СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология разработки самостоятельной деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет будущим учителям 

Просмотр содержимого документа
«Технология разработки самостоятельной деятельности»

Технология организации самостоятельной деятельности школьников

Технология организации самостоятельной деятельности школьников

Самостоятельная деятельность -  вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переводом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

Самостоятельная деятельность -

вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переводом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

Дидактические задачи мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свою учебу; научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников; способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников; формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Дидактические задачи

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
  • научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
  • способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
  • формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.
Приемы, этапы, стратегии  Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимися), деятельностный, рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимися), аналитический.

Приемы, этапы, стратегии

Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимися), деятельностный, рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимися), аналитический.

Согласование Схема. Взаимосвязь преподавания и учения при организации самостоятельной работы сопровождение Деятельность педагога Деятельность ученика Подготовительный этап-конструирование Целеполагание и планирование обучающегося Согласование 1.Целеполагание Образовательный запрос Деятельность 2.Конструироваие Контроль и самооценка 3.Контрольно-оценочный Результат 4.Рефлексивный Рефлексия деятельности

Согласование

Схема. Взаимосвязь преподавания и учения при организации самостоятельной работы

сопровождение

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Подготовительный этап-конструирование

Целеполагание и планирование обучающегося

Согласование

1.Целеполагание

Образовательный запрос

Деятельность

2.Конструироваие

Контроль и самооценка

3.Контрольно-оценочный

Результат

4.Рефлексивный

Рефлексия деятельности

Подготовительный этап Шаг 1. Корректировка учебных программ с добавлением дополнительных разделов: определение тем для самостоятельной работы, сопровождение самостоятельной работы и контроль за её выполнением (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы. Шаг 2. Разработка УМК по предмету. Шаг 3. Отбор видов учебной работы, соответствующих основным целям и задачам учебной программы. Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы. Шаг 5. Расчет количества часов и суммы баллов, которые должен набрать обучающихся в ходе выполнения самостоятельной работы. Шаг 6. Разработка технологической карты самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.

Подготовительный этап

Шаг 1. Корректировка учебных программ с добавлением дополнительных разделов: определение тем для самостоятельной работы, сопровождение самостоятельной работы и контроль за её выполнением (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.

Шаг 2. Разработка УМК по предмету.

Шаг 3. Отбор видов учебной работы, соответствующих основным целям и задачам учебной программы.

Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.

Шаг 5. Расчет количества часов и суммы баллов, которые должен набрать обучающихся в ходе выполнения самостоятельной работы.

Шаг 6. Разработка технологической карты самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.

Этап целеполагания Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.

Этап целеполагания

Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.

Деятельностный этап Шаг 1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Шаг 2. Оценивание выполненной работы. Сравнение деятельности с эталоном или с критериями. В случае несовпадения – шаг 3. Шаг 3. Коррекция деятельности. Шаг 4. Самостоятельное оценивание выполненной работы, полученного образовательного результата.

Деятельностный этап

Шаг 1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Шаг 2. Оценивание выполненной работы. Сравнение деятельности с эталоном или с критериями. В случае несовпадения – шаг 3.

Шаг 3. Коррекция деятельности.

Шаг 4. Самостоятельное оценивание выполненной работы, полученного образовательного результата.

Контрольно-оценочный   Оценивание деятельности может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио, другое.

Контрольно-оценочный

Оценивание деятельности может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио, другое.

Рефлексивный. Задача – оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Проводить на основе следующих вопросов: Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности? Если не получилось, то почему, что помешало? Какие компетенции, УУД удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить? Какие учебные и личностные достижения сопутствовали этому курсу? Что ещё необходимо сделать в рамках самообразования?

Рефлексивный.

Задача – оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности.

Проводить на основе следующих вопросов:

  • Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности? Если не получилось, то почему, что помешало?
  • Какие компетенции, УУД удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?
  • Какие учебные и личностные достижения сопутствовали этому курсу?
  • Что ещё необходимо сделать в рамках самообразования?
Аналитический.   Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания и т.д.

Аналитический.

Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания и т.д.

Этапы выполнения самостоятельной работы (для ученика) Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы. Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи. Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи. Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения). Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи. Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы. Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.

Этапы выполнения самостоятельной работы (для ученика)

Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.

Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.

Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).

Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.

Литература. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина и др. - СПб.: КАРО, 2014.

Литература.

  • Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина и др. - СПб.: КАРО, 2014.
Примерное содержание памятки для учащихся:

Примерное содержание памятки для учащихся:

  • "Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":
  • - внимательно прочитайте вопрос или задание;
  • - попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;
  • - прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;
  • - прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;
  • - продумать устно полное содержание ответа на вопрос;
  • - зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;
  • - продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.
Применение инструктивных карточек.   На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Применение инструктивных карточек.

  • На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Инструктивная карточка

  • Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.
  • Ход работы:
  • Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.
  • Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.
  • Рассмотрите шейный отдел, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.
  • Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно соединенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра, рассмотрите их.
  • Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).
  • Рассмотрите рисунок учебника кости передних конечностей, найдите эти кости (плечо, предплечье, кисть) на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образованную сросшимися костями.
  • Рассмотрите пояс задних конечностей – таз, обратите внимание на прочность соединение таза с позвоночником.
  • Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.
  • Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!