СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для работы на уроках обществознания. 9 класс. Тема: "Политическая сфера общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Носителем гуманитарного знания является текст, который может быть запёчатлён как в устном слове, так и на бумаге. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, - одна из задач гуманитарного образования.  

Просмотр содержимого документа
«Тексты для работы на уроках обществознания. 9 класс. Тема: "Политическая сфера общества"»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА


Тема 1. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

     

Текст 1. Человек — существо политическое

      Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ

      Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим...

      Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске...

      ...Начать следует прежде всего с установления того принципа, который служит точкой отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всем, касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, а в других нет. Чтобы граждане не принимали участие ни в чем, это, очевидно, невозможно, так как государство представляет собой некое общение... Но в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни? И что лучше для стремящегося к наилучшему устройству государства: чтобы граждане имели сообща по возможности все или одно имели сообща, а другое — нет?

      Аристотель. Политика // Сочинения. — М., 1984. — Т. 4. — С. 376, 378—379, 403.

      Вопросы и задания: 1. Какой смысл вкладывает Аристотель в слово «политика»? 2. Как вы думаете, какое из приведенных в учебнике определений политики ближе всего к тому, как ее понимает Аристотель? 3. Как вы понимаете слова: «...человек... есть существо политическое...»? Относятся ли эти слова только к Древней Греции, или они имеют силу и в наше время? Свою точку зрения объясните. 4. Как бы вы ответили на вопросы, которые Аристотель ставит в конце приведенного текста? Свой ответ аргументируйте.

     

Текст 2. Политика главы государства

      Н. Макиавелли (1469—1527) — философ и политолог эпохи Возрождения

      Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

      Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...

      Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется...

      ...Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

      Макиавелли Н. Государь. — М., 1990. — С. 52—53.

      Вопросы и задания: 1. Н. Макиавелли излагает свой взгляд на особенности политики, которую должен проводить глава государства. Считаете ли вы, что его рекомендации следует адресовать и руководителям современных государств? Объясните свою позицию. 2. Как бы вы охарактеризовали политику, проводимую по рекомендациям Н. Макиавелли? 3. Считает ли Н. Макиавелли, что глава государства должен быть неискренним, нечестным и т. п.? Какие человеческие качества он считает хорошими, а какие — плохими? Ради какой цели он допускает возможность использования дурных средств в политике? Согласны ли вы с такими рассуждениями? 4. Вспомните из истории государственных деятелей, политика которых соответствовала принципу «Цель оправдывает средства».

     

Текст 3. Политика и власть

      М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, юрист

      Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

      В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, — то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обуславливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое оно дает.

      Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990. — С. 646.

      Вопросы и задания: 1. Что означает слово «политика»? Найдите в учебнике утверждения, которые отражают данное М. Вебером определение политики. 2. Политический вопрос, политический чиновник... Продолжите примеры словосочетаний, в которых употребляется слово «политическое». Найдите такие словосочетания в тексте параграфа. Что подразумевается в этих словосочетаниях? 3. Чем различаются участие во власти, распределение власти, сохранение власти, смещение власти? 4. Что означает власть как средство достижения идеальных целей? Какие могут быть идеальные цели? Какие могут быть цели эгоистические? Что означает власть «ради нее самой»? Приведите примеры каждого из вариантов использования власти.

    

 Текст 4. Политика в нашей жизни

      Э. А. Поздняков — современный российский политолог, культуролог, философ

      Современный мир политизирован до предела. Политика проникла во все поры человеческих отношений, не оставив, кажется, ни одной области, где бы не ощущалось ее могучего влияния. В прежние, теперь уже отдаленные времена человек мог еще как-то скрыться от нее, еще существовали отдельные «островки» жизни, свободные от масштабного и далеко не всегда благотворного воздействия политики. Сегодня он в полном ее плену; он ее активный или пассивный участник, ее неотъемлемая частица; он мыслит и действует политически, даже если не осознает того, подобно тому как мольеровский герой не осознавал, что всю жизнь говорил прозой. Повседневная «проза» нашего времени — это политика, и мы все говорим ее языком.

      Несмотря на такую всеохватность политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, в научном сознании, не говоря уже о сознании обыденном, о ней, по большей части, существуют весьма искаженные и превратные представления. Главная тому причина та, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств; она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, их страстей, устремлений, надежд и помыслов. Политика, как говаривал Макс Вебер, — это сплав божественного и дьявольского начал, и последнее слишком часто держит в ней верх.

      Поздняков Э. А. Философия политики. — Ч. 1. — М., 1994. — С. 5.

      Вопросы и задания: 1. В чем заключается всеохватность политики? 2. Почему в наше время человек — неотъемлемая частица политики? Как вы понимаете слова о том, что человек сегодня в полном плену у политики? 3. Как вы понимаете высказывание М. Вебера о том, что политика — сплав божественного и дьявольского? Найдите подтверждение этого в текстах Аристотеля и Макиавелли. 4. Чем объяснить широкое распространение искаженных и превратных представлений о политике? 5. Какой вывод из данного фрагмента вы делаете лично для себя?


Тема 2. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

     

Текст 1. Происхождение государства

      Т. Гоббс (1588—1679) — английский философ и политический мыслитель

      При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...

      ...Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю... воле и суждению носителя общего лица...

      Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...

      Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством.

      Гоббс Т. Левиафан // Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т. 1. — С. 319, 321.

      Вопросы и задания: 1. Является ли государство, с точки зрения Гоббса, продуктом человеческой деятельности, или оно имеет божественное происхождение? Свой ответ поясните. 2. Почему, по мнению автора, люди в догосударственном (естественном) состоянии враждовали между собой? В чем опасность этой вражды? 3. Найдите положения, подтверждающие, что государство явилось результатом общественного договора (соглашения). 4. Какие права люди добровольно передали государству (верховному правителю или группе лиц)? Какие обязанности возложили на себя? 5. Охарактеризуйте теорию общественного договора, используя ответы на вопросы и задания № 1—3. 6. Какие еще теории происхождения государства вам известны? (В случае затруднений обратитесь к тексту учебника.)

     

Текст 2. Признаки государства

      Г. Еллинек (1851—1911) — немецкий исследователь государства

      Самым могущественным социальным фактором силы является государство... Народ государства совпадает с территорией властвования государства...

      Суверенная государственная власть означает... власть, не знающую над собой никакой высшей власти; она является поэтому в то же время независимой и верховной властью. Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй — во внутренних отношениях... Оба признака неразрывно связаны друг с другом...

      Все попытки констатировать определенное содержание суверенитета основаны на смешении государственной власти с суверенитетом вопреки реальному положению дела. Функции властвования, отправляемые государством в силу данных исторических условий, конструируются как необходимые последствия суверенитета...

      Государственная власть осуществляла функцию законодательства, юрисдикцию, право помилования, назначения должностных лиц, монетную регалию и т. д.

      Еллинек Г. Общее учение о государстве // Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т. 1. — С. 818—819, 822—823.

      Вопросы и задания: 1. Опираясь на знания истории, объясните, почему государство является самым могущественным социальным фактором. 2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «народ государства совпадает с территорией властвования государства»? 3. В чем сущность государственного суверенитета? Проиллюстрируйте его проявления на конкретных примерах. 4. Прокомментируйте обозначенные в тексте функции государства. Являются ли они признаками государства? Аргументируйте ответ, опираясь на текст 1. 5. Перечислите признаки государства. Какой из них является главным и почему? 6. Соответствуют ли взгляды автора современным научным представлениям о признаках государства? Свой ответ поясните, опираясь на материал учебника.

     

Текст 3. Тоталитаризм

      И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

      Что такое тоталитарный режим?

      Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющеегосударство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать...

      Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой...

      Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. — С. 94.

      Вопросы и задания: 1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их. 2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ. 3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ. 4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство». 5. Приведите примеры тоталитарных режимов.

    

 Текст 4. Демократия

      Парижская Хартия для Новой Европы (1990 г.)

(Извлечения)

      Мы, главы государств и правительств государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе9, собрались в Париже в период глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола Европы закончилась. Мы заявляем, что отныне наши отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.

      Европа освобождается от наследия прошлого...

      Наше время — это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий: твердая приверженность демократии...

      Мы обязуемся строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления в наших странах...

      Демократическое правление основывается на воле народа, выражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верховенство закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем группам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.

      Демократия, имеющая представительный... характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательство государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом.

      Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М., 2000. — С. 664—665.

      Вопросы и задания: 1. Какова цель подписания Парижской Хартии? 2. На основе анализа фрагмента международного документа выявите черты демократического политического режима и поясните их. 3. В чем принципиальное отличие демократии от тоталитаризма? 4. Известно, что Россия — правопреемница СССР — подписала Парижскую Хартию, взяв на себя тем самым обязательства по утверждению в стране демократии. Опираясь на текст учебника и ранее полученные знания по курсу, подумайте, какие шаги были предприняты Российской Федерацией в этом направлении. 5. Какой общий заголовок вы предложили бы к текстам 3 и 4? Свой ответ поясните.

     

Текст 5. Гражданство

      С. А. Авакьян — современный российский ученый-юрист

      Итак, что же такое гражданство и каковы его основные характеристики?.. Нашло отражение в преамбуле10 Закона о гражданстве следующее его понимание: гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека...

      В законодательстве РФ, а ранее — Союза ССР традиционно использовалось и используется понятие «гражданство» для обозначения правовых связей лица и государства и сразу же было исключено понятие «подданство». Это естественно само по себе, поскольку в 1917 г. Россия стала республикой, а понятие «подданство» связано с монархией — там, где есть царь, император, король и т. д., есть и его подданные.

      Понятия «гражданство» и «подданство» могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане — это как бы свободные люди в свободном государстве — республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека — монарха, причем не обычного человека, а «божества» или «полубожества», стоящего над всеми.

      Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. — М., 1994. — С. 5.

      Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, выявите основные черты гражданства. 2. Как вы понимаете положение о том, что гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством? 3. Охарактеризуйте взаимные права и обязанности гражданина и государства. Используйте в ответе материал учебника. 4. В чем отличия гражданства от подданства? 5. Почему в законодательстве РФ используется понятие гражданства, а не подданства? 6. Известно, что в Великобритании существует монархия. Тем не менее граждане этой страны свободны, сами решают свои дела и управляют собой. Опираясь на данный текст и знания о формах правления, объясните это противоречие.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!