Тема: Текст и речевая среда. Русский язык 10кл.
Ф.И.уч-ка_________________________________________
Прочитайте отрывок из рассказа М.Горького “Красавица”.
Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у бОрта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму.
…Он(юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!.. Пожалуйста!... У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива…
Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия воздуха:
- Вот так тепло седни!
Юноша вздрогнул.
- Взопрела я… бе-еды как!
Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.
- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их…Так и жгут…
И она стала свирепо чесаться, отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась.
Публика весело и одобрительно хохотала.
Бледный юноша тихо повернулся, и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода.
-Что подумали люди об этой женщине?
(Речь женщины убила её красоту? Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда)
Отмечается общее снижение культуры языка среди всех слоёв населения. В речи многих людей встречаются жаргонные слова, слова-паразиты, ненормативная лексика, заметен бедный словарный запас.
- Почему важно научиться правильно говорить?
- Что такое речевая среда?
Речевая среда – это особым образом организованное окружение, эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребёнка (семья, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок).
- По-вашему, когда следует начинать общаться с ребёнком?____________________________
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней. А комфортное пребывание способствует успешному развитию.
- Как текст связать с речевой средой?
(Через общение с текстом развивать и совершенствовать свою речь, воспитывать требовательность к собственной речи)
-Что характерно для грамотной и культурной речи? Какие качества речи вы знаете?
Чтобы речь была правильной, красивой, надо её развивать.
Редактирование предложений.
- Исправьте предложения, чтобы они соответствовали литературному языку.
1)Мы хочем пойти в лес. 2) Валяйте домой! 3) Я сегодня выходная.
4) У ней шуба норка. 5) Я ляжу на этот плед.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Выразительное чтение текста.
1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3) Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4) Есть разного рода неряшливости в языке человека.
5) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13) Но хоть и трудно – это надо, надо. 14) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву)
«Плюющиеся словами» - придуманные человеком слова, имеющие оскорбительное значение.
Основные черты и языковые средства публицистического стиля конкретность, логичность, эмоциональность, общедоступность
языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.
- К чему нас призывает Д.С.Лихачёв?________________________________________________
- Как можно озаглавить текст?______________________________________________________
Даю памятки, которые помогут вам при общении с людьми говорить правильно.
Создайте красивый текст.
Зима для кого-то это любимое время года, для кого-то нет. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать в лесу, на свежем воздухе, покататься на лыжах. А потом поделиться своими впечатлениями. Перед вами один такой рассказ любителя зимних прогулок.
«Зима. Снег. Мороз. Чудесно!»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________