СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Связь предложений в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся анализировать текст с точки зрения его темы, видов и средств связи предложений, определять способы и средства связи.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Связь предложений в тексте.»


Урок в 6 классе

Тема урока: Текст. Связь предложений в тексте.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:

  • учиться анализировать текст с точки зрения его темы, видов и средств связи предложений, определять способы и средства связи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развитие устной и письменной речи учащихся. 

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  1. Развивающие:

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • учебник русского языка для 6 класса Е.А. Быстровой

Структура урока:

  1. Организационный этап. Мотивация

  2. Актуализация знаний.

  3. Выявление места и причины затруднения

  4. Построение проекта выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

  7. Самоконтроль с проверкой по эталону

  8. Включение в систему знаний

  9. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознание эстетической ценности русского языка;

  • ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • стремление к речевому самосовер­шенствованию;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение определить тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • соблюдать нормы построения текста в письменной форме;

  • сохранять и развивать умение работать в паре;

  • умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

  • умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Предметные:

Научатся:

1) извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему;

2) передавать схематически представленную информацию в виде связного текста.

Смогут анализировать и характеризовать тексты с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

Познавательные:

  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Ход урока:

Этап 1- Мотивация (2мин.)

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и предлагаю вам сегодня очень дружно и активно поработать. Согласны?

Ученики. Да, согласны.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке. Л.Н. Толстой.

Учитель. Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

Ученик. Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, передавать информацию, они должны научиться владеть языком, говорить ясно, последовательно и точно.

Учитель. А что нужно для того, чтобы так ясно и понятно говорить?

Ученик. Необходимы знания.

Ученик. Нужно научиться составлять высказывания-тексты. Тогда наша речь будет логичной, внятной.

Учитель. Хорошо, ребята, с чего начнем?

Ученик. С повторения того, что нам уже известно.

Этап 2 – Актуализация знаний (7 мин.)

Учитель. Ребята, а что вы знаете о тексте? Составим кластер «Признаки текста».

Ученик. Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Ученик. Все предложения текста должны быть на одну тему. Ученик. Текст должен иметь начало и конец, то есть должна быть законченность мысли.

Ученик. Текст может быть разделен на абзацы.

Ученик. Части текста должны быть связаны логически. Ученик. А еще в тексте предложения связываются главной мыслью.

«Признаки текста»

Единство темы



Логическая связь частей

законченность



текст



Связь предложений по смыслу

Наличие главной мысли





Учитель. Молодцы. Я вижу, что вы многое о тексте знаете. У вас на столах лежат карточки, которые вы будете заполнять в течение урока.

Учитель. Дома вы должны были поработать с различными словарями и определить    значение слова текст. Каково его значение?

Ученик. ТЕКСТ - последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение(Современный энциклопедический словарь)

Ученик. ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде. (Словарь Д.Н. Ушакова)

Ученик. В этимологическом словаре ТЕКСТ это «ткань, сплетение»

  • После ответов детей на экране появляется значение слова ТЕКСТ из разных источников

Учитель. Проведем эксперимент. Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученик. Кусочек  ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом.

Учитель. Выньте из куска ткани одну нитку. Что получилось?

Ученик. Ткань испортилась. Учитель. А что будет с текстом, если мы исключим одно или несколько предложений?

1)Мне не хотелось расставаться с интересной книгой. 2) В ней рассказывалось о приключениях героев. 3)Многие из них были смелыми, отважными людьми. 4)А эти качества ценятся во все времена.

Ученик. Если убрать одно предложение или несколько, текст теряет смысл.

Учитель. Объединив все сведения и наблюдения , сделайте вывод. Что такое текст?

Ученик. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Ученик. Текстэто группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли.

Учитель. Давайте дополним составленный нами кластер этим определением.

Единство темы




законченность




Логическая связь частей



текст



Наличие главной мысли

Связь предложений по смыслу






это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли







Учитель. Являются ли текстами эти группы предложений.

I.1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный

II.2). Осень приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось,

среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
      конца не будет ясным дням. 2) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 3)В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи.



Ученик. Я думаю, что первая группа предложений – это текст.

Ученик. Нет, первая группа предложений текстом не является, потому что нет последовательности и связи предложений по смыслу.

Ученик. А вторую запись можно назвать текстом, потому что мы видим все признаки текста. Ученик. Если нарушается хоть один из признаков текста, это уже не текст.

Этап 3. Выявление места и причины затруднения. (3 мин.)

Учитель. Можно ли получить текст из предложений первой группы?

Ученик. Да. Нужно переставить предложения в нужной последовательности.

1)  В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину.2)Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

Учитель. А можете ли вы сказать, как связываются предложения в тексте?

Ученик. Нет, эти сведения нам не знакомы.

Этап 4 - Построение проекта выхода из затруднения. (2мин.)

Учитель. Что же нам необходимо узнать для правильного построения текста?

Ученик. Мы должны узнать, как связываются предложения в тексте.

Учитель. Это и будет темой нашего урока. Запишем в тетрадь «Связь предложений в тексте».

Этап 5 . Реализация построенного проекта.(8 мин.)

Учитель. Даны две группы предложений. Являются ли они текстами? В случае затруднения обратитесь к кластеру. Понаблюдайте, как связаны предложения.

1)В классе на стене висит доска. 2)На ней написано слово текст. 3)Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

1)Мы оказались в просторной комнате. 2)На стенах висели замечательные картины. 3)В углу стоял книжный шкаф.

4)В окна струился солнечный свет


Ученик. В первом случае перед нами текст. Эти предложения связаны между собой.

Учитель. А как они связаны?

Ученик. Они “цепляются” одно за другое. Каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Связаны последовательно.

Ученик. Во втором случае тоже текст, но предложения связаны иначе. 2,3,4 предложения связаны с первым.

Учитель. Как можно составить схему этого текста?

Ученик. (чертит схему на доске)

2

3

1





Ученик. А у меня получилась вот такая схема. 1 2 3

Учитель. А второму тексту эта схема соответствует?

Ученик. Нет. Схема второго текста будет такой.



1



4

3

2





Учитель. Откройте учебник и прочтите правило, сопоставьте наши выводы и схемы с текстом учебника. Верны ли ваши наблюдения? Как называются типы связей предложений в тексте?

Ученик. Да, мы пришли к таким же выводам.

Ученик. В первом случае связь – последовательная или цепная, во втором – параллельная.

Учитель. А сейчас объедините все, что знаете о тексте и попытайтесь составить алгоритм, который поможет вам определять, является ли запись текстом.

внимательно прочти предложения







Нет смысловой и грамматическойсвязи?


Есть смысловая и грамматическая связь?







Это не текст

Это текст





Типы связи предложений







Последовательная

1 - 2 - 3

Параллельная

1

2 - 3 - 4 - 5







Учитель. Молодцы. Это поможет вам в дальнейшей работе.

Этап 6- Первичное закрепление с проговариванием в устной речи (5 мин.)

  • Задание для фронтальной работы.

Учитель. Являются ли эти предложения текстом? Докажите. В случае затруднения, обращайтесь к алгоритму.

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. И все покрывается снежной шапкой, но уже ненадолго.

Ученик. Это текст. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Ученик. Связь между предложениями параллельная.

Ученик. Предложения связываются между собой при помощи слов «зима», «морозы», «снег», «метели», «снежной шапкой», они не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу.

  • Задание для групповой работы.

Учитель. Поработайте в группах. Обсудите, какие слова помогают связать предложения в текст.

 Кабан – не просто большое озеро, а целая водная система. Она состоит из трех крупных озер – Ближний, Средний и Верхний Кабан. Ученые полагают, что озера – остатки древнего русла Волги и возраст озерной системы оценивается в 25 – 30 тысяч лет.

Ученик. Второе предложение связано при помощи местоимения она. Ученик. Второе и третье предложения связаны словами озер, озера, озерная система.

  • Задания для работы в парах.

Учитель. Составьте небольшие тексты по схемам и расскажите их друг другу. Отметьте, какие средства связи предложений вы использовали?

Ученик. Я составила текст. Наступает поздняя осень. От заморозков поникли последние осенние цветы. Они долгое время радовали нас своей красотой.

В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Связь предложений – последовательная. Смысловая связь предложений при помощи слов осень – осенние – они.

Ученик. Я не смог составить текст.

Учитель. Обратись к алгоритму. Еще раз повтори, что такое текст и как он строится.

Ученик. У меня есть канарейка. Ее зовут Ксюша. Она радует нас пением во все времена года. Родина этих птиц – Канарские острова, недалеко от берегов Африки.

Ученик. Предложения связаны по смыслу и грамматически и образуют текст. Связаны они при помощи местоимений ее, она, этих.

Этап 7 - Самоконтроль с проверкой по эталону(5 мин.)

Учитель. Ребята, а сейчас вам предстоит небольшая самостоятельная работа с текстом. Распределите предложения в необходимой последовательности. Подчеркните слова, связывающие предложения, составьте схему(текст дан на экране).

А до тех пор, пока колесо не изобрели, тяжелые грузы приходилось перетаскивать волоком . Самые первые колеса были изобретены в Месопотамии в четвертом веке до нашей эры. Колесо стало одним из величайших изобретений человечества.

  • Учитель открывает эталон. Дети сверяют свою работу с эталоном.

Колесо стало одним из величайших изобретений человечества. А до тех пор, пока колесо не изобрели, тяжелые грузы приходилось перетаскивать волоком. Самые первые колеса были изобретены в Месопотамии в четвертом веке до нашей эры.


2

3

1


Учитель. Все ли справились с заданием? Были затруднения?

Ученик. Было трудно расставить предложения последовательно, чтобы получился текст, но потом я понял, как это надо сделать.

Учитель. Кто все сделал правильно, поставьте на полях +.

Не забудьте заполнять по мере работы карточки.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.)

1.Задание с взаимопроверкой.

Учитель. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Утро было свежее, чистое.Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Ученики. Эти предложения объединены одной темой: свежее чистое утро. Основная мысль текста: теплота и надежда на будущее. Предложения связаны между собой грамматически, связь – параллельная. Следовательно, это текст.

Ученик. Ключевые слова, образующие текст: УТРО - ВЕТЕРОК – ОБЛАЧКА –– СОЛНЦЕ.

Учитель. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Верните тетради и сравните с эталоном. На экране текст.

Легкий ветерок шевелил ярко-зелёные листья деревьев.

Белые облачка бродили в голубом небе. Утро было свежее, чистое.

А ласковое солнце дарило теплоту и вселяло надежду на будущее

Учитель. Кто выполнил все верно, поставьте на полях ++. У кого были ошибки, но ваш товарищ их исправил+. У кого остались ошибки даже после проверки товарищем, ставьте -.

Ученик. Я не смог найти первое предложение

Ученик. Я допустил орфографическую ошибку.

2.Упражнение10. Прочитайте текст, определите способ и средства связи предложений . Составьте схему.

Когда деревья вместе, то все кажутся хороши, но в реальности одни уступают другим. Хороша белоствольная , светло-зеленая , веселая береза. Еще лучше стройная, кудрявая, сладко-душистая во время цвета липа. Хорош и клен, высокий, стройный и красивый. Крепок , высок и могуч дуб.

Ученик. У меня получилась такая схема.

1




5

4

3

2




Ученик. Это текст. Все предложения объединены общей мыслью.

Ученик. Связь между предложениями параллельная.

Ученик. 1 -2 предложения связаны словами хороши –хороша.

Ученик. 2 -3 предложения - хороша – еще лучше.

Ученик. 3 -4 предложения - лучше – хорош.

Ученик .4 -5 предложение - высокий - высок.

3. Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Синичкин календарь».

А осень пришла уже и в лес. Сперва, когда листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по возду­ху и швыряли на землю.Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями.

Пролетели с далекого севера, из тундр, последние стаи болотных птиц.

Теперь каждый день прибывали новые гости из северных лесов, там уже начиналась зима.


Учитель. О чем этот текст? Какова его тема?

Ученик. Тема осени.

Учитель. Какова основная мысль текста? Ради чего он написан?

Ученик. Кра­сив осенний лес, но красота его временна, все меняется, как и в жизни.

Учитель. Найдите повторяющиеся слова. Для чего они нужны?

Ученик. Они служат средством связи предложений.

Учитель. Найдите синонимы и антонимы?

Ученик. Синонимы в тексте: птицы – гости. Антонимы. Сперва – потом, обнажились – покрылись.

Учитель. Ребята, а можете вы сказать, к какому типу речи и стилю относится этот текст?

Ученики. Нет, это нам неизвестно.

Учитель. Об этом вы узнаете на следующих уроках.

Заполните таблицу.







Проверьте правильность заполнения.

Текст – два и более предложений, объединенных.

по смыслу

грамматически

тема; заголовок; основная мысль;


антонимы; повторы; трехчленная структура; цепная, параллельная, смешанная связь; интонация


Этап 9 – Рефлексия. (3 мин)

Учитель. Подведем итог. Что нового узнали?

Ученик. Текстэто группа предложений, законченное высказывание, служащее для выражения мысли. Предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Ученик. Мы познакомились с видами связи предложений в тексте. Это параллельная и последовательная связь.

Ученик. А еще мы знаем теперь, как связываются слова в тексте: при помощи местоимений, синонимов, однокоренных слов, наречий.

Учитель. Итак, что такое текст?

Ученик. Текст-это предложения, связанные по смыслу и грамматически. В тексте предложения связываются не только общей темой ,но и основной мыслью. Предложения в тексте связываются параллельной и цепной связью.

Учитель. Где эти знания могут вам пригодиться?

Ученик. Это поможет нам строить свои высказывания связно, а значит, наша речь будет логична и понятна окружающим. Это очень важно, чтобы тебя с вниманием слушали и понимали.

Ученик. А еще это может пригодиться при написании сочинений и изложений, когда нам надо будет составить связный текст.

Учитель. Были ли трудности?

Ученик. Показалось трудным составление схемы, но потом разобрался.

Ученик. Были трудности с нахождением средств связи предложений в тексте.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Закончите фразу:

Я вспомнил(а), что…


Я понял(а), что…


Особенно понравилось…


Вызвало затруднение…


Нужно выучить…



Учитель. Домашнее задание на выбор.

1.упр. 8 (составить схему текста)

2.Написать связный ответ на вопрос «Что я знаю о тексте?»

3.Составьте план сообщения на тему «Способы связи предложений в тексте.

4.Составьте текст – описание картины И. Левитана «Золотая осень». Используйте различные виды связи предложений в тексте.

Учитель. Сегодня вы хорошо потрудились, были настоящими исследователями русского языка. Молодцы!

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!