СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология выращивания комнатных растений

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений

Задачи: обучения:

Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.

Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность; способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся.

воспитательная -  воспитывать эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность, сформировать культуру общения при работе в группе.

  Тип урока:            комбинированный

Формы работы обучающихся: Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая

Дидактические средства обучения: учебник технологии (п.3,4), рабочая тетрадь ( РТ), , проектор материалы электронных образовательных ресурсов (ЭОР); иллюстративный материал; комнатные растения, инвентарь по уходу за растениями, почвенная смесь; горшки, кашпо, контейнеры, дренаж , перчатки. совок,  керамзит, фартук

Просмотр содержимого документа
«Технология выращивания комнатных растений»

Учитель технологии Стрикан Елена Александровна МБОУ «Новосельская СОШ» Брянский район

Класс: 6

Раздел 1.Интерьер жилого дома

Урок 2Комнатные растения в интерьере квартиры. Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений

Задачи: обучения:

Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.

Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность; способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся.

воспитательная -  воспитывать эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность, сформировать культуру общения при работе в группе.

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся: Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая

Дидактические средства обучения: учебник технологии (п.3,4), рабочая тетрадь ( РТ), , проектор материалы электронных образовательных ресурсов (ЭОР); иллюстративный материал; комнатные растения, инвентарь по уходу за растениями, почвенная смесь; горшки, кашпо, контейнеры, дренаж , перчатки. совок, керамзит, фартук.

Опорные понятия: Фитодизайн; одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум; жардиньерка, фитодизайнер, виды и группы комнатных растений, фитонциды, полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж.

Планируемые результаты обучения



Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  • Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

  • Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения

  • Знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.

  • Развитие познавательных интеллектов и интеллектуальных способностей.

  • Закрепление умения работать с различными источниками информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.


  • Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.

  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

  • Закрепление умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.






Ход урока

№ п\п

Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приемы УУД

1

. Организационный момент

1

мин

Активизация учащихся-

Организация внимания


Приветствие класса. Настрой на работу

Проверяет готовность учащихся к уроку


Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Организуют рабочее место

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Постановка цели

и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



1


мин

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Определить роли комнатных растений в жизни человека


Вступительное слово: читает стихотворение о цветах, комнатных растениях

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.



1.Ребята, вы послушали стихотворение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?



2.Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения?

3.Чем объяснить этот факт?

Слушает и обобщает ответы учащихся.

Вы правы: ухудшается экологическая обстановка, и недостаток общения человека с природой заставляет людей создавать зеленые уголки у себя дома и на работе, что говорит об актуальности данного вопроса.

А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Слушают и отвечают на вопросы учителя, обсуждают их, формулируют тему урока; определяют цель учебной деятельности

О цветах, комнатных растениях

Формулируют собственное мнение и аргументируют его














Познакомиться с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, научиться выполнять пересадку растений.

Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации Интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора


3

Актуализация знаний

4

мин

Выявить уровень знаний и систематизировать их.
























Выясняет степень усвоения изученного материала; предлагает ответить на вопросы домашнего задания:

1.Какие натуральные и искусственные отделочные материалы являются зкологически чистыми? Вредными?

2.Почему дизайнеры любят оформлять оконные проёмы? Назовите виды занавесей для окон.

Определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся по домашнему заданию и их причины; создаёт условия по ликвидации обнаруженных недочётов

Предлагает обучающимся выявить какую роль играют комнатные растения в жизни человека и в интерьере жилища, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знания

1(паркет)

2 позволяет не только защитить помещение от излишних солнечных лучей, шума и пыли, но и создать уют, проявить творчество

Виды занавесей: шторы, ламбрекен, портьеры, гардины, жалюзи

Выполняют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков.


4


Первичное усвоение новых знаний

15

Находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; умение работать с учебником и дополнительной литературой.

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Определение основного понятия урока «фитодизайн», основываясь на определения из разных областей


Обобщает ответы учащихся о роли комнатных растений в жизни человека, задаёт вопросы, приводящие к раскрытию новой темы, «Роль комнатных растений в жизни человека»

Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.

История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет. Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические).

Одними из первых заморских диковинок были лимонные и  апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады.

В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.

Олеандр, плющ – из Европы.

Бегония, кактусы, традесканция – из Америки.

Алоэ, бальзамин, пелпгония – из Африки.

Примула, цитрусовые, фикус – из Азии.

(На Глобус прикрепляются названия растений)

Ребята, мы наглядно видим, что комнатные растения завезены к нам со всех континентов.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Комнатные растения – пожалуй, самое естественное и самое необходимое украшение любого интерьера, будь то комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, зрительно изменяя его размеры и форму, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфортным. Они психологически успокаивают.

Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.

 Вопросы учителя:(на экране тест)

Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?

(Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.)

Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?

(Ответ: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища.)

Как влияют комнатные растения на организм человека?

(Ответ: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.)

Предлагает творческое задание в игровой форме: Узнать о чём гласит восточная мудрость?

(карточки с словами хаотично расположены на доске)

«Если хочешь быть счастливым – выращивай цветы» (Восточная мудрость)

Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна.

Предлагает записать определение в тетрадьУч. стр 15 найти и записать определение «Фитодизайн».

Рассказывает о том, что существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках.

Предлагает рассмотреть

уч. Стр16,17 заполнить таблицу (карточки с рисунками вклеить)

Таблица №1.

Основные приемы размещения комнатных растений

Одиночные растения(рис6)

Композиции из горшечных растений (Рис 7)

Комнатный садик (Рис. 8

Террариум (Рис.9)

При размещении растений следует учитывать их декоративную ценность и своеобразие.

  • Где ещё можно размещать комнатные цветы?

  • Уч. стр 19.



Предлагает найти и прочитать об основных приёмах размещения комнатных растений, записать в тетрадь «Что такое жардиньерка

Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем

Физминутка

Молодцы. А теперь поработаем в

Знакомятся с разновидностями комнатных растений, подготовив сообщения о них и по тексту учебниа

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради, работают с учебником, составляют кластер в группах

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради: стр. 4; задани







































































Отвечают на вопросы учителя и составляют восточную мудрость

Работа в













































учебнкСтр15 записывают определение

Что такое фитодизайн












Рассматривают рисунки в учебнике, заполняют таблицу 1,вклеивают рисунки.


















Выборочно читают и дают ответ об основных приёмах размещения; записывают в тетрадь новый термин жардиньерка




Ученик – физорг

проводит физминутку

Личностные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.



Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме


5

Первичная проверка знаний.

1)заполнение таблицы№1

2)классификация комнатных растений


7

Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через правильное выполнения практической работы

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Заполняем таблицу №1

«Требования растений к окружающим условиям»

Теплолюбивые

Бальзамин, папоротник, традесканция, комнатный виноград

Влаголюбивые

Рождественская звезда,

Аспарагус

Теневыносливые

Традесканция, монстера, бегония

Тенелюбивые

Плющ, драцена, кливия

Светолюбивые

Алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон

Прохладолюбивые

Герань, гортензия, роза, лавр, цитрусовые

В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.

Давайте назовём их. Уч. стр 20.

  • Я просила вас подготовить мини сообщения в чем особенность растений каждой группы.

(сообщения детей)



По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп:

  • злаковидные,

  • кустистые,

  • растения с прямостоячими стеблями,

  • лианы и ампельные растения,

  • розеточные

  • шаровидные.(записать в тетрадь)











работа в группах. ( объединение в группы по 4 человека)

У вас на столе лежат белые листы и художественные материалы. Вам нужно будет изобразить растение из той группы, о которой вы рассказали, в помощь вам материал учебника стр. 16-18

(вывешивают на доску)


Формируют навыки работы с таблицами, Формируют навыки самостоятельной работы и работы в группах,





























Выступление с подготовленными сообщениями:

  • Декоративно-цветущие растения.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения мало привлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.

  • Декоративно-лиственные растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев {пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.)

  • Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.

  • Ампельные растения.

Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют гибискус, традесканцию и др.

  • Суккуленты.

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.

  • Эпифиты.

Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.


Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

Познавательные: применять полученные знания

Личностные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме


6

Первичное закрепление

-практическая работа №2 пересадки растения и перевалки;;

10

Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через правильное выполнения практической работы



Направляющая деятельность – инструктаж по выполнении.; проверка понимания учащимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности



Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний

Чтобы комнатным растениям было комфортно в наших квартирах необходимо правильно выращивать комнатные растения, и правильно за ними ухаживать.

Уч. стр. 23 прочитать вслух «Технология выращивания комнатных растений»

(сделать запись в тетради)

  1. Подбор растения

  2. Приобретение и транспортировка

  3. Подбор и подготовка почвы

  4. Подбор и подготовка ёмкости

  5. Посадка

  6. Полив и опрыскивание

  7. Очистка

  8. Подкормка

Направляющая деятельность – инструктаж по выполнения Практической работы№2.пересадки растения и перевалки;; проверка понимания учащимися содержания работы и способ её выполнения, инструктаж по технике



Раздает маршрутную карту каждой паре

Определения и последовательность операций на экране

1По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима ПЕРЕСАДКА (замена почвы без сохранения кома)

2В случаях когда растения плохо переносят пересадку (пальмы), применяют ПЕРЕВАЛКУ

Технология пересадки растения

Технология перевалки растения

1Вынуть растение из старого горшка

1Осторожно выбирать растение из старого горшка, сохраняя земляной ком

2Поместить в посуду с водой, осмотреть корни

2Подготовить новый горшок с дренажом

3Подготовить новый горшок с дренажом

3Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы

4Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление.

4Поставить растение в горшок, сохраняя земельный ком

5Поместить в углубление растение, расправить корни

5Заполнить пустые места почвой, уплотняя её

6Засыпать корни почвой, уплотняя её

6.Полить и опрыскать растение

7.Полить растение (кроме кактусов)

7..Поставить в тень

8.Поставить в тень

В какое время года рекомендуется проводить операции?( весной, осенью)

Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений»

(работа в парах)

Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, , почвенная смесь, растение, клеёнка, перчатки, лейка с водой, фартук.

Ход работы

(на листочках)

  1. Извлеките растение из горшка ( выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)

  2. Сделайте дренаж для нового горшка.

  3. Выберите почвенную смесь соответствующую растению.

  4. Выполните перевалку (пересадку).

  5. Произведите полив.

  6. Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

  7. Уберите за собой рабочее место

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами



















































































Работая в парах, выполняют пересадку и перевалку комнатных растений; повторяют правила по техники безопасности, правила работы в парах


Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через правильное выполнения практической работы

Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

4

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам ответить на тесты в рабочей тетради, затем сообщает правильные ответы и предлагает оценить результаты своего тестирования самостоятельно


Консультирует, советует, помогает.


Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Отвечают на вопросы теста в рабочей тетради, осуществляют контроль (применяют форму взаимопроверки, самоконтроля ), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно, адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.


8

Информация о домашнем задании

1

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Овладение умениями работать с различными источниками информации, организовывать собственную информацию деятельности и планировать её результаты

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум: прочитать параграф 3, 4, ответить на вопросы к параграфу

Повышенный: составить паспорт растения, в котором указываются следующие данные: название растения, семейство, родина растения, степень освещенности, температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка.

Творческий: составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры»

Осознают вариативность домашнего задания

Развивают личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей


9

Подведение итогов урока.

1

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?


Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?

Как правильно поливать растение?

Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?

Люди, каких профессий занимаются выращиванием цветов, созданием цветочных композиций, декорированием цветочных горшков? Фитодизайнер( флорист, аранжировщик цветов )

Где можно применить полученные знания на практике?

Для чего необходимо знать это?

Дайте анализ своей деятельности.

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.


Регулятивные: оценка,


10

Рефлексия деятельности.

1

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

незаконченное предложение,

Я сегодня на уроке_____________

Предлагает послушать короткие стихи о цветах и приклеить выбранный смайлик

Цветы нам дарят вдохновенье

Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
И остаётся прочно с нами,
Всё то, что связано с цветами,



Производят рефлексию Продолжают незаконченное предложение, читают стихи , приклеивают смайлик в тетрадь

Когда расцвёл цветочек твой

Марк Львовский

Когда цветок в тепле цветёт,
Кусочек лета он несёт,
И отступают холода,
И по-другому всё тогда!
Берёшь свой фотоаппарат,
Запечатлеть цветочек рад,
И миг цветения с тобой,
Когда расцвёл цветочек твой!


Предметны: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!