СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Технология развития критического мышления

на уроках иностранного языка»

В статье рассматривается, как могут формироваться в учебной среде через технологию "Развитие критического мышления" такие умения, как выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения.

Просмотр содержимого документа
««Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка»»

Технология развития критического мышления

на уроках иностранного языка

По мере развития социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию "Развитие критического мышления". Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

Основное в технологии РКМ:

  • данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания;

  • некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам; преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный;

  • характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;

  • ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;

  • способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

  • формы организации - индивидуальные, коллективные;

  • методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;

  • технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.

Технология РКМ включает три этапа или стадии.

Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление.

Здесь другие задачи.

Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия.

 Здесь основным является:

а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

б) присвоение нового знания, новой информации учеником;

в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка



Приёмы ТРКМ интересны и весьма разнообразны.

Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том, что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров. В центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.



Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала. Учащиеся высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст.



Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)». Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной теме, систематизируют новые данные.



Приём «Мозговая атака» развивает креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Приём используется для создания банка идей, из которых нужно выбрать лучшую.



Приём «Синквейн».

В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.

3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.

5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы.

На уроках мы пишем синквейны при изучении различных тем, после чтения какого-либо текста, чтобы подвести итог изученного или прочитанного. Тематика синквейнов разнообразна



Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает учащимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.



Приём «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. Учащиеся работают индивидуально, отмечают пере-путанные цепочки. Затем проходит обсуждение результатов работы в группе, учащиеся уточняют и исправляют ошибки.



Приём «Верные и неверные утверждения». В начале урока учащимся даются утверждения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор. На стадии рефлексии учащиеся могут самостоятельно составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности.



Приём «Корзина идей, понятий, имен...». Этот приём можно использовать при организации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме.

На доске изображается корзина, в которую «собирается» всё, что учащиеся вместе знают об изучаемой теме.

Учитель задаёт вопрос о том, что известно учащимся по теме. Каждый ученик вспоминает и делает записи в тетради по проблеме. Затем учащиеся обмениваются информацией и делятся друг с другом известным знанием. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в корзину идей. При этом они не комментируются, даже если являются ошибочными. В ходе урока разрозненные факты и мнения связываются в логические цепочки. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.



Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Обычно эссе пишется в классе сразу после обсуждения проблемы (приём занимает не более 5 минут).

Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

-  Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным



На протяжении нескольких лет на своих уроках мы часто используем различные приемы технологии РКМЧП:

- Инсерт или "Пометки на полях"; - маркировочная таблица "ЗУХ"; - написание эссе, синквейна, составление кластера,мозговой штурм, чтение с остановками;

- фишбон - стратегия позволяющая учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов;

- тонкие и толстые вопросы

Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.и т.д.



Например, на уроке в 8классе по теме «Система школьного образования в Германии»

Тип урока: Работа с информационным текстом «Школа в Германии»



Вызов: Кластер: По центру доски в овальном круге размещается слово Schule.

От него на расходящихся лучах записываются слова и устойчивые выражения: Grundschule, Realschule, Hauptschule, Gymnasiиm, Gesamtschule, Universitat, Hochschule. От них мелкими лучами: in die ... gehen, besuchen, beenden, lernen, studieren, absolvieren, ... ist zu Ende, es gibt, umfassen

Осмысление: инсерт

Учащимся предлагается найти в тексте «Школа в Германии» известные им из программ обучения 5-8 класса лексические единицы и подчеркнуть их в тексте и сосчитать их. Затем предлагается найти в тексте новые слова (кластер) и подчеркнуть их. Затем дети сравнивают, какое количество знакомой и незнакомой лексики имеется в тексте. С помощью мозгового штурма детям предлагается записать свой вариант перевода текста, который они «совершили» без словаря. Далее следует коллективная работа над переводом текста, которая под руководством учителя заканчивается правильным вариантом перевода



Рефлексия

Дети просматривают свои записи в тетрадях и сравнивают свой первоначальный вариант с правильным. При помощи фронтальных вопросов мы контролируем усвоение лексики по теме.



У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Мы используем эту потребность в процессе работы с текстом и пред-лагаем ребятам оформить свою информацию - составить кластеры.

Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.

Работа по кластеру на стадии рефлексии позволяет легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем. кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное.

Работа по обучению составлению кластеров можно вести уже во 2 классе. Тогда ребята учатся составлять кластеры с помощью картинок и рисунков. В последующих классах учащиеся уже составляют кластеры, записывая мысли словами, а также учатся обобщать записанную информацию в группы.

Дети при работе с кластером лучше усваивают материал, им легче пересказать текст, видя перед собой графическое изображение

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!