Мастер-класс
«Приёмы развития пространственного мышления на уроках в начальной школе»
Доброго дня, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас сегодня на мастер-классе по теме: «Приёмы развития пространственного мышления на уроках в начальной школе». Начнем с того, что же такое пространственное мышление. Коллеги, попробуйте дать определение данному понятию. (выслушиваются ответы) Пространственное мышление – это способность человека мыслить образами, визуализировать предметы любых форм и размеров, ориентироваться среди них. Для детей это умение различать формы, находить кратчайших путь до детской площадки, строить конструкторы и объемные модели, хорошо разбираться в геометрии и многое другое. К сожалению, не у всех обучающихся это развито, и учителя начальной школы сталкиваются с данной проблемой. Наша с вами задача вовремя это увидеть и помочь ребёнку на начальном этапе, потому что обучающимся сложно ориентироваться даже в тетраде, например где верхний левый угол и так далее.
Задачи:
-ознакомить участников с трудностями развития пространственного мышления на уроках в начальной школе;
-предложить практические советы и способы, как можно преодолеть возникшие трудности.
Ход мастер-класса:
Перейдем к знакомству с трудностями, которые могут встретится в развитии пространственного мышления на уроках в начальной школе. Пространственное мышление рассматривают как одну из разновидностей визуального, образного мышления, так как его базовой основой выступают образы и представления, полученные из окружающей действительности путём зрительного восприятия. Когда обучающиеся приходят в школу, некоторые даже не могут ориентироваться в пространстве листа. Поэтому начнем с самого простого «Графический диктант».
Графический диктант по клеточкам или рисование по клеточкам – это умственная игра для развития мышления ребенка. Многим ребятишкам такие графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. И преодолевая эти трудности, ребенок учится, запоминает такие понятия, как право и лево, верх и низ, и закрепляет эти понятия на практике. Графические диктанты способствуют развитию умения удерживать внимание на конкретном задании, развивают пространственное воображение, мышление, фантазию, креативность, усидчивость. Рисование по клеточкам помогает преодолеть такие часто возникающие в начальный период обучения у многих ребят трудности, как неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность. Также они способствуют тому, что расширяется кругозор ребенка.
Сейчас я вам раздам листы, а далее мы с Вами выполним графический диктант, при выполнении подумайте, с какими трудностями может встретится первоклассник.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. У всех должен был получится динозавр. А теперь после выполнения задания, какие трудности могли возникнуть у ребенка?
Предполагаемые ответы: -количество клеток; -откуда начинать; -с какой стороны право, лево, верх, низ.
Всё верно, то есть мы можем сказать, что важно сформировать представления школьника об ориентирование в пространстве.
Следующий прием «Симметричный рисунок»
Как вы думаете с какими трудностями можно столкнуться в данном случае?
Предполагаемые ответы: -обучающийся не может выстроить рисунок в зеркальном отражении.
Предлагаю выполнить следующее упражнение, которое может помочь обучающемуся развить данный навык.
Сейчас вам также будут выданы листы, а вам нужно будет в зеркальном отражении изобразить вторую часть рисунка.
На выполнение данного упражнения влияют индивидуальные особенности, которые выражаются через способ оперирования пространственным образом. Так одни обучающиеся отображают одну фигуру не сразу, а по отдельным элементам и лишь затем находят их объединение. Другие совершают преобразования только над одной точкой или отрезком, а затем «оформляют» всю фигуру, последовательно достраивают до более сложной конфигурации.
Также у детей есть трудности в ориентировке временного пространства. То есть, когда первоклассники приходят в школу им трудно запомнить, когда какой урок, когда перемена, сколько длится и урок, и перемена. Поэтому предлагаю разработать схему так называемой «Ленты времени». Лента времени включает в себя схематическое изображение деятельности, то есть на ленте видно название предмета и время его проведения, отображено время перемены. И чтобы учащийся видел какая деятельность у него будет сейчас, можно обозначить человечком, который будет передвигаться по данной ленте.
Коллеги, предлагаю совместно схематически попробовать изобразить данную ленту, возможно добавить какие-либо свои идеи.
Давайте обсудим то, что получилось.
Предлагаю подвести итоги. Каждый поочереди расскажет, что для него было полезно узнать и что бы вы могли взять в свою деятельность. (Слушаем ответы)
Спасибо коллеги, за проведение мастер класса. Я надеюсь, что данная информация Вам поможет для преодоления трудностей.