Вокзал

фирменный

Казанский

38:35

Адлер

Курский

25:30

скорый

Алма-Ата

Казанский

скорый

39:13

Амстердам

Анапа

скорый

Курский

102:22

пассажирский

Павелецкий

36:40

Архангельск

35:37

скорый

Архангельск

Белорусский

Белорусский

пассажирский

20:46

Архангельск

Астана

скорый

46:30

Ярославский

скорый

Ярославский

21:25

Астрахань

Белорусский

58:00

скорый

Казанский

27:56

Павелецкий

Ответ: 9

в ответ входят все строки (желтый цвет), где встречаются или «скорый» или «Ярославский» или оба слова одновременно.

 В таблице « Отправление по ­ ез ­ дов даль ­ не ­ го следования » найти   Сколько за ­ пи ­ сей в дан ­ ном фраг ­ мен ­ те удо ­ вле ­ тво ­ ря ­ ют усло ­ вию   (Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   И   (Вокзал = « Ярославский » )?   В от ­ ве ­ те ука ­ жи ­ те одно число  —  искомое ко ­ ли ­ че ­ ство строк . Пункт назначения Адлер Категория поезда фирменный Адлер Время в пути скорый 29:46 Адлер Вокзал Казанский фирменный Адлер 38:35 скорый 25:30 Курский Алма-Ата скорый Казанский 39:13 Амстердам Курский 102:22 скорый Анапа пассажирский Павелецкий Архангельск 36:40 скорый Архангельск Белорусский 35:37 пассажирский Белорусский 20:46 Архангельск Астана Ярославский скорый 46:30 скорый Ярославский Астрахань 21:25 скорый Белорусский 58:00 Казанский 27:56 Павелецкий

В таблице « Отправление по ­ ез ­ дов даль ­ не ­ го следования » найти

 

Сколько за ­ пи ­ сей в дан ­ ном фраг ­ мен ­ те удо ­ вле ­ тво ­ ря ­ ют усло ­ вию

 

(Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   И   (Вокзал = « Ярославский » )?

 

В от ­ ве ­ те ука ­ жи ­ те одно число  —  искомое ко ­ ли ­ че ­ ство строк .

Пункт назначения

Адлер

Категория поезда

фирменный

Адлер

Время в пути

скорый

29:46

Адлер

Вокзал

Казанский

фирменный

Адлер

38:35

скорый

25:30

Курский

Алма-Ата

скорый

Казанский

39:13

Амстердам

Курский

102:22

скорый

Анапа

пассажирский

Павелецкий

Архангельск

36:40

скорый

Архангельск

Белорусский

35:37

пассажирский

Белорусский

20:46

Архангельск

Астана

Ярославский

скорый

46:30

скорый

Ярославский

Астрахань

21:25

скорый

Белорусский

58:00

Казанский

27:56

Павелецкий

Решение задачи (Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   И   (Вокзал = « Ярославский » )=1 Логическое «И» ис­тин­но тогда, когда истинны оба высказывания одновременно .    Пункт назначения Адлер Категория поезда фирменный Адлер Время в пути 29:46 скорый Адлер Вокзал Казанский Адлер фирменный 38:35 скорый Алма-Ата 25:30 Курский 39:13 Казанский скорый Амстердам 102:22 Курский скорый Анапа Павелецкий пассажирский 36:40 Архангельск скорый Архангельск Белорусский 35:37 пассажирский Архангельск 20:46 Белорусский Ярославский 46:30 скорый Астана скорый Астрахань 21:25 Ярославский скорый 58:00 Белорусский 27:56 Казанский Павелецкий Ответ: 1 (в ответ входит строка (желтый цвет), где встречаются «скорый» и «Ярославский» одновременно).

Решение задачи

(Категория по ­ ез ­ да = « скорый » )   И   (Вокзал = « Ярославский » )=1

Логическое «И» ис­тин­но тогда, когда истинны оба высказывания одновременно .

 

Пункт назначения

Адлер

Категория поезда

фирменный

Адлер

Время в пути

29:46

скорый

Адлер

Вокзал

Казанский

Адлер

фирменный

38:35

скорый

Алма-Ата

25:30

Курский

39:13

Казанский

скорый

Амстердам

102:22

Курский

скорый

Анапа

Павелецкий

пассажирский

36:40

Архангельск

скорый

Архангельск

Белорусский

35:37

пассажирский

Архангельск

20:46

Белорусский

Ярославский

46:30

скорый

Астана

скорый

Астрахань

21:25

Ярославский

скорый

58:00

Белорусский

27:56

Казанский

Павелецкий

Ответ: 1 (в ответ входит строка (желтый цвет), где встречаются «скорый» и «Ярославский» одновременно).

Поиск информации в Интернете Всемирная паутина ( WWW ) - это сервис для получения доступа пользователей сети к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты . Задача. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросах используется символ |, а для логической операции И – символ &. 1 2 Франция | Испания | История 3 Франция & Карта & История Франция | История 4 Франция & История Расположите номера запросов в порядке убывания количества страниц .

Поиск информации в Интернете

Всемирная паутина ( WWW ) - это сервис для получения доступа пользователей сети к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света.

Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты .

Задача. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросах используется символ |, а для логической операции И – символ &.

1

2

Франция | Испания | История

3

Франция & Карта & История

Франция | История

4

Франция & История

Расположите номера запросов в порядке убывания количества страниц .

Изобразим графически количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Решаем задачу : 1 2 Франция | Испания | История 3 Франция & Карта & История 4 Франция | История Франция & История Франция Франция Франция Франция Испания Карта История История История История 4) 3) 2) 1) Вывод: Чем боль­ше в за­про­се опе­ра­ций «ИЛИ», тем боль­ше ре­зуль­та­тов выдаёт по­ис­ко­вой сервер. Чем боль­ше в за­про­се опе­ра­ций «И», тем мень­ше ре­зуль­та­тов вы­даст по­ис­ко­вой сервер. Ответ: 1 3 4 2

Изобразим графически количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.

Решаем задачу :

1

2

Франция | Испания | История

3

Франция & Карта & История

4

Франция | История

Франция & История

Франция

Франция

Франция

Франция

Испания

Карта

История

История

История

История

4)

3)

2)

1)

Вывод: Чем боль­ше в за­про­се опе­ра­ций «ИЛИ», тем боль­ше ре­зуль­та­тов выдаёт по­ис­ко­вой сервер. Чем боль­ше в за­про­се опе­ра­ций «И», тем мень­ше ре­зуль­та­тов вы­даст по­ис­ко­вой сервер.

Ответ: 1 3 4 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!