СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовая задача «Взгляд на Сталинградскую битву из чужого окопа»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовая задача про Сталинградскую битву.

Просмотр содержимого документа
«Текстовая задача «Взгляд на Сталинградскую битву из чужого окопа»»

Рисунок 1

Учебная задача.

«Взгляд на Сталинградскую битву из чужого окопа»

ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, РАССМОТРИТЕ ИЛЮСТРАЦИИ, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.


«…за 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 29 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за это же время немецкая армия продвинулась с одной стороны улицы на другую».

Сообщение Би-Би-Си в октябре 1942 г.


Рисунок 2

Сталинградская битва, 80-летнюю годовщину которой страна отмечала 2 февраля, нашла подробное отражение в дневниках немецких солдат.


Рисунок 3

Рисунок 4


Вот записи из дневника немецкого солдата, который в 1942-1943 гг. воевал под Сталинградом, после оказался в плену, а в 1953 году вернулся домой. Этот дневник войдет в историю! Его будут читать нашим школьникам и нашим студентам, учителя нашей истории! Взгляд из чужого окопа.

 «…5 октября 1942 года. Наш батальон, наконец-то, вышел к Волге. Да, фюрер обещал, что мы закончим войну осенью 1941 года, но он немного ошибся. Завтра, именно завтра, 6 октября 1942 года, мы будем на том берегу реки, и война будет закончена, попомните мое слово!


«6 октября 1942 года. Чертовы русские оказывают очень сильное огневое сопротивление. Мы не можем преодолеть эти 600 метров. Вообще. Стоим возле забора какой-то школы».

Рисунок 5

Рисунок 6

«7 октября 1942 года. Чертова школа. К ней просто невозможно подойти. Потери нашего батальона уже превысили тридцать процентов».

«13 октября 1942 года. Всем, кто остался жив из нашего батальона, интересно, откуда берутся эти русские? Школы давно уже нет, но каждый раз, когда мы к ней приближаемся, откуда-то из-под развалин раздается кинжальный огонь и убивает очередного самонадеянного немца».

«19 октября 1942 года. Мой бог, аллилуйя, мы преодолели развалины школы. От нашего батальона осталось около 100 человек. Две недели назад нас было 328… 328 солдат и офицеров Великой Германии». «…Оказалось, что чертову школу обороняли 15 русских, и мы нашли 15 трупов, среди них не было ни одного офицера, Господи, кто ими командовал?» «Представляете? Всего 15 трупов! И их штурмовал целый батальон, лучший штурмовой батальон Великой Германии! Но самое горькое нас ожидало впереди. До Волги остается еще 400 метров, но перед нами, через дорогу, стоит разрушенный четырехэтажный дом. И что-то мне подсказывает, что через эту улицу наш батальон не сможет перейти…»

Рисунок 7

Рисунок 8

31 декабря 1942 года. Мы встречаем Новый год в развалинах чертовой школы. Русских пришлось похоронить. Они своим видом, даже у мертвых были сжаты кулаки! полностью деморализовали новобранцев, которых каждую неделю присылали в наш батальон. Количество потерь уже не укладывается в моей голове… После тысячи я перестал их считать, а по данным разведки, эту чертову четырехэтажку обороняет не больше сорока человек! И мы все уже поняли, что среди них есть снайпер, который ни разу не промазал. Если услышали одиночный выстрел, хлесткий, как удар плетью, то наш повар готовит обед или кофе за вычетом одного человека… без вариантов… Эту четырехэтажку мы бомбим и обстреливаем без остановки уже два месяца! Чертовы русские! Чертов Сталинград! Чертова четырехэтажка! Чертова война! Чертов Гитлер!»

«25 января 1943 года. Надо было не обстреливать школу из тяжелой артиллерии, больше бы было мест, где не дует и можно погреться, и поспать…»

«29 января 1943 года. Пытаюсь вспомнить, когда я последний раз ощущал себя непобедимым потомком ариев, по-моему, это было 5 октября 1942 года, да, мы перестали быть непобедимыми, как только нас начали убивать русские в чертовой школе».

«1 февраля 1943 года. Мы полностью окружены. Холодно. Нет ни чая, ни шнапса. Раздеваем убитых немцев, хорошо, что их много и из их одежды делаем себе тряпочные шубы. Костры жечь нельзя ни днем, ни ночью. Чертовы русские снайперы! Не просто норовят попасть в голову, а еще обязательно в центр шапки, где прикреплен наш непобедимый символ – свастика… А если нас не убивают снайперы, то тут же начинается артиллерийский обстрел. Ночью бьют по костру, днем по дыму. Чертову школу изучил по кирпичику. Нашел обгоревший дневник с пятерками и обернутый в газету томик Ницше… зачем русским изучать немецкого философа? Чертовы дикари…

Рисунок 9

Рисунок 10

«2 февраля 1943 года.… я бы на месте русских уничтожил всех нас… нас всех, чертовых немцев, возомнивших себя непобедимыми полубогами, высшей расой, обернутой в лохмотья, которые сняли с убитых товарищей, и уже готовой сто раз продать и Гитлера, и Германию, за глоток горячего чая… нас есть за что расстрелять… и не один раз..

Если хоть кто-то из нас отсюда уйдет живым, это будет Чудо…»

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте высказывание английского историка Б.Г. Лиддел Гарта:

«Сталинград подействовал на умы немецких генералов и офицеров так же, как смертельный яд. Сталинград развенчал стратегию немецкого командования. И в моральном отношении катастрофа, которую потерпела немецкая армия под Сталинградом, имела такой эффект, от воздействия которого она уже не оправилась». Найдите подтверждение в записях дневника немецкого солдата и иллюстрациях (карт, фотографий) мнения английского историка о военной и моральной катастрофе. 

  1. На основе записей дневника и иллюстраций докажите, что настроение и самооценка самого автора дневника и оценка боеспособности советской армии изменилась с июля-октября 1942 года до февраля 1943 в Сталинграде.

  2. На схеме-инфографике представлена хронология Сталинградской битвы

В сообщении Би-Би-Си в октябре 1942 г американский журналист говорит о медленном продвижении немецкой армии до Сталинграда и во время уличных боев в городе. Составьте на основе записей дневника маршрут продвижения к Волге немецкого батальона, в котором воевал автор дневника. Объясните, почему так медленно двигались немцы к своей цели.




4.Выберите все верные суждения

А) На рисунке 2 изображена карта военной операции советской армии «Уран».

Б) Четырехэтажка, про которую, пишет автор дневника - это дом Павлова.

В) На рисунке 6,7,10 представлены фотографии, сделанные военным немецким фотокорреспондентом.

Г) В записях автора дневника от 1-2 февраля говориться о провале военной операции советской армии «Кольцо»

Д) Школу, которую захватил батальон, в котором воевал автор дневника, защищали 40 советских солдат.

Е) На рисунке 3 и 9 представлены фотографии, сделанные немецким военным фотокорреспондентом.

Ж) На рисунке 4 изображена карта немецкой военной операции по захвату Сталинграда «Тайфун»

З) На рисунке 1 изображена скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.


5.Через несколько дней после окончания Сталингадской битвы в газете «Сандей График» выходит карикатура, где политический лидеры антигитлеровской коалиции готовят на костре обед. Добавляя туда «ингредиенты» побед на фронтах Второй мировой войны. Котел символизирует Гитлера, который вот-вот взорвется..

Как зовут лидеров антигитлеровской коалиции и какие ингредиенты побед они добавляют в котел. Какой ингредиент самый главный?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!