Просмотр содержимого документа
«Технология РКМЧП»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Подготовила учитель начальных классов МОБУ СОШ №2
Любимова Наталья Константиновна
Структура технологии
Критическое мышление- это один из видов интеллектуальной деятельности человека. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление имеет 5 характеристик. Критическое мышление – это мышление самостоятельное. Критическое мышление – это мышление обобщённое. Критическое мышление – это мышление проблемное и оценочное. Критическое мышление – это мышление аргументированное. Критическое мышление есть мышление социальное.
Первая стадия – вызов (побуждение)
На этом этапе определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать.
С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», « Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», « Верные и неверные суждения»
На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке .
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов)
На этом этапе осуществляется поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц ( сводная , таблица-синтез) , «инсерт» – чтение текста с пометками, «Знаю – хочу, узнать- узнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», « Рыбий скелет» или «Фишбоун».
Третья стадия – размышление (рефлексия). Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия . Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал, двухчастный дневник, « Шесть шляп мышления»
Ценность данной технологии
- учит слушать и слышать, развивает речь;
- даёт возможность общения;
- активизирует мыслительную деятельность; познавательный интерес
- побуждает к действию;
- избавляет от неуверенности, страха;
- повышает ответственность ученика за свой ответ;
- даёт возможности для совместного добывания знаний.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить и правильно осознать себя в окружающем их мире.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ