СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества в проектно-исследовательской деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества в проектно-исследовательской деятельности»

МКОУ « Васильевская средняя общеобразовательная школа»











Технология сотрудничества

в проектно-исследовательской

деятельности























Подготовила:

учитель немецкого языка

Токарева Е.А.





2018 г.



«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является проектно- исследовательская деятельность . Проектная деятельность учащихся представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности. Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Главная задача проектного обучения – научить учеников учиться, или иначе, научить совершать учебно-познавательную деятельность. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя. Проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, дает положительные результаты: повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Учащиеся, искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу,  хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя.

                    учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить.

                    Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. В прошлом успех в работе, прежде всего, был основан на индивидуализме и достигался через соперничество с коллегами. Тем не менее современные исследования показали, что люди, работающие в команде, чаще достигают успеха. Совместная работа приносит пользу как отдельным личностям, так и обществу. То, как ученики взаимодействуют между собой в школе, напрямую влияет на процесс обучения, их отношение к школе и мнение о себе самих. Обычно ученики взаимодействуют в классе тремя способами: соревновательно, индивидуально и коллективно. Несмотря на то, что в классе могут существовать три взаимодействия, совместная работа среди них обычно наименее распространена, хотя и является одним из целевых навыков в 21 веке Ученики должны учиться занимать свое место в сообществе, брать на себя больше ответственности за собственное обучение и приобретать навыки сотрудничества и работы с ИКТ, которые необходимы в современном мире.

Совместная работа учеников является одним из способов перехода от системы преподавания, ориентированной на учителя, к созданию системы, ориентированной на учеников, в которой нередко применяются проектные методы обучения.

Исследования  показали, что ученики, работающие совместно, обучаются быстрее и эффективнее, а также лучше запоминают материал и более позитивно воспринимают обучение.

Варианты совместной работы:

1.Обучение на основе метода сотрудничества (объединение усилий учеников)

2.Обучение в сотрудничестве (каждый ученик выполняет определенную роль)

3. Групповая работа (имеется продукт работы в группе)

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Проектная деятельностьтребует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

К ответу на этот вопрос,  ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  5. «Человек, который задает вопросы»(по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

·         Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея­тельность.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!