СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология веб-квестов в школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета.

Просмотр содержимого документа
«Технология веб-квестов в школе»

МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»



WEB-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ


















Применение веб-квест технологий в современной школе















Выполнила: ЦАРЕВА Н.Г.

Должность/место работы:

учитель математики / МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»


г. Лодейное Поле

2018 год

Веб-квест технлогии


Применение интерактивных технологий обучения призвано решить ряд задач:

▪ Развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между обучающимися.

▪ Развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков.

▪ Обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения.

▪ Плодотворно общатья и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, результативно решать конфликты.

▪ Обеспечение рефлексии участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д.




Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета.



Образовательный квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.



Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Берни Доджем были определены виды задний для веб-квестов, также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку:

– исследовательской и творческой работы;

– качества аргументации, оригинальности работы;

– навыков работы в микрогруппе;

– устного выступления;

– мультимедийной презентации;

– письменного текста и т.п.


Квест – это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и её преобразования в более сложное знание.


Хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, чётко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.

Исследователи при определении «веб-квест» сущности выделяют такие обязательные характеристики, как:

Во-первых, использование сети Интернет для поиска информации.

Во-вторых, решение учебной задачи проблемного характера, что предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

Особенностью веб-квстов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах.


Преимущества веб-квестов:

▪ Мотивация обучающихся к изучению нового материала.

▪ Организация работы в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени.

▪ Активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности обучающихся, которой они сами управляют.


Технология веб-квестов позволяет в полной мере реализовывать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

▪ Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.

▪ Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.

▪ Интерактивность объединят всё вышеперечисленное и позволят воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно-ориентированного обучения.


Каким же образом веб-квест технология может

повысить мотивацию учащихся?


▪ Мультимедийность может существенно улучшить психоэмоциональный настрой в обучении.

▪ Модальность, т.е. использование как можно большего количества сенсорных каналов восприятия информации. Здесь особенно ценны средства мультимедиа.

▪ Слово-образ. Средствами квеста можно за кратчайшее время продемонстрировать и динамические процессы, и статические образы.

▪ Структурированность подачи учебного материала.

▪ Поисковый характер технологии позволяет активизировать исследовательскую деятельность самого педагога и обучающихся.

▪ Визуализация результатов труда и оценка проделанной работы. Поэтапные результаты работы, выведенные на экран, делают оценку деятельности обучающихся наглядной, рефлексию – осознанной.

В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, а сами вовлечены в поисковую деятельность.


В ход организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

образовательная – вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс.

развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся.

воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.


Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного обучения, взаимодействия в команде и Информационно-коммуникационной технологии.

Отличие квест-технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера и поиске информации в сети Интернет.


Тезисы, свидетельствующие об интеграционном характере

квест-технологии:

▪ Алгоритм квеста строился в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей её решения, представления результата и рефлексии, что влияет на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности.

▪ Образовательные «продукты» , выполняемые индивидуально или в группе в результате завершения квеста, могут быть различными: от решения поставленной в виде ответа на вопрос до созданных мультимедиа презентаций, роликов, сайтов, бклетов и др.

▪ Квесты взаимосвязаны с идеями «инструментальной» педагогики и методом проектов Дж. Дьюи (США) конца XIX века.

▪ Интрига и сюжет, привнесённые в эту технологию являются элементами игрового обучения – ролевой или приключенческой игры, который по сущности носит командный характер.

▪ Использование специальных компьютерных программ, информационных возможностей сети Интернет как в ходе выполнения, так и представления результата квеста, обмена мнениями характеризует эту технологию как информационно-коммуникативную.


Классификация квестов

  1. По длительности выполнения веб-квесты делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Учебная цель краткосрочных

веб-квестов

Учебная цель долгосрочных

веб-квестов

Приобретение знаний и их интеграция. Результатом краткосрочного веб-квеста будет большой объём информации, с которым предстоит справиться обучающимся.

Расширение и уточнение знаний. Результатом долгосрочного веб-квеста будет глубокий анализ собранных знаний и их преобразование в некое новое понимание, представленное на суд читателей как в сетевом режиме, так и вне киберпространства. Продолжительность такого веб-квеста от одной недели до целого месяца.


Формы, которые могут принимать долгосрочные веб-квесты:

▪ База данных, в которой категории создаются самими учениками.

▪ Микромир, представляющий физическое пространство, по которому могут передвигаться ученики.

▪ Интерактивный рассказ или судебное дело, создаваемые самими учениками.

▪ Документ, который описывает анализ противоречивой ситуации, выдвигает положение, которую ученикам необходимо одобрить или опровергнуть.

▪ Выдуманное лицо, которое можно проинтервьюировать в прямом эфире. Вопросы и ответы придумываются учениками после изучения особенностей этой личности.

  1. По предметному содержанию.

Монопроекты и межпредметные веб-квесты. Другими словами, веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, а могут работать в связке с другими предметами. Как показывает практика, межпредметные веб-квесты интереснее, интенсивнее. В то же время при разработке таких квестов требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами.

  1. По типу заданий, выполняемых обучающимися.

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определённом жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определённой точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение.

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.


Структура квестов:

  1. Введение

– формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель – подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценности.

  1. Задание

– чёткое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:

• проблема или загадка, которую необходимо решить;

• позиция, которую нужно сформулировать и защитить;

• продукт, который нужно создать;

• реферат, который должен быть создан;

• доклад или журналистский отчёт;

• творческая работа, презентация, постер и т.д.

  1. Выполнение

– точное описание основных этапов работы, руководство к действиям, полезные советы по сбору информации. С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов, разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня.

  1. Оценивание

– описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квете.

  1. Заключение

– краткое и точное описание того, чему смогут научиться ученики, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с Введением.

  1. Использованные материалы

– ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Выполнение.

  1. Комментарии для педагога

– методические рекомендации для педагогов, которые будут использовать веб-квест.

• Происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чём он.

• Возрастная категория обучающихся.

• Планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения.

• Процесс организации работы над веб-квестом.

• Необходимые ресурсы.

• Ценность и достоинства данного веб-квеста.




Группа умений необходимых для производства квеста

▪ исследовательские умения;

▪ умение вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы;

▪ аналитические умения;

▪ умение критически оценивать найденные ресурсы;

▪ знание текстового редактора.


Этапы работы над квестом

  1. Подготовительный этап. Педагог знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними обучающийся углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрёл новые знания.

  2. Выполнение задания. Формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на проставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

  3. Оформление результатов. Происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде веб-сайта, html-странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа.

  4. Обсуждение результатов работы. Его моно провести в виде конференции, чтобы обучающиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. Здесь закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичноть, взаимоподдержка и умение выступать пред аудиторией.

  5. Оценка. Обязательным для веб-квеста является предварительное объявление его принципов. Критерии оценки бывают разными. В оценке суммируются опыт, который был получен учеником при выполнении самостоятельной работы с помощью веб-квест технологии.

Критерии оценки

▪ Введение – мотивирующая и познавательная ценность.

▪ Задание – проблемность, чёткость формулировки, познавательная ценность.

▪ Порядок работы и необходимые ресурсы:

– точное описание последовательности действий;

– релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов;

– разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня;

– наличие методической поддержки – вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий;

– при использовании элементов ролевой игры – адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

▪ Оценка – адекватность представленных критериев оценки типу задания, чёткость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы;

▪ Заключение – взаимосвязь с введение, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.

Берни Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

• исследовательской и творческой работы;

• качества аргументации;

• оригинальности работы;

• навыков работы в микрогруппе;

• устного выступления;

• мультимедийной презентации;

• письменного текста и т.п.


Веб-квест, используя информационные ресурсы Интерне и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:

– участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

– учиться использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей профессиональной творческой деятельности и др.


Для педагога технология веб-квестов относительно лёгкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях:

– модель работы с веб-квестами используют огромное число педагогов в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок;

– в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны педагогам, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания.


Трудности квест-технологии:

▪ для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

▪ технология веб-квестов требует от детей и взрослых определённого уровня компьютеронй грамотности;

▪ медленный темп может ограничивать тип загружаемых ресурсов;

▪ много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.


Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.


Пример веб-квест по математике для 5-6 классов «Магия чисел»

Для начала, выбираются роли участников: путешественник, сказочник, фольклорист, иллюзионист. У каждого даются свои задания, вот, например, у иллюзиониста даётся задание разгадать, на чем основывается магия чисел в данном задании.

Формы web-квеста также могут быть различными.

Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.

Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.

Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.


Рекомендации для разработки визитной карточки веб-квеста

По какому направлению Вы бы хотели создать свой веб-квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету; может быть, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам)?

• Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети).

• Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся.

• Необходимо выделить направления работы (каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название).

Самое главное в квесте – это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста.

Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы.

Поиск учителем нужных сайтов – очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.

Время подвести итоги.

Основами создания веб-квеста является: выбор технологии, разработка проблемного задания, создание сайта.


Итак, квест-технология – это технология сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.

8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!