Практическая работа
Тема: «Бизнес-планирование»
Цель: закрепление теоретических знаний и отработка практических навыков при составление бизнес-плана.
Приобретение навыков анализа разделов бизнес – плана организации.
Изучить теоретические основы бизнес-планирования. Рассмотреть существующие методики создания бизнес-планов.
Научиться разрабатывать структуру бизнес-плана, в полной мере соответствующего его целям. Научиться выделять наиболее значимую информацию отдельных разделов бизнес-плана.
Технические средства: компьютер с выходом в систему Интернет, калькулятор, учебные шаблоны бизнес-плана.
Теоретическая часть.
Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Бизнес-план при создании собственного дела должен включать следующие разделы:
1) общая характеристика фирмы (резюме);
2) характеристика товаров (услуг);
3) рынки сбыта товаров (услуг);
4) конкуренция на рынках сбыта;
5) план маркетинга;
6) план производства;
7) организационный план;
8) риски в деятельности фирмы;
9) финансовый план;
10) приложения.
Алгоритм выполнения задания.
Используя учебный шаблон бизнес-плана и опорный конспект, составьте и рассчитайте бизнес-план, сделайте выводы.
Практическое задание выполняется индивидуально в практических занятий, темы создания бизнес-планов согласовываются с преподавателем.
Практическое задание состоит из нескольких этапов, которые позволяют:
- последовательно изучить теоретический материал по бизнес- планированию;
- приобрести навыки по анализу методик, с вязанных с составлением бизнес-планов;
- подготовить проект структуры бизнес-плана предприятия сферы услуг;
- составить резюме бизнес-плана.
Отчет о выполнении практического задания необходимо представить на листах формата А4 в печатной форме, либо написанный от руки. Титульный лист задания оформляется в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Он содержит четко сформулированную цель создания бизнес-плана.
В работе должен быть представлен перечень разделов проектируемого бизнес-плана.
Следует внести пояснения к разделам, 2 включаемым в бизнес-план (дается характеристика информации, которая будет содержаться в отдельных разделах бизнес-плана, перечень необходимых документов, таблиц, рисунков, показателей, а также формул для расчетов). Завершает работу текст резюме бизнес-плана (1- 2 стр.).
Содержание отчета:
1. Титульный лист.
2. Структура бизнес-плана (перечень включаемых разделов).
3. Содержание разделов бизнес-плана (только перечень необходимой в документе информации).
4. Резюме бизнес-план
Шаблон учебного бизнес-плана.
1. РЕЗЮМЕ ИНИЦИАТОРА ПРОЕКТА
Общая информация: Количество разработчиков:_____ чел
Ф.И.О.: | |
Контактный телефон: | |
Адрес: | |
Е-mail: | |
Сведения об образовании:
Наименование учебного заведения | |
Год окончания | |
Специальность по образованию | |
Миссия – значение вашего бизнеса для общества______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Видение перспективы деятельности________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Полное наименование проекта:
_____________________________________________________________________
Суть проекта:
_____________________________________________________________________
Стадия готовности проекта:
Х* | Мероприятия |
| проработана бизнес-идея |
| разработан бизнес-план проекта |
| заключены контракты (договор о намерениях) с поставщиками оборудования |
| заключен договор (договор о намерениях) аренды (субаренды) помещения |
| имеется в наличии часть необходимого оборудования |
| проведены ремонтные работы в помещении |
| произведена наладка оборудования |
| произведен подбор / набор персонала |
*необходимо отметить «Х» действия, которые уже были произведены для реализации проекта
Основные финансовые показатели проекта:
Наименование: | Единицы измерения | Значение |
Общая стоимость проекта: | руб. | |
собственные средства | руб. | |
заемные средства (кредиты) | руб. | |
государственные субсидии (грант МЭР) | руб. | |
государственные субсидии (ГСЗН) | руб. | |
субвенция (ГСЗН) | руб. | |
прочие источники финансирования | руб. | |
Чистая прибыль (за первый год проекта) | руб. | |
Суммарный денежный поток (за первый год проекта) | руб. | |
Рентабельность продаж | % | |
Период окупаемости общих вложений | мес. | |
Предпочтительная организационно-правовая форма:
__________________________________________________________________________
Предпочтительная форма налогообложения проекта:
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ)
3.1. Наименование продукции (услуги):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.2. Краткое описание и основные характеристики:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ПЛАН МАРКЕТИНГА
SWOT – анализ факторов, влияющих на достижение целей программы и общая
оценка проекта:
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ | ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
Силы (strengths) | Возможности (opportunities) |
Слабости (weaknesses) | Угрозы (threats) |
Потребители (целевая группа):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конкуренты:
Наименование | Характеристика сильных сторон слабых сторон | Выводы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
План рекламных мероприятий:
№
п/п Наименование* | Первый год (по кварталам), руб. 1 период 2 период 3 период 4 период уб.: | Итого, |
| | | | | |
Всего: | | | | | |
1. Пресса | | | | | |
2. Печатная продукция | | | | | |
3. Сайт компании | | | | | |
4. Баннер | | | | | |
5. Реклама в интернете | | | | |
Ценообразование:
№п/п | Продукт (услуга) | Планируемая цена Диапазон цен Мин. Макс. | Средняя цена (руб.) |
1. | | | | |
2. | | | | |
3 | | | | |
Стратегия и каналы сбыта:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственные площади и помещения:
№п/п | Наименование | Первый год (по кварталам) руб. | Итого, руб. |
1 период | 2 период | 3 период | 4 период |
| Производственные (в т.ч. торговые) помещения | |
1 | Арендная плата | | | | | |
2 | Ремонтные работы | | | | | |
3 | Коммунальные платежи | | | | | |
| Офисные помещения | | | | |
4 | Арендная плата | | | | | |
5 | Ремонтные работы | | | | | |
6 | Коммунальные платежи | | | | | |
Затраты предприятия:
Прямые затраты - сырье и материалы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Накладные (косвенные) затраты:
1.Обучение производственного персонала
2. Транспортные расходы для производства
3. Аренда производственных площадей
4. Коммунальные платежи по производственным помещениям
Административные затраты
1. З/п административного персонала
2. Аренда офисных помещений
3. Коммунальные платежи по офисным помещениям
4. Связь и коммуникации
5. Канцелярские товары
6. Услуги бухгалтерии
7. Услуги банка
8. Услуги прочих сторонних организаций
9. Прочие административные расходы
6. ПЛАН ПЕРСОНАЛА
Затраты на оплату труда:
Административный персонал (кол-во, з.п в месяц, в год, всего)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Производственный (в т.ч. торговый) персонал (кол-во, з.п в месяц, в год, всего)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого фонд оплаты труда
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________