II. Актуализация знаний | Словесный (беседа) | Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа». А то чему вы будете учиться в этом разделе мы прочитаем в учебнике на странице 35. -Ребята, скажите, пожалуйста, что такое природа? На какие две группы можно разделить природу? -Назовите признаки живой природы? Назовите признаки неживой природы? Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы, и теперь мы можем работать дальше. | Дети открывают учебник и читают. Природа-это всё что нас окружает. На живую и неживую. В живой природе питаются, растут, приносят потомство, умирают. В неживой природе её объекты не рождаются, не дышат, не развиваются, не растут и не умирают. | Ф | Самоконтроль | Показывают знания, полученные на предыдущем уроке. | П-Умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Р- овладевают логическим действием обобщения; К- развивают коммуникативные качества. | Развиваютмотивы учебной деятельности и формируютличностный смысл учения. |
III. Определение темы. Целеполагание. | Словесный (беседа), наглядный (показ слайдов) | Посмотрите вокруг себя, что вы видите? Верно, а как это можно назвать одним словом? Ученые называют эти все предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. Помимо тел, существуют ещё вещества и частицы. Как вы думаете какая связь у тела и вещества? (если на вопрос не ответят) Давайте представим кусок сахара, что из этого мы можем назвать телом? Значит вещество у нас… Таким образом, мы выясняем что, тела состоят из веществ. Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема урока? Откройте страницу учебника 36 и прочитайте название нашего урока. Какую цель мы поставим на этот урок? А какие задачи мы поставим на этот урок? | (парта, стул, учебник, одноклассники) Предметы, объекты Тела состоят из веществ. Тело это кусок сахара. Вещество это сахар. «Тела, вещества, частицы». Узнать что такое тела, вещества, частицы. Будем учиться делить на группы (классифицировать) тела и вещества, выдвигать предположения и доказывать их, изображать частицы с помощью моделей. | Ф | Самоконтроль | | К.-участвуют в учебном диалоге. П.- строят речевые высказывания; строят логические цепи рассуждений, доказательств. | Выражают положительное отношение к процессу познания. формулируют тему урока, исходя из своих знаний и предложенного контекста. |
IV. Работа по теме урока Физминутка | Словесный (беседа, объяснение, наглядный, практический-работа с учебником.) | Ранее мы обсудили значение слова тело. В словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать. ..., прочитай пожалуйста текст в учебнике, под названием «Тела». Хорошо, спасибо. Ребята, скажите пожалуйста, так что же такое тела? (слайд) Посмотрите внимательно на схему ниже. На какие две группы можно разделить тела? Верно, молодцы, теперь, мы с вами откроем рабочие тетради на странице 23 и выполним задание 1. Определи, в каком ряду изображены только естественные тела. Закрась кружок так: в зелёный цвет. В каком ряду изображены искусственные тела? Закрась кружок так: синим цветом. Давайте с вами посмотрим на первый ряд рисунков. Давайте назовём, что изображено на них? Как вы думаете, какие это тела: естественные или искусственные? Почему ты так считаешь? Кто согласен с этим ответом? А кто не согласен? поднимите руки. Каким цветом будем закрашивать кружок? Правильно, ребята, молодцы. Закрашиваем кружочек. Дальше смотрим теперь на второй ряд рисунков. Какие здесь изображены предметы? А они какие: естественные или искусственные? Почему ты считаешь, что они искусственные? Ребята, вы согласны с ответом товарища? Каким цветом будем закрашивать кружок? Ребята, ну вы как всегда, молодцы! Закрашиваем второй кружок. Теперь смотрим на третий ряд рисунков. Что за предметы мы здесь видим ? И какие же это предметы? Ребята, а как же мы тогда будем закрашивать этот кружок? Знаете, а вы правы. И вы молодцы. Докрашиваем кружок. Кто докрасил и готов, тот поднимает голову и смотрит на меня, чтобы я видела. А теперь, ребята, здесь же в тетради выполните задание номер два. …, прочитай пожалуйста, что нужно сделать в этом задании. (несколько тетрадей беру на проверку). Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод: А сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть. Встали из-за парт и повторяем за мной: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. Ну вот мы отдохнули, размялись, теперь идём дальше. | Ребёнок читает текст Любой предмет, любое живое существо. На естественные (тела природы) и искусственные (тела, созданные руками человека) Дети выполняют задание. Стрекоза, лист, птица, луна. Естественные. Потому что они созданы природой. Согласны все. Зелёным. Телефон, ключ, карандаш, чашка. Искусственные. Потому что, они созданы человеком. Да согласны. Синим. Яблоко, ложку, часы, солнце. Яблоко и солнце-это естественные тела, потому что их создала природа, а ложка и часы-это искусственные тела, так как их создал человек. Наполовину зелёным, наполовину синим. Кто-то из детей читает задание (Напишите несколько примеров естественных и искусственных тел. И главное-не пишите примеры тех тел, которые были в предыдущем упражнении.) Что есть тела, которые созданы природой, и они называются естественными, а есть те тела, которые созданы человеком, и они- искусственные. Дети повторяют за учителем движения. | Ф | Самоконтроль, контроль учителем | | К.: участвуют в учебном диалоге. Р.: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности. | Развивают познавательные интересы Проявляют желание узнать больше. |
Продолжение работы по теме урока. | Словесный (беседа, рассказ) | Продолжаем работу. Тела состоят из веществ. Например, как я вам уже и говорила, кусок сахара -тело, а сам сахар - вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. Эти тела образованы одним веществом. ( слайд) Есть тела, которые состоят из нескольких веществ . Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. Итак, веществами называют то, из чего состоят тела. - Проведем игру. Я буду называть тело, а вы вещество. Снежинка, Мяч Стакан Гвоздь Кирпич Карандаш - Объедините в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. (выписать на доске и правильные ответы вывести на слайд). Назови в каких состояниях находятся эти вещества. Существуют три формы состояния веществ. Какие? Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Мы с вами поговорили о телах и веществах и не рассмотрели частицы. Частицы. Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт. Мне нужен ученик, который мне поможет провести его. У меня на столе стакан с водой и кусочек сахара. Сейчас… положит сахар в стакан с водой, а я размешаю. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. - Почему мы перестали видеть сахар? Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез? Этот опыт доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц. Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ. - Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. (слайд). | . Снег(вода) Резина Стекло Металл Глина Дерево, графит. Жидкие: молоко, вода, сок. Газообразные: дым, воздух. Твёрдые: железо, стекло. Жидкие, газообразные, твёрдые. Кто-то один из учеников, помогает проводить опыт. Он растворился в воде. Он не исчез. Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды. | Ф | Самоконтроль | | К - умеют слушать и понимать речь других. Формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. | Развивают умение применять в жизненных ситуациях и в учебном процессе способы снятия напряжения. концентрации внимания, умеют включаться в общую деятельность. |