Республика Крым г. Симферополь
Учитель начальных классов .
Автор: | Абдукадырова Асие Садыковна |
Тема, Класс, дата | На что похожа наша планета? 1 класс 15.11.2018 |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Цель | Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Создать условия по обучению учащихся моделированию. |
Задачи | Познакомить с формой, размерами, и движением Земли, с моделью Земли – глобусом; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к нашей планете. |
УМК | Школа России |
Учебник, раздел: | Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2016., Раздел «Что?» и «Кто?» |
Методы и формы работы: | Проблемно-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа, работа в парах, учебный диалог. |
Планируемые результаты | Предметные: иметь первоначальные представления о форме и движении Земли, использовать глобус для демонстрации формы Земли Метапредметные: Познавательные УУД: 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Ориентироваться на развороте учебника 5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и, вступая в учебный диалог. Регулятивные УУД: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 3. проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. |
Основные понятия | Планета Земля, глобус - модель Земли, вращение Земли вокруг своей оси |
Ресурсы: | Плешаков А.А. учебник, ч.1 с. 48-49, глобус, карточки, ИКТ- презентация |
Организация пространства | -Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Деятельность учащихся на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД и личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
І. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. -Громко прозвенел звонок Начинается урок! -Ребята, а как называется наш урок? -Сегодня этот урок проведу я. Меня зовут …….. Слайд. Наш девиз урока. Слушать, запоминать И ответы полные давать. Готовы начать урок? Хором. ДА. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Фронтальный. Наблюдение учителя |
ІІ. Актуализация опорных знаний (2 мин) | Словесный. Беседа | 1.Работа с научным дневником наблюдений Ребята! - Какое сейчас время года? - Какой месяц? Какое число? - Назовите день недели. - На улице солнечно или пасмурно? -Есть ли осадки? -Есть ли ветер? -Слабый или сильный? - Что мы сейчас делали? - Для чего мы это делали? | Примерные ответы учащихся. Учебный диалог: Осень 15 ноября Четверг На улице (пасмурно) Осадков нет Дует слабый ветер Рассказывали о погоде. Учились наблюдать за природой | Личностные результаты: проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме | Фронтальный. Устные ответы |
ІІІ Пробное учебное действие (4 мин) | Словесный. Проблемно - поисковый | -Ребята, а кто это? - Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха -Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Слайд. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад и стар, Что наш дом – большущий шар. (……) –Люди давно живут на Земле. Они издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. О некоторых из них нам сейчас расскажут мудрецы. Слайд. | Картинки. Муравьишка и мудрая Черепаха. Глобус и конверт. Земля. Отгадывают загадку Высказывают свое мнение. Краткие сообщения учащихся. Приложение. 1 ряд -1ученик 2 ряд- 2 ученик 3 ряд- 3 ученик | Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
ІV Выявление места и причины затруднения (1 мин) | Словесный. Проблемно - поисковый | - Правы ли были древние мудрецы? Почему? | Были неправы. Наверное, у них не хватило знаний. | Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | Фронтальный. Коллективное обсуждение |
V.Формулирование темы, планирование деятельности. (3 мин) | Словесный. Проблемно - поисковый | -Кто из вас уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? Слайд. Попробуем сформулировать цель урока: я начну предложение, а вы его закончите: Найти доказательства того, что …… Земля имеет форму шара. - Какова тема урока? -РЕБЯТА! Откройте учебник на стр.48 и прочитайте тему урока. -Прочитаем, еще раз. -Какие задачи мы поставим перед собой. | Нам предстоит ответить на вопрос. Какую форму имеет Земля и как она движется. Найти доказательства того, что земля имеет форму шара. | Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. | Фронтальный. Коллективное обсуждение |
VІ. Физкульт минутка Здоровье-сберегающий момент (1 мин) | Практический | Слайд. Физкультминутка. | Выполняют ритмические упражнения | | Правильное выполнение движений |
VІІ. Открытие новых знаний (5мин) | Словесный. Проблемно - поисковый | Слайд. Рассмотрите рисунки на с. 48 учебника и скажите. -Какое же изображение правильное? Докажите. - Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунки. -Это наблюдение люди сделали еще в древности. -В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. -А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. Слайд. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара. 21апреля 1961года первый советский космонавт облетел вокруг земли за 108 минут. Еще одно из доказательств шарообразности Земли - это снимки планеты из космоса. (демонстрирует снимок Земли из космоса) | Высказывают предположения | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | Фронтальный. Коллективное обсуждение |
VІ. Физкульт минутка Здоровье сберегающий момент (2мин) | | Игра «Доскажи словечко» Земля - единственная планета, на которой есть жизнь. На нашей земле сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Я предлагаю превратиться в бабочку. Бабочка-это насекомое. Слайд. Физкультминутка. «Бабочка» | Выполняют ритмические упражнения. | Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. | Правильное выполнение движений |
VІІ. Открытие новых знаний (6 мин) | Словесный. Беседа Проблемно- поисковый | Слайд. - Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Учитель показывает глобус.) -Почему глобус имеет такую форму? Слайд. -Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?
-Как показана суша? Слайд. - Глобус - модель Земли. В1492году первый глобус Земли изготовил Бейхман из Германии. Чтение текста. Слайд. - Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? - Рассмотрите рисунки – схемы на с. 49. -Поведем итог: Игра: Да - Нет -Земля имеет форму шара? Да -Много лет назад люди знали, что земля это шар? Нет. -Магеллан совершил кругосветное путешествие? Да. -Глобус это мяч? Нет. -Земля вращается вокруг Солнца и вокруг себя? Да -Модель Земли - это глобус? Да -Первый человек, который полетел в космос был Магеллан? Нет. -Сравним свой вывод с выводом в учебнике. Учебник стр.49. | Потому что земля имеет форму шара. Голубой. Потому что на земле много воды. Суша показана желтым, зеленым и коричневым цветом. Высказывают предположения Самостоятельно обсуждают вопрос в парах Коллективное обсуждение вопроса Систематизируют полученные новые знания, отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД : Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | Фронтальный. Коллективное обсуждение Парный. Устные ответы |
VІІІ. Развитие умений – применение знания. (10 мин) | Словесный, Проблемно - поисковый практический | - Мы открыли сегодня с вами много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив самостоятельно задания: Слайд. 1.Самостоятельная работа в парах. - Предлагаю поработать в парах и выполнить задание на карточках. Карточка№1: Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету -Проверьте свою работу. - Оцените работу группы. Карточка №2: Проверьте свою работу. - Оцените работу группы Если было, легко и все выполнили верно – покажите красный цветок; - Испытывали трудности, допустили ошибку – покажите белый или желтый цветок; 2. Практическая работа. - Мы познакомились с моделью Земли - глобусом. Предлагаю вам самостоятельно изготовить модель Земли. Для этого нам потребуется пластилин. - Какого цвета возьмем пластилин? Почему? - Какими цветами изобразим сушу? Постараемся расположить сушу на поверхности Земли. | Работают в парах , выполняя задание на карточках Проверяют работу. Оценивают работу Лепят модель Земли из пластилина | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов На основе анализа объектов делать выводы. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию целенаправленной познавательной деятельности. Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. | Парный. Устные ответы Индивидуальный, моделирование |
ІX. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) | Словесный. Беседа | -Итог урока. -Вернемся к учебной задаче урока. Какую цель поставили перед собой? Удалось ли нам это доказать. Приведите примеры, доказывающие то, что Земля имеет форму шара. Ответьте на вопросы по схеме: узнал Я запомнил смог Оцените свою работу на уроке. Самооценка: -красный – все понятно, было легко; - желтый - испытывали затруднения; - В чем испытывали затруднения? - Очень рада, что красных цветов у нас больше, чем желтых. - Урок окончен. Спасибо за работу. Просмотр видеофильма на экологическую тему. | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |